kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект уроков русского языка "Правописание" (повторение) 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание (повторение)

Цель урока: повторить и закрепить правописание корней с чередующимися е-и.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект уроков русского языка "Правописание" (повторение) 6 класс»

Правописание (повторение)

Цель урока: повторить и закрепить правописание корней с чередующимися е-и.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Упр. 11. Словарный диктант.

Винегрет, фасоль, баклажан, кальмар, ватрушка, вермишель, маринад, томат, маргарин, макароны, пельмени, искусство, вкус, девчонка, бетон, вираж, футбол, росток, отрасль.

III. Работа с языковым материалом учебника

1. Упр. 16. Рассмотрите внимательно помещенные в рамочке на с. 9 корни с чередующимися е-и, вспомните, от чего зависит выбор гласной в данных корнях. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясняя выбор букв е или и (учащийся у доски комментирует свои действия).

Стереть с доски, стирать белье, собирать грибы, соберу вещи в дорогу, капли блестят на солнце, пристань блистает огнями, постелить скатерть, устилать лепестками роз, подпереть дверь, запирать ворота, огни зажигаются, равнина расстилается, произвести вычитание, вычесть из большего числа меньшее.

— Устно разграничьте словосочетания и предложения (предложения: капли блестят на солнце, пристань блистает огнями, огни зажигаются, равнина расстилается).

— Выполните указанные разборы (по вариантам).

Блестят, блистает.

Р [о] — согл., зв., тв.;

о [о] — гл., уд.;

з [с] — согл., глух., тв.

3 б., 3 зв.

Физкультминутка «Веселые рожицы»

Изображаем мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримаса ежика: губки вытянуты вперед — влево — вправо — вверх вниз, потом по кругу в левую, в правую сторону. Затем изображаем кикимору, Бабу-Ягу, бульдога, волка, мар-
тышку и т. д.

2. Упр. 17. Прочитайте, определите стиль речи (художественный). Назовите слова, которые придают образность тексту (вечер, происшествия, солнце, горизонт, измученный жарой, краски заката, сизый асфальт).

— Подберите (устно) проверочные слова, в которых гласные выделенных приставок были бы под ударением.

— Какие слова в тексте по своему происхождению являются заимствованными? (Происшествие, горизонт, асфальт).

3. Работа со словами в рамочках на с. 10. Учитель обращает внимание учащихся на морфемный состав данных слов.

4. Упр. 18. Распределите слова в три колонки (работа по вариантам): а) с приставкой с-; б) с приставкой на с-; в) с приставкой на з-. Приставки обозначьте.

а) сблизить, сгрузить, сзади, сдружиться, сгоряча;

б) бесплатный, бесперебойный, восход, истопить, рассверлить, расширить, расщедриться;

в) безвинный, воззвание, израненный, разбег, разжать.

5. Упр. 19. Спишите, письменно объясняя написания (выполнить самостоятельно по образцу).

Бескорыстный (корысть), бескостный (кость), безвестный (весть), безмолвствовать (молва), бесчувственный (чувство — слов. сл.), безжалостный (жалость), бесчестный (честь), бесхитростный (хитрость), бессовестный (совесть).

IV. Подведение итогов урока

Учитель предлагает учащимся закончить фразы:

Я знал, что… — Я вспомнил, что…

V. Домашнее задание

Упр. 15 (списать текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания).

VI. Рефлексия

Чтобы закончить урок на положительной ноте, можно воспользоваться одним из вариантов упражнения «Комплимент»:

• комплимент-похвала;

• комплимент деловым качествам;

• комплимент в чувствах.

Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.


Правописание (повторение)

Цель урока: повторить и закрепить написание о-е после шипящих в разных частях слова, правописание и-ы после ц, написание ь после шипящих в конце слова.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Упр. 15. Списать, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания (учащиеся «по цепочке» читают предложения, объясняя орфографические и пунктуационные вопросы; в это время двое учащихся на доске выполняют указанные в тексте разборы).

