План-конспект урока грамоты в 1-м классе Тема : Буква ь.
План-конспект урока грамоты в 1-м классе Тема : Буква ь.
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.
II. Актуализация знаний.
Чтение учителем отрывка из стихотворения Ю.Мориц “Песенка про сказку”.
Сказка по лесу идёт –
Сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка,
Из трамвая! Из ворот!.
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка – умница и прелесть!
Ей по всюду путь открыт …
Ребята, встречайте сказку. Жил – был чудак Мягкий знак. Ходил по стране Грамоте и смущал всех тем,что делал со словами чудесные превращения. Встал он к слову МЕЛ (показать) и превратил МЕЛв МЕЛЬ (значение слова). Затем встал он в угол. Крутился там, вертелся, в самый конец слова встал. Смотрят буквы: УГОЛ исчез, а на том месте лежит чёрный блестящий УГОЛЬ(показать). Даже в стеклянную банку забрался чудак, чтоб согреться. И вдруг задымила БАНКАи в одну минуту стала тёплой БАНЬКОЙ.
Ребята, какие фокусы и превращения вы заметили? (Заменили твёрдые согласные звуки на мягкие,изменился смысл и звучание слов).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.
II. Актуализация знаний.
Чтение учителем отрывка из стихотворения Ю.Мориц “Песенка про сказку”.
Сказка по лесу идёт – Сказку за руку ведёт, Из реки выходит сказка, Из трамвая! Из ворот!.. В сказке солнышко горит, Справедливость в ней царит! Сказка – умница и прелесть! Ей по всюду путь открыт …
Ребята, встречайте сказку. Жил – был чудак Мягкий знак. Ходил по стране Грамоте и смущал всех тем,что делал со словами чудесные превращения. Встал он к слову МЕЛ(показать) и превратил МЕЛв МЕЛЬ(значение слова). Затем встал он в угол. Крутился там, вертелся, в самый конец слова встал. Смотрят буквы: УГОЛ исчез, а на том месте лежит чёрный блестящий УГОЛЬ(показать). Даже в стеклянную банку забрался чудак, чтоб согреться. И вдруг задымила БАНКАи в одну минуту стала тёплой БАНЬКОЙ.
Ребята, какие фокусы и превращения вы заметили? (Заменили твёрдые согласные звуки на мягкие,изменился смысл и звучание слов).
Надоел Мягкий знак всем и некоторые буквы сказали ему: “Уходи отсюда, мы и без тебя можем фокусы показывать”.
“Смотри, - кричит одна. – Вон на грядке растёт ЛУК,но стоит мне встать вместо – У – (слова напечатаны), как получится ЛУК – ЛЮК”. (Значение по “толковому словарю”)
Другая говорит: “Смотри, вот у тебя НОС, но встану я вместо – О – , и ты уже что – то НЁС”.
Третья молвит: “Мальчик МАЛ, он траву МЯЛ”.
“Лицо МЫЛ, стал он МИЛ”, - заявляет четвёртая.
“Был снежный КОМ, а превратился в вопрос КЕМ?”- закончила пятая. (На доске: ЛЮК, НЁС, МЯЛ, МИЛ,КЕМ)
Ребята, какие же буквы поставили на место зазнайку? (я, е, ё, ю, и) Что их объединяет?
В стане Грамота живёт чудак мягкий знак. Почему он чудак?
Где пишется мягкий знак? Какую роль выполняет?
ІІІ Введение новой буквы
Рассматривание строчной буквы. Название буквы ь. Рассмотрим в каком домике живет ь. почему он белый? (не имеет звука, а служит для обозначения мягкости на письме.)
На что похожа буква?
Буква Р перевернулась,
Мягким знаком обернулась.
( В. Степанов )
На что еще похожа буква ? Подумай и расскажи.
3.Звуко-буквенный анализ слов конь, коньки.
Перевод звуковой схемы в звуко-буквенную: сколько звуков, сколько букв? Почему букв больше?
IV Физминутка «Веселая зарядка»
V. Чтение
1.Работа по букварю с.50. Чем отличаются слова 1 и 2 строчки? Для чего служит Ь? составьте предложение с любым из прочитанных слов.
2. Чтение предложений.
3.Чтение текста «Лесные разговоры». Беседа по содержанию: Кто просит пить? Кто просит есть? Кто просит спать? Задание : найдите в тексте слова с Ь.
Вспомните правила поведения в лесу.
VІ Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише
Деревцо все выше, выше.
VІ Письмо. Работа в прописи
1.Сравнение печатной и письменной Ь: что общего ,в чем отличие?
2. Письмо строчной буквы на ладошке, в воздухе.
-Письмо в прописи
-Письмо слогов
-Запиши ответы:
1.Кто приходит, кто уходит-
Все меня за ручку водят /дверь/
2.Ущипнуть тебя не смея,
Он шипит и тянет шею,
Ты иди вперед не трусь,
Это наш домашний …/гусь/
3.Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко./лось/
4.Слово ел вдруг стало деревом с мягкими иголками./ель/
VІ I Итог урока. Что мы узнали нового? С чем познакомились на уроке? Что вам понравилось особенно?