kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока русского языка в 10 классе "Имя прилагательное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения и систематизации знаний об имени прилагательном, полученных учащимися в предыдущих классах. Урок включает в себя разные этапы: актуализацию знаний, повторение, закрепление, рефлексию. Используются различные формы урока: теоретическая разминка,орфоэпическая разминка, терминологическое лото, распределительный диктант. Учащиеся работают, самостоятельно и в группах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка в 10 классе "Имя прилагательное"»

Урок 13 Тема: Имя прилагательное

Класс 10

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Цель урока: систематизация и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

Задачи:

  • Повторить и закрепить орфограммы

  • Проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа;

  • Развивать ключевые компетенции: речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умение самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени; развивать умение работать с заданиями ЕНТ, внимательно и вдумчиво читать вопросы.

  • Совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитывать сознательное отношение к языку как к явлению культуры, формировать навыки контроля и самоконтроля, активизировать познавательную деятельность в коллективе и формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач, воспитывать у учащихся морально- ценностные качества.



Методы и приемы:

  • по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый;

  • по источнику знаний: словесные и практические;

  • стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;

  • интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

  • контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;

  • по организации деятельности: индивидуальные, парные и фронтальные.

Оборудование: учебник, таблицы, карточки с заданиями, тесты, эпиграф к уроку, презентации по темам, раздаточный материал, интерактивная доска, рабочий лист урока

Ученик напичка (н, нн) ый знаниями но

(не) умеющий их и (з,с) пользовать

напоминает фарширова (н, нн) ую рыбу

которая (не) умеет плавать.

А.Л. Минц

Ход урока



I. Организационный момент

1. Постановка целей

2. Работа с эпиграфом, записанным на доске.

Учитель.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова академика Александра Львовича Минца: «Ученик, напичканный знаниями, но не умеющий их использовать, напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать».

Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему уроку?

Ученики.

На уроках мы получаем знания, но не всегда можем их применить на практике.

Учитель.

Сегодня у вас есть очередной шанс показать, что вы обладаете определенными знаниями и умеете их применять.

Сейчас запишем эпиграф, но сначала я хочу обратить ваше внимание на некоторые орфограммы, чтобы ваша запись была грамотна, а вы, делая ее, чувствовали себя как рыба в воде. Кстати, что означает данный фразеологизм?

(Ответы учащихся).

Учитель.

Восстановите предложение, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните постановку знаков препинания. (Один ученик работает у доски).

Обратите внимание: эпиграф записываем в правой части листа, без кавычек, фамилия автора без скобок, точка не ставится.

Сегодня на уроке повторим все, что знаем об имени прилагательном.

Девизом нашего урока станут слова: «Я знаю, что могу это сделать. Осилим вместе»

  1. Актуализация опорных знаний

Мозговой штурм

Теоретическая разминка

Раздел науки о языке, изучающий звуки речи? ( Фонетика)

Разговор двух или нескольких лиц? (диалог)

Значимая часть слова, находится после корня и служит для образования новых слов? (суффикс)

Часть изменяемого слова без окончания? (основа)

Имеет два спряжения? (глагол)

Учит правильно говорить слова этот раздел науки о языке? (орфоэпия)

Их ровно шесть? (падежи)

Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения? (синтаксис)

Слово, называющее того, к кому обращаются с речью? ( Обращение)

Помогает произносить один слог в слове с большей силой, чем остальные? (ударение)

Все слова языка образуют его словарный состав или иначе? (лексику)

Пять, шесть, двое, третий – это? (числительное)

В предложении выделяется волнистой линией? (определение)

Ставится в конце вопросительного предложения? (вопросительный знак)

Какой признак у глаголов был, есть и будет? (время)

Как в русском языке называется буква, которая составляет трудность в написании? (орфограмма)

Как изменяются наречия? ( не изменяются)

Как называется служебная часть речи, служащая для соединения слов в предложении? (предлог)

Как еще называют главные члены предложения? (грамматическая основа)

Оно имеет три лица? (местоимение)

Терминологическое лото.

Оборудование для игры представляет собой большую карту, расчерченную на 9 клеток, с обозначенными правилами, набор маленьких карточек с цифрами от 1 до 9 (по количеству предлагаемых детям слов), материалы для ведущего и схемы правильных ответов.

Ход игры: учитель (ведущий) объявляет тему, участники готовят большую карту, рассматривают ее клетки, вспоминают, что обозначают схемы, термины, раскладывают перед собой маленькие карточки. Ведущий называет номер предложения и читает его, участники игры берут в руки маленькую карточку с соответствующей цифрой и закрывают ею клетку большой карты, найдя на ней то языковое явление, которое содержится в предложении, или ту схему, которой соответствует прочитанное ведущим предложение. В игре участвуют 9 или 10 слов или предложений (об этом ученики предупреждаются заранее). Результат игры может быть проверен учителем после урока, тогда дети оформляют его в виде схемы, при фронтальной проверке во время урока один из учеников читает цифры вслух (последовательно — по горизонтали — каждую строку). В данном случае учащиеся проверяют свои ответы в ходе урока.

