Цель: контроль знаний учащихся о разрядах имён прилагательных по значению.
Задачи:
Образовательная: обобщить, систематизировать и проверить ЗУН о разрядах имён прилагательных и их отличительных особенностях, формировать навык грамотного письма.
Воспитательная: воспитывать положительное отношение к получению знаний, интерес к русскому языку, любовь к родине.
ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютеры (10), проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, CD-RW-диски с заданиями, шаблоны таблиц по количеству учащихся.
Структура урока
1. Организационный момент. Психологический настрой на урок (1минута).
2. Вхождение в тему урока. Обозначение задачи и целей урока (2минуты).
4.Актуализация и контроль знаний учащихся по теме (25 минут):
1) определение разряда прилагательных;
2) кроссворд;
3) работа с текстом;
4) исключи лишнее;
5. Физминутка (1минута).
5) грамматический разбор предложения;
6) буквенный диктант;
7) анализ текста;
8) анализ перехода прилагательных по разрядам;
9) морфемный разбор прилагательных;
10) морфологический разбор прилагательных;
11) загадки.
6. Рефлексия. Итог урока (2минуты).
7. Домашнее задание (1минута).
Ход урока:
1. Организационный момент. Психологический настрой на урок (1минута).
- Здравствуйте. Сядьте на своих местах удобнее, успокойтесь, прислушайтесь к тишине. Наш урок мне хотелось бы начать с прочтения эпиграфа: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». - Ребята, как вы думаете, какую мысль хотел выразить французский писатель Франс Анатоль в этих строках?
- Вы с ним согласны?
- Так давайте сегодня на уроке мы проявим интерес к новому материалу. А чтобы разогреть ваш аппетит, мы разделимся на группы и проведём небольшое состязание, проверив тем самым домашнее задание.
2. Вхождение в тему урока. Обозначение задачи и целей урока (2минуты).
-Но сначала я расскажу вам, чем мы будем заниматься на уроке
Слайд №1- Сегодня, ребята, мы продолжаем с вами знакомиться с прилагательным. А именно с разрядами прилагательного по значению. Объяснять вам материал мне будет помогать мудрая сова.
Откройте тетради, запишите число, тему урока.
Слайд №2 -Давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока. О чём мы будем говорить? Что должны «вынести» из сегодняшнего урока? (Дети отвечают)
-Итак, 4 (сильных) ученика получают индивидуальные задания, они сложные: анализ текста, анализ перехода прилагательных по разрядам, морфемный разбор прилагательных,
морфологический разбор прилагательных. Но вы их выбираете по желанию и выполняете задания на ПК. 4 (слабым) ученикам я предлагаю работать со мной по экрану. У вас на столах шаблоны таблицы. Мы будем заполнять её. А остальные делятся на группы и также заполняют таблицу, но на компьютерах по дискам.
Слайд №3- Прилагательные имеют три разряда. Можете ли вы сказать, как они называются?
Слайд №4- У каждого разряда есть свои отличительные особенности.
Слайд №5-Предлагаю их обсудить и занести в таблицу.
Слайд №36-44- Ребята, перед вами кроссворд. Давайте попробуем угадать прилагательные, которые обозначают качество. А как называются такие прилагательные?
Слайд № 37. Находящийся в состоянии покоя (Спокойный)
Слайд № 38. Существующий с давнего времени (Старый)
Слайд № 39. Совершенно верный ответ (Точный)
Слайд № 40. Любящий безделье (Ленивый)
Слайд № 41. Не знающий страха (Смелый)
Слайд № 42. Доставляющий удовольствие (Приятный)
Слайд № 43. Сохраняющийся на очень долгое время (Вечный)
Слайд № 44. Полный злобы (Злой)
Пирог из яблок (Яблочный)
- Ребята, а будет ли прилагательное ЯБЛОЧНЫЙ качественным? Почему? Как мы будем рассуждать, определяя разряд относительных прилагательных? (Отвечают)
Слайд №45- Прочитайте текст по цепочке, вставляя вместо точек относительные прилагательные. Укажите значение прилагательных. (Время, место, материал и т.д.)
В (летние) дни хорошо бродить в (березовой) роще. Теплый ветер шелестит над головой зеленой листвою. Пахнет (лесными) грибами, спелой душистой земляникой. Сквозь густую листву прорываются (солнечные) лучи. Хорошо лежать в (цветочной) поляне, закинув под голову руки, смотреть в высоту, где над вершинами берез по голубому небу плывут и плывут, точно белые лебеди, высокие облака.
Слайд №46-51-Исключи лишнее! - Среди пар картинок выберите ту, к которой можно было бы применить данное сочетание слов как притяжательное прилагательное +существительное.
- Ребята, при поиске притяжательного прилагательного как вы будете рассуждать? Что означают данные сочетания слов в другом варианте?
Выражение "крокодиловы слезы" означает лицемерное сожаление, лживость, обман. Оно применимо к людям, притворяющимися огорченными несчастьями тех, кому готовят уж если не погибель, то основательную гадость. Возникло сие выражение в связи с древним поверьем, что у крокодила перед сытным обедом текут слезы, коими он оплакивает грядущую кончину невинно съедаемой жертвы. По другой версии, крокодил жалобным плачем зазывает жертву, после чего хватает ее и пожирает. Еще считалось, что рыдать крокодил начинал уже под конец обеда, когда от жертвы оставалась лишь голова. Так или иначе, крокодил был символом вероломства, хитрости и коварства. Крокодилий плач оказался чисто физиологическим процессом – таким образом животное избавляется от избытка соли в организме, только и всего.
Воронье гнездо – волосы у человека торчат в разные стороны, объем не держится.
Волчий аппетит – поедание человеком необычайно больших количеств пищевых продуктов.
Анютины глазки – цветы.
Мышиные глазки – очень маленькие глаза, как у мыши.
Конский хвост – причёска, волосы завязаны в хвост. Хвост похож на конский.
5. Физминутка (1минута).
Для предупреждения зрительного утомления использован комплекс упражнений Аветисова Э.С.
И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох. Наклониться вперёд, к крышке стола - выдох. Повторить 5-6 раз.
И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.
И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.
И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.
Слайд №52-53- Грамматический разбор в тетрадях и ответ у экрана.
На свист откликнулись десятки птичьих голосов, и соловьиный раскат пронесся по зарослям
Запишем предложение в тетрадях;
синтаксический разбор 2 части предложения;
назовем имена прилагательные, поставив к ним вопросы.
Слайд №54- 55- Буквенный диктант в тетрадях по рядам.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
К К О П К О К О П П
Слайд №56- Анализ стихотворения «Отечество моё Россия»
Живу я в глубине России,
В краю озёр и рудных скал.
Здесь реки – сини, горы – сини
И в синих отсветах металл.
По красоте, по скрытой силе
Мне не с чем мой Урал сравнить.
Иной здесь видится Россия,
Суровей, строже, может быть.
Л. Татьяничева
-Прочитайте стихотворение выразительно.
-Определите основную мысль стихотворения.
-Какова роль выделенного прилагательного в речи?
-Подчеркните эти прилагательные как члены предложения.
Слайд №57- Переход прилагательных из одного разряда в другой.
Слайд №61- Молодцы! По оценочным листам видно, что невыясненных вопросов практически не осталось. Все, кто работал на уроке активно и отвечали у экрана, получили «отлично», остальные «хорошо». Главное, что было интересно!
7. Домашнее задание (1минута).
Слайд №62- . Придумайте прилагательные и расселите их по квартирам-столбикам в тетради.
- Попробуйте догадаться, в какой домик нужно поселить качественные прилагательные? Относительные и притяжательные? Почему?