kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект открытого урока в 4 классе. Тема: «Правописание глаголов в прошедшем времени»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект подготовлен для 4 класса в МОУ СОШ №2 г. Серпухова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока в 4 классе. Тема: «Правописание глаголов в прошедшем времени»»



Московская область

город Серпухов





Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№2»



План-конспект открытого урока в 4 классе.



Тема: «Правописание глаголов в прошедшем времени»



















Урок русского языка в 4 классе.

  1. Орг. момент.

- Здравствуйте ! Садитесь.

-Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Над какой большой темой мы работаем? ( Мы работаем над темой глагол ).

2. Самоопределение к деятельности

- Послушайте стихотворение.

Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся.

Отдёрнул, зажмурился, встал, потянулся.

Взглянул, причесался, намылил, умылся.

Зевнул, улыбнулся, почистил, побрился.

- Чем интересно это стихотворение? (Оно состоит только из глаголов.)

-В каком времени употреблены глаголы? Докажите свое мнение. (В про­шедшем, так как они отвечают на вопрос что сделал?)

-Сформулируйте задачи урока. (Мы должны повторить всё, что нам из­вестно о глаголах в прошедшем времени и узнать о них новые сведения.)

Актуализация знаний.

- Соберём уже известную информацию о глаголе. Дополните фразу……..

  • - глагол это ... /самостоятельная часть речи/

  • - которая обозначает ... /действия предметов/

  • - отвечает на вопросы .../что делать? что сделать?/

  • - назовите суффиксы глаголов неопределённой формы (-ть-, -ти-,)

  • - в настоящем времени глагол отвечает на вопрос ( что делаю ?,..ем,…ет,

  • ете, …ют)

  • - в будущем времени отвечает на вопрос (что сделаю, что сделаешь, что буду делать?)

  • - в прошедшем времени глагол отвечают на вопросы (что делал ,.. ла,.. ло, ..ли и т.д.)

1

- На этом уроке мы сможем пронаблюдать за изменением глаголов прошедшего времени.

- Вам надо заполнить таблицу и сделать вывод, какие изменения происходят с глаголом в прошедшем времени. Работать вы будете в парах.

- Давайте повторим правила работы в парах. ( Слушаем друг друга. Не перебиваем. Говорим тихо.)

(РАЗДАЮ КАРТОЧКИ) №1.

Начальная форма

Мужской род ед.число

Женский род ед.число

Средний род ед. число

Множественное число

Видеть





Стоять





Работать





- Кто сделал - жест работа выполнена.

- Сверьте свои ответы с ответами на доске.

1

Начальная форма

Мужской род ед.число

Женский род ед.число

Средний род ед. число

Множественное число

Видеть

Видел

Видела

Видело

Видели

Стоять

Стоял

Стояла

Стояло

Стояли

Работать

Работал

Работала

Работало

Работали

Оцените свою работу . У кого нет ошибок « 5», одна или две «4», у кого больше.. «3».

- Что интересного вы заметили, когда заполняли таблицу ? Что происходило с глаголом ? Как он изменялся ?

( Глагол прошедшего времени в единственном числе изменяется по родам –м.р., ж.р., ср. р. ) ( И ПО ЧИСЛАМ !)

А с глаголом во множественном числе произошли изменения? (НЕТ)

- Какой вывод можно сделать ? ( Во множественном числе глаголы по родам не изменяются ).

-Откроем учебник на стр. 109 и прочитаем правило. Узнаем правильный вывод мы сделали или нет.

- А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа. Выполним упражнение №230

-Прочитаем задание ________________________________________________.

-Что мы должны сделать в упражнении ? ( Списать, объяснить части речи, вставить пропущенные буквы, над глаголами указать род)

- К доске идут 2 ученика

( работают за доской )

Остальные работают самостоятельно по вариантам , 1-в записывает 1-е две строчки, 2-в записывает 2-е две строчки, затем проверяем.

- Кто сделал –жест работа выполнена .

Прочитайте.

Со..нце ещё обл..ков (не)(за)дело,


Трава (на)лугу ещё росы пила,


А плотн..к проснулся и взялся (за)дело.


Слыш..тся, как (за)звенела пила.


Я. Козловский

  • Объясните, какими частями речи являются слова, которые произносятся одинаково.

  • Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные бук­вы.

  • Укажите над глаголами в прошедшем времени их род, выделите окончания.






- Я ВИЖУ, ЧТО БОЛЬШИНСТВО РЕБЯТ УЖЕ СПРАВИЛОСЬ С РАБОТОЙ. Давайте проверим 1-й вариант.

Солнце ещё облаков не задело,


( что сделало ? ) не задело – это глагол , не с глаголами пишется раздельно.


Заделоза - это приставка, пишем слитно.


Солнце (оно) – сред. род , задело ( сред. род)


Трава на лугу ещё росы пила,


На лугу – луг – это сущ. , а сущ . с предлогом пишутся раздельно.


Гл. пила – трава пила , трава ( она ) – ж. р , пила – ж.р.



- Проверим 2-й вариант.


А плотник проснулся и взялся за дело.


Плотник – пишем букву « И» потому , что


Проснулся – ( что сделал ?) – это глагол , плотник ( он ) – м.р. проснулся – м.р.


За дело – ( что ? ) дело – сущ. Сущ. С предлогом пишется раздельно.