Задания для заполнения терминологического лото:

1. Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

2. Вприпрыжку, быстро, с разбегу.

3. Осенний день, морской песок, декабрьское утро.

4. Это часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета или признак другого признака и отвечает на вопросы как? где? куда?

5. Наречия, образованные при помощи приставки -кое-, суффиксов то, -либо, -нибудь.

6. Папин кабинет, лисья шкура, волчьи следы.

7. Спозаранку, поздно, рано.

8. Быстра, молод, красивы.

9. Великие, высокий, добрая.

Орфоэпическая разминка:

Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В карточках слова из вариантов ЕНТ. Ваша задача в течение 2-3 минут расставить ударение в словах.

  1. гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, магазин. (гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, магазин.)

  2. Молодежь, партер, портфель, процент, свекла, сирота (Молодежь, партер, портфель, процент, свекла, сирота)

  3. начал, баловать, звонит, нефтепровод, реле, прибыть, премировать (начал, баловать, звонит, нефтепровод, реле, прибыть, премировать)

  4. средствами, намерение, копировать, свободнее, шофер, оптовый, сливовый (средствами, намерение, копировать, свободнее, шофер, оптовый, сливовый)

  5. квартал, щавель, углубить, ворота, торты, развитый, дефис, красивее, гусеничный (квартал, щавель, углубить, ворота, торты, развитый, дефис, красивее, гусеничный).



III. Работа по теме «Имя прилагательное»

Фронтальный опрос

Сегодня мы проведем урок-практикум по теме «Имя прилагательное»

Откройте тетради и запишем число и тему.

- Как можно сформулировать цель урока?

- Ообобщить и систематизировать знания по теме «Имя прилагательное», уметь применять полученные знания в практической деятельности.

-Итак, цель урока мы вместе определили.

- А теперь, чтобы проверить свои силы и способности в достижении поставленной цели, мы поработаем в команде. Для этого необходимо разделиться на две команды. На ваших карточках половина пословицы. Вторую часть вы должны найти и составить пословицу.

-Назовите пословицы.

  • Ученье-свет – неученье-тьма

  • Век живи - век учись

  • Мир освещается солнцем, а человек - знанием

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей

  • Верному другу цены нет

  • Дерево живёт корнями, а человек - друзьями

-Назовите темы ваших пословиц.

Итак, в первой команде те, у кого пословицы на тему «дружба», во второй – на тему «знание». Команды, займите свои места. Придумайте себе название и выберите капитанов. Наши команды - «Умники и умницы» и »Дружные ребята» От того, как вы правильно, быстро, четко будете отвечать, зависит ваш успех.

А) Разминка:

- Вы уже знаете, что имя прилагательное по количеству употребляемых слов занимает третье место после существительного и глагола. Так что же такое Имя Прилагательное? Давайте перейдём к научному языку. Начнём с разминки.

Команды задают друг другу вопросы и отвечают

Какую часть речи называют прилагательным?

  • На какие вопросы отвечают прилагательные и каким членом предложения являются?

  • Какие степени сравнения может иметь прилагательное?

  • Как мы узнаем качественные прилагательные?

  • Какие прилагательные имеют степени сравнения? Полную и краткую форму?

Как изменяются прилагательные? (по родам, числам и падежам)

  • От чего зависит род, падеж, число прилагательных? (они полностью зависят от существительных)

- Какие прилагательные называются относительными? Притяжательными?

IV. Закрепление

Тренировочные упражнения

1.Определить разряд имен прилагательных

Запишите прилагательные в составе словосочетаний в таблицу, правильно распределив их по разрядам

качественные

относительные

притяжательные

Громкий разговор, пассажирский поезд, оглушительный грохот, тихий шелест. Полезные советы, сестрина книга, кирпичный дом, волчьи следы, красивый пейзаж, лесной овраг, заячьи лапы, весенние ручейки, бабушкино кресло, отцов дом, песчаный берег, серьезный взгляд, медвежья берлога, каменное сердце, медвежья услуга, заячья душонка, заячий тулуп.

2. Отличай прилагательное в сравнительной степени от наречия в сравнительной степени



Имя прилагательное


Наречие

  1. Обозначает признак предмета


1.Обозначает признак действия

  1. Относится к имени существительному или местоимению

2.Относится к глаголу

  1. Отвечает на вопрос каков?


3.Отвечает на вопрос как? каким образом?

  1. В предложении выступает в роли сказуемого

4.В предложении выступает в роли обстоятельства

Ваш рассказ интереснее моего


Вы рассказываете интереснее меня

Прочитайте предложения. Укажите, в каких предложениях выделенные слова - сравнительная степень прилагательного (столбик А), а в каких — наречия (столбик Б). Какими членами предложения являются те и другие?

