Тема урока: Слово об Олжасе
Цель урока: 1) Познакомить учащихся с личностью и творческой
деятельностью Олжаса Сулейменова, способствовать
формированию умения работать с текстом.
2) Развитие словарного запаса и умения составлять план
текста, навыков выразительного чтения, логического
мышления, воображения и память учащихся.
3) Воспитать положительные отношения к трудолюбию, к
доброте и милосердию, любовь к творчеству О.Сулейменова
Вид урока: Урок развития речи
Тип урока : Нестандартный
Наглядность: Фотография О.Сулейменова, слайды.
Оборудование: Интерактивная доска, электронный учебник по русскому
языку в 9 классе.
Ход урока:
- Организационный момент.
Подготовка класса к уроку.
- Опрос домашнего задания.
Ответить на вопросы – На что указывают придаточные образа действия
в сложном предложении?
-С помощью каких союзов они соединяются с
главным предложением?
- Как распологаются придаточные предложения
в составе сложного предложения?
Словарный диктант
Артис., артис.ка, п.еса, сп.ктакль, пр.мьера, режи…ер, т.атр,
с.ена, муз.ка, муз.кант, комп.зитор, иску.тво, творч.ство, ж.вопись, г.лерея, худо.ник, к.ртина.
Семантическая карта
Союзы
СПП с придаточн. условия
СПП с придаточн.
цели
СПП с придаточн. причины
СПП с придаточн. времени
СПП с придаточн. места
СПП с придаточ
обр.действия
Как,так,
что,
чтобы,словно,точно
Если.то,
когда,раз
Чтобы,
Чтоб
Потому что
Так как
Оттого что
Когда,пока
Как только
С тех пор
Где, куда,
Откуда
3. Объяснение темы урока:
1. Вступительное слово учителя.
- Дорогие ребята, сегодня мы познакомимся с творческой деятельгостью и жизнью уникального поэта ХХ века Олжаса Сулейменова. Олжас является руководителем антиядерного движения «Невада – Семипалатинск ».
2. Работа над текстом
Посмотрите и послушайте.( просмотр слайдов)
Слово об Олжасе.
C Олжасом мы познакомились в конце 50-ых годов в редакции сатирического журнала «Ара – Шмель ». Он тогда уже заявил о себе как журналист. Олжас писал так остро и талантливо, что если бы он отдался этому делу всецело, сегодня республика не знала бы лучшего сатирика, чем он.
По образованию он геолог- нефтяник, и если бы он работал в этой обдасти, то был бы лучшим специалистом. И все потому, что у Олжаса таланта на троих. Его необъятная память хранит любую информацию так цепко, что порой диву даешься, как сумел он сохранить ее.
Художники, архитекторы, лингвисты, музыканты, «киношники», археологи, спортсмены приходят к Олжасу как к товарищу по цеху, профессионалу очень высокой пробы, который с превеликой готовностью выведет на тему, подскажет идею, а если надо, выступит, где следует, арбитром. Я много раз присутствовал на этих встречах и не раз поражался олжасовской эрудиции, профессионально- тонкому пониманию сути проблемы.
Урывками таких знании не приобретешь. Думается, все делов уникальной способности Олжаса каким – то непостижимым образом раскладывать по полочкам, выстраивать в систему всю информацию. В этом ему помагает всё : и прочитанные книги, и встречи с выдающимся современниками, и просто общение с людьми.
Когда информация достигает «критической массы», Олжас как бы взрывается.Потому так публистически накалены его выступления в печати, с трибуны всевозможных собраний и подолгу после этого пересказывается на все лады слово Олжаса.
Олжас из когорты редких людей, про которых говорят: «Пришел,увидел, победил». Поэты середины шестидесятых годов словно расступились, освобождая законное место самородку из Казахстана. В 1961 году, в год Гагарина, Олжас не вошел, а влетел в поэзию.Он безоговорочно был принят в ряды больших поэтов со своим видением мира, со своей темой.
- Словарная работа
таланта на троих- ерекше дарынды
диву даешься- та? ?аласы?
арбитр- сот ар?ылы шешуге жатпайтын істерді ?арайтын ?азы
эрудиция-білімдарлы?
уникальная способность- ерекше ?абілеттілік
когорта- а?жолтай
самородок- таби?и дарынды адам
- Тренировочные задания
Выразительно прочитать текст
Задание.1.
Определите верные и неверные высказывания:
По образованию Олжас геолог-нефтяник.
Геологи, строители, нефтяники, археологи,приходят к Олжасу, как к товарищу по цеху.
Олжас с готовностью подскажет идею, выступит, где следует, арбитром.
Поэт не поражал cлушателей на встречах своей эрудицией.
Прочитанные книги, встречи с выдающимися современниками помогают Олжасу выстраивать в систему всю информацию.
Олжас создал лучшую поэму о первом космонавте «Земля, поклонись человеку!».
Олжас пишет на казахском языке.
Задание.2
Дополните предложения в соответствии с текстом:
Он с готовностью выступит, где следует арбитром.
Кинодеятели приходят к Олжасу как к товарищу по цеху
Все не раз поражались олжасовской эрудиции.
Наступает момент, когда информация переполняет его память
Поэты расступились, освобождая законное место самородку из Казахстана
Задание.3
Озвучьте рисунки в соответствии с текстом:
5.Закрепление темы урока
Задание.4
Ответьте на вопросы предложениями из текста
Прослушайте и включитесь в диалог
Подведение итога урока
Комментирование оценок с помощью оценочного бланка
Домашнее задание: Пересказать текст