Слышится, как зазвенела пила.

Слышится – пишем букву «И». Неопред. Форма ( что делать ?) – слышать. Но это глагол исключение , который относиться ко 2-му спряжению. Поэтому пишем «И».

В слове « слышится» мы можем определить род ? (нет)

Почему ?- что делает « сдышится» - это настоящее время, глагол в настоящем времени по родам не изменяется.

Зазвенела ( что сделала?) – это глагол , глагол с приставками пишем слитно.

Зазвенела пила – пила ( она ) – ж.р. зазвенела ( ж.р )



Давайте сделаем вывод , как можно определить род глагола ?

( по роду имени существительного, с которым оно связано по смыслу)

- Как можно отличить существительное от глагола

( Солнце не задело, плотник взялся за дело ) ( Трава пила, зазвенела пила) ?

( по смыслу и по вопросу )

__________________________________________________________________________________________

Ребята, Дениска написал своему другу вот такое письмо.



На доске (Левая закрытая) №2

Вчера после школы я делать уроки.

Потом я гулять с друзьями и играть в компьютер.



Правильно ли написал Дениска? ( нет)

Давайте поможем ему исправить текст.

(УЧЕНИКИ ОВЕЧАЮТ )

В какое время вы поставили глаголы? ( прошедшее)



( Я после ответа учеников вешаю табличку № 3)

ДЕЛАТЬ_ – делал_ – Выделим корень и суффикс

ГУЛЯТЬ_ – гулял _ ( к доске 3 ученика + маркер )

ИГРАТЬ_ – играл_



С помощью чего образуется форма прошедшего времени ?

( Форма прошедшего времени образуется при помощи суффикса «Л»)

- Проверим свои предположения в учебнике. Откройте стр. 110

Прочитаем правило .

( Дети читают )

- Что нового вы узнали из правила ? ( Суффикс -Л- в основу не входит )

ДЕЛАТЬ_ – делал_ – Выделим основу.

ГУЛЯТЬ_ – гулял _ ( Ученик выделяет основу )

ИГРАТЬ_ – играл_

- Для чего мы с вами выполняли это задание ?

(Для того чтобы узнать какой секрет есть у глаголов прошедшего времени , глаголы прош. врем. Образуются при помощи суффикса «Л», и в основу слова он не входит ).



Ну а сейчас мы с вами немного отдохнем. Физкультминутка.

( Проводит ученик )











- Сейчас я раздам вам карточки, вам нужно образовать от глаголов неопределенной формы – глаголы прошедшего времени, выделить суффикс –л- и подчеркнуть гласную перед ним и выделить основу.

- Работа в группах. №4

- Кто готов – жест работа выполнена.

наступать



затопить



посадить



шуметь



плавать



- Проверим, что у вас получилось. №4

наступать


наступал (-а-, -о-)

затопить


затопил (-а-, -о-)

посадить


посадил (-а-, -о-)

шуметь


шумел (-а-, -о-)

плавать


плавал (-а-, -о-)

- Оцените свою работу .- У кого нет ошибок , поставьте себе «5»

- У кого одна ошибка «4»

- У кого больше, в следующий раз будьте более внимательны..



- Итак, давайте обобщим все что мы узнали на уроке.

- По каким признакам можно распознать глаголы прошедшего времени ?

1. Отвечают на вопрос : что делал?, что сделал?, что делала? и т.д

2. Образуются при помощи суффикса -л- .

- Входит суффикс -л- в основу слова или нет ?

( НЕТ)

- Как изменяются глаголы прошедшего времени ?

1. По числам. ( подсказка – делал – делали )

2.В единственном числе по родам.

- Приведите свои примеры . ( Подсказка Стоял – стояла- стояло )



- Откройте дневники и запишите домашнее задание .

Стр. 110 № 232 – выполнить пользуясь таблицей. И выучит правило на стр. 109, 110.

У нас с вами осталось время и я предлагаю вам поиграть.

1.    - Игра  «Кто  самый  внимательный?» ( Много времени)

      - Вам нужно выписать в тетрадь как можно больше глаголов.



 Лежало  на  пути  бревно,                           И  то  бревно  перешагнул.

Мешало  путникам  оно.                              А  третий  путник  промолчал.

Один  сказал: - Нехорошо!                          Он  с  виду  был  и  хил  и  мал.

Сказал  и  знай  себе  пошёл.                     Он  молча  скинул  полушубок

 Второй  взглянул, потом  вздохнул             И  в  сторону  бревно  убрал.



Сколько глаголов вы выписали ? ( 11 или 12… глагол сказал повторяется 2 раза )

.
Игра “Глагольный футбол”.
-Если услышите глагол, хлопните в ладоши.
Не заметил глагол – значит пропустил гол!
ВЫТИРАЕТ, ПОДМЕТАЕТ, ЗАШИВАЛ, ПОЛИВАЛ, ЗАЖЕГ, ФЛАЖОК,
ДРУЖОК, ПОВРЕДИЛ, КРОКОДИЛ, БОБЁР, ШАХТЁР, КОВЁР, УТЁР, 
КОСТЁР, ОТТЁР, НАВЁЛ, ОСЁЛ....







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Медведева Анна Николаевна

Дата: 05.05.2016

Номер свидетельства: 324427


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства