1. Упр. 16. Рассмотрите внимательно помещенные в рамочке на с. 9 корни с чередующимися е-и, вспомните, от чего зависит выбор гласной в данных корнях. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясняя выбор букв е или и (учащийся у доски комментирует свои действия).
Стереть с доски, стирать белье, собирать грибы, соберу вещи в дорогу, капли блестят на солнце, пристань блистает огнями, постелить скатерть, устилать лепестками роз, подпереть дверь, запирать ворота, огни зажигаются, равнина расстилается, произвести вычитание, вычесть из большего числа меньшее.
— Устно разграничьте словосочетания и предложения (предложения: каплиблестят на солнце, пристаньблистает огнями, огнизажигаются, равнинарасстилается).
— Выполните указанные разборы (по вариантам).
Блестят, блистает.
Р [о] — согл., зв., тв.;
о [о] — гл., уд.;
з [с] — согл., глух., тв.
3 б., 3 зв.
Физкультминутка «Веселые рожицы»
Изображаем мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримаса ежика: губки вытянуты вперед — влево — вправо — вверх вниз, потом по кругу в левую, в правую сторону. Затем изображаем кикимору, Бабу-Ягу, бульдога, волка, мар- тышку и т. д.
2. Упр. 17. Прочитайте, определите стиль речи (художественный). Назовите слова, которые придают образность тексту (вечер, происшествия, солнце, горизонт, измученный жарой, краски заката, сизый асфальт).
— Подберите (устно) проверочные слова, в которых гласные выделенных приставок были бы под ударением.
— Какие слова в тексте по своему происхождению являются заимствованными? (Происшествие, горизонт, асфальт).
3. Работа со словами в рамочках на с. 10. Учитель обращает внимание учащихся на морфемный состав данных слов.
4. Упр. 18. Распределите слова в три колонки (работа по вариантам): а) с приставкой с-; б) с приставкой на с-; в) с приставкой на з-. Приставки обозначьте.
Упр. 15 (списать текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания).
VI. Рефлексия
Чтобы закончить урок на положительной ноте, можно воспользоваться одним из вариантов упражнения «Комплимент»:
• комплимент-похвала;
• комплимент деловым качествам;
• комплимент в чувствах.
Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.
Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Правописание (повторение)
Цель урока: повторить изакрепить написание о-е после шипящих в разных частях слова, правописание и-ы после ц, написание ь после шипящих в конце слова.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 15. Списать, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания (учащиеся «по цепочке» читают предложения, объясняя орфографические и пунктуационные вопросы; в это время двое учащихся на доске выполняют указанные в тексте разборы).
Ель
Налеснойполяне расположиласьогромнаястараяель. Раньше здесь росло много молодых елочек. Они подрастали весело и дружно, и все любовались молодой порослью. Не все елочки выросли. Одни зачахли, другие срубили.
И теперь только одна могучая ель стоит на просторной поляне. Ранней весной роняет ель семечки на влажную землю. Прорастет семечко, выглянет маленький росток. Он дает жизнь новому дереву.
— Какими по цели высказывания являются предложения текста? (Повествовательными.)
1. Упр. 20. Рассмотрите алгоритм. Вспомните правила написания букв о, е, ё после шипящих в разных частях слова. Беседа с классом по вопросам:
• От чего зависит написание о-е после шипящих в корне слова?
• Какая гласная пишется в суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных, если она находится под ударением?
• Что нужно знать о написании гласных после шипящих в глаголах и отглагольных словах?
• На каждый пункт правила приведите примеры.
— Письменно объясните написание выделенных букв. В корнях каких слов после шипящих пишется о в безударном положении? Упражнение выполняется на доске с комментариями учащихся. С выделенными словами составьте словосочетания (мягкая шерстка, необыкновенный светлячок).
Физкультминутка «Петрушка»
Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно хаотичным встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до появления ощущения тепла и покраснения ладоней. Повторить несколько раз.
2. Упр. 21. Спишите (учащийся у доски комментирует свои действия). После каждого слова укажите часть речи, у имен существительных укажите род. Когда пишется ь после шипящих в конце слова, а когда — нет?
Стеречь (гл.) гараж (сущ., м. р.), испечь (гл.) калач (сущ., м. р.), еж (сущ., м. р.) колюч (кр. прил.), любишь (гл.) марш (сущ., м. р.), много (нар.) дач (сущ., мн. ч., Р. п.), окажешь (гл.) помощь (сущ., ж. р.), нарисуешь (гл.) пейзаж (сущ., м. р.), лес (сущ., м. р.) дремуч (кр. прил.), летняя (прил.) ночь (сущ., ж. р.).
— Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? (Еж колюч, лес дремуч.) Почему? (Это предложения.)
3. Упр. 23. Внимательно рассмотрите схему. Расскажите о написании букв и, ы после ц. В качестве примеров используйте данные в упражнении слова. Спишите их, графически объясняя свой выбор (самостоятельная работа). Установите по толковому словарю учебника лексическое значение выделенных слов (циклон, марципан, цигейка, куцый).