Левый берег ниже правого. Над морем самолет спустился ниже. Ваш ответ точнее моего. При изложении точнее формулируйте мысли. Новое здание театра красивее старого. Вы пишете красивее. Сегодня море тише, чем вчера. В присутствии больного все говорили тише. Мой брат выше меня. Мой брат через планку прыгает выше меня. Проверьте себя!

Самопроверка

А. Сравнительная степень прилагательного

В. Сравнительная степень наречия

Берег (каков?) ниже.


Спустился (как?) ниже.

Ответ (каков?) точнее.


Формулируйте (как?) точнее

Здание (каково?) красивее.

Пишете (как?) красивее.


Море (каково?) тише

Говорили (как?) тише.


Брат (каков?) выше.

Прыгает (как?) выше.


3. В какой строке все слова пишутся с –нн- ?

Утре…ий, серебря…ый, огне…ый, соломе…ый;

авиацио…ый, иллюзио…ый, торфя…ой, лу…ый;

муравьи…ый, тума…ый, бараба…ый, почве…ый;

деревя…ый, карма…ый, порцио…ый, фирме…ый.

4.В каких предложениях частица не пишется со словами раздельно?

1)День стоял (не) жаркий, а весьма прохладный.

2(Не)обычный вид ваш всех удивил.

3)А кругом на полях (не)пробудная тишь.

4)Лицо у Андрея (не)весёлое.

5.Тест

1.. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. (литературно)музыкальный, (ярко)красный, (алма)атинский

  2. (струнно)ударный, (юго)восточный, (двадцати)миллионный

  3. (железно)дорожный, (широко)плечий, (бледно)зеленый

2. В каком ряду все слова пишутся слитно?

  1. (религиозно)философский, (вагоно)ремонтный, (русско)японский

  2. (узко)глазый, (древне)русский, (средне)вековый

  3. (трудо)любивый, (девяти)этажный, (известково)щебенистый

6. В каких предложениях есть прилагательные, употребленные в значении существительного?

1) Детская комната была оклеена веселыми обоями?

2) Из детской доносился смех.

3) Из пожарного шланга ударила мощная струя воды.

4) Все расступились, освобождая дорогу пожарному со спасенным малышом в руках.

7.Упражнения учебника

V. Рефлексия

Какова была цель урока? – Чем был полезен для вас урок? (повторили и обобщили имена прилагательные)

– Понравился ли вам сегодняшний урок?

У древнегреческого ученого Сократа есть высказывание: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Умение говорить, правильно высказывать свои мысли, одно из главных критериев удачного будущего. Вам предстоит определиться с выбором профессии, учиться в учебном заведении, и эти знания и умения, надеюсь, вам помогут.

Восточная мудрость гласит: «Приобретать знания - храбрость, преумножать их – мудрость, а умело применять – высшее искусство». Я желаю вам храбрости, мудрости и высшего искусства.



VI. Домашнее задание: §15-16, упр. 282





Приложение

Гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, магазин, молодежь, партер, портфель, процент, свекла, сирота начал, баловать, звонит, нефтепровод, реле, прибыть, премировать средствами, намерение, копировать, свободнее, шофер, оптовый, сливовый квартал, щавель, углубить, ворота, торты, развитый, дефис, красивее, гусеничный



Запишите прилагательные в составе словосочетаний в таблицу, правильно распределив их по разрядам

качественные

относительные

притяжательные

Громкий разговор, пассажирский поезд, оглушительный грохот, тихий шелест. Полезные советы, сестрина книга, кирпичный дом, волчьи следы, красивый пейзаж, лесной овраг, заячьи лапы, весенние ручейки, бабушкино кресло, отцов дом, песчаный берег, серьезный взгляд, медвежья берлога, каменное сердце, медвежья услуга, заячья душонка, заячий тулуп.



Тест

1.. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. (литературно)музыкальный, (ярко)красный, (алма)атинский

  2. (струнно)ударный, (юго)восточный, (двадцати)миллионный

  3. (железно)дорожный, (широко)плечий, (бледно)зеленый

2. В каком ряду все слова пишутся слитно?

  1. (религиозно)философский, (вагоно)ремонтный, (русско)японский

  2. (узко)глазый, (древне)русский, (средне)вековый

  3. (трудо)любивый, (девяти)этажный, (известково)щебенистый





Ученье-свет – неученье-тьма



Век живи - век учись



Мир освещается солнцем, а человек – знанием



Не имей сто рублей, а имей сто друзей



Верному другу цены нет



Дерево живёт корнями, а человек – друзьями



Дерево живёт корнями, а человек - друзьями




1




2




3




4




5





6



7



8



9





1

Наречия образа действия

2

Притяжательные прилагательные


3

Качественные прилагательные


4

Относительные прилагательные


5

Наречия, которые пишутся через дефис


6

Наречия времени


7

Краткие прилагательные


8

Наречия


9

Прилагательные










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
План-конспект урока русского языка в 10 классе "Имя прилагательное"

Автор: Злоба Елена Михайловна

Дата: 03.02.2016

Номер свидетельства: 287762


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства