План урока "Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения"
План урока "Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения"
Урок русского языка по теме «Склонение личных местоимений»
Разработала и провела: учитель русского языка и литературы Коновалова София Александровна
Целевая аудитория: 8 класс
Тип урока: урок-практикум
Цели урока: образовательные: продолжить изучение темы, учиться правильно склонять личные местоимения, заменять существительные в предложении подходящим по смыслу местоимением, вставлять подходящие местоимения, определять их падеж;
Будем находить сложноподчинённые предложения, расставлять в них знаки препинания;
Делать устный и письменный синтаксический разбор сложноподчинённых предложений.
III. Работа по теме.
Актуализация опорных знаний.
Работа за экраном. Будем слушать и отвечать на вопросы:
- Какие предложения называются простыми?
- Какие предложения называются сложными?
-Назовите виды сложных предложений.
- Какие предложения называются сложносочинёнными?
-Какие предложения называются сложноподчиненными?
- С какими предложениями мы будем сегодня работать?
2. Работа с планом синтаксического разбора сложноподчинённого предложения (слайд 4).
Предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
По эмоциональной окрашенности (восклицательное, невосклицательное);
Грамматические основы простых предложений в составе сложного предложения;
Нахождение главного предложения и придаточных предложений;
Определение вида придаточных (определительные, изъяснительные, обстоятельственные);
Определение вида подчинения (однородное, последовательное, параллельное).
(Обучающиеся по пунктам рассказывают порядок синтаксического разбора сложноподчиненного предложения)
Работа за экраном. Слушайте:
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Назовите виды подчинения.
3. Анализ предложения (слайд 5).
Прочитайте предложение. Что будем сначала делать? (вставлять пропущенные буквы и знаки препинания)
Он часто всп..минал как веч..ром они пили чай с с..строй как в это время кружил снег за окном как было т..пло в тот день.
- Это предложение простое или сложное?
- Назовите грамматические основы предложения.
- Сколько простых предложений входит в состав сложного предложения?
- с помощью каких союзов связаны простые предложения?
- Какой это вид предложения?
- назовите главное предложение.
- Назовите придаточные предложения.
- определите вид подчинения.
- запишите предложение в тетрадь. Будем делать синтаксический разбор.
(Один обучающийся выполняет синтаксический разбор у доски, остальные в тетрадях)
Закрепление. Работа с предложениями (слайд 7):
Найти сложноподчинённые предложения, выписать их, сделать синтаксический разбор.
Со(?)нце уже скрылось за гор..зонтом но в комнате было св..тло от включё(н,нн)ой лампы.
Вода в этот жаркий (пол)день бл..стела и искрилась осв..щаемая ярким со(?)нцем.
Мы вышли из дома когда во всех окнах погасли огни.
Ребята с инт..ресом см..трели на кошку которая притаилась в кустах с..рени где с..дели в..робьи.
Обсуждение:
- что нужно сделать?
- Какие предложения вы не будете выписывать? Почему?
- Прочитайте сложноподчиненные предложения, сделайте их устный синтаксический разбор.
Развитие слухо-речевого восприятия.
Работа за экраном. Будем слушать и повторять:
синтаксический разбор,
сложноподчиненное предложение,
подчинительный союз,
придаточное предложение,
последовательное подчинение,
однородное подчинение.
Работа с текстом (слайд 9):
Прочитайте задание: «Найти в тексте сложноподчинённые предложения, выписать их, сделать синтаксический разбор». Что будем делать? Прослушайте текст.
Зимний веч..р. С неба тихо падают сн..жинки а (в)далеке слышен смех д..тей. Они спешат на горку которая находит(?)ся в с..седнем дворе. По улицам идут п..ш..ходы с большими свёртками. Кто(то) н..сёт иску(с,сс)тве(н,нн)ую ёлочку а кто(то) н..сёт подарки. В окнах видны ог..ньки г..рлянд. Все ждут что вот(вот) наступит праз(?)ник что в каждый дом придут рад..сть и волш..бство.
Будем отвечать на вопросы:
- О чем говорится в тексте?
- В этом тексте есть сложноподчинённые предложения? Прочитайте их.
- будем делать синтаксический разбор первого сложноподчиненного предложения устно, а второго сложноподчиненного предложения письменно – у доски и в тетрадях.
Проверка.
IV. Итог.
-Какую тему сегодня изучали?
- Что сегодня делали на уроке?
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
Оценивание деятельности обучающихся.
Домашнее задание – выполнить задание на карточках, сделать синтаксический разбор предложений.