Ель

На лесной поляне расположилась огромная старая ель. Раньше здесь росло много молодых елочек. Они подрастали весело
и дружно, и все любовались молодой порослью. Не все елочки выросли. Одни зачахли, другие срубили.

И теперь только одна могучая ель стоит на просторной поляне. Ранней весной роняет ель семечки на влажную землю. Прорастет семечко, выглянет маленький росток. Он дает жизнь новому дереву.

— Какими по цели высказывания являются предложения текста? (Повествовательными.)

— Подберите синонимы к выделенным словам. (Огромная — большая, могучая; влажная — мокрая, сырая.)

III. Работа с языковым материалом учебника

1. Упр. 20. Рассмотрите алгоритм. Вспомните правила написания букв о, е, ё после шипящих в разных частях слова. Беседа
с классом по вопросам:

• От чего зависит написание о-е после шипящих в корне слова?

• Какая гласная пишется в суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных, если она находится под ударением?

• Что нужно знать о написании гласных после шипящих в глаголах и отглагольных словах?

• На каждый пункт правила приведите примеры.

— Письменно объясните написание выделенных букв. В корнях каких слов после шипящих пишется о в безударном положении? Упражнение выполняется на доске с комментариями учащихся.
С выделенными словами составьте словосочетания (мягкая шерстка, необыкновенный светлячок).

Физкультминутка «Петрушка»

Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно хаотичным встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до появления ощущения тепла и покраснения ладоней. Повторить несколько раз.

2. Упр. 21. Спишите (учащийся у доски комментирует свои действия). После каждого слова укажите часть речи, у имен существительных укажите род. Когда пишется ь после шипящих в конце слова, а когда — нет?

Стеречь (гл.) гараж (сущ., м. р.), испечь (гл.) калач (сущ.,
м. р.), еж (сущ., м. р.) колюч (кр. прил.), любишь (гл.) марш (сущ., м. р.), много (нар.) дач (сущ., мн. ч., Р. п.), окажешь (гл.) помощь (сущ., ж. р.), нарисуешь (гл.) пейзаж (сущ., м. р.), лес (сущ., м. р.) дремуч (кр. прил.), летняя (прил.) ночь (сущ., ж. р.).

— Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? (Еж колюч, лес дремуч.) Почему? (Это предложения.)

3. Упр. 23. Внимательно рассмотрите схему. Расскажите о написании букв и, ы после ц. В качестве примеров используйте данные
в упражнении слова. Спишите их, графически объясняя свой выбор (самостоятельная работа). Установите по толковому словарю учебника лексическое значение выделенных слов (циклон, марципан, цигейка, куцый).

Циклон, марципан, цирк, бледнолицый, сестрицын, улицы, овация, информация, делегация, цигейка, огурцы, цыган (искл.), на цыпочках (иск.), куцый.

4. Работа со словами в рамочках на с. 11—13.

5. Объяснительный диктант (учащиеся записывают слова под диктовку учителя и комментируют орфограммы).

Большого, шоколад, шорох, печь (сущ., 3-е скл., ж. р.), сторож (сущ., 2-е скл., м. р.), щетка (щетина), черт (черти), пчелки (пчела), башмачок, птицы, циклоп, пациент, сенсация, лисицын, сберечь (н. ф., гл.), товарищ (суш., 2-е скл., м. р.).

IV. Рефлексия

Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана (или записи) на доске:

Сегодня я вспомнил… Я научился…

Было интересно… У меня получилось

Было трудно… Я смог…

Я понял, что… Я попробую…

Теперь я могу… Меня удивило…

Я почувствовал, что… Мне захотелось…

V. Домашнее задание. Упр. 22.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
План-конспект уроков русского языка "Правописание" (повторение) 6 класс

Автор: Стрижанец Анастасия Ивановна

Дата: 16.10.2016

Номер свидетельства: 349577


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства