kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока русского языка в 9 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок усвоения новых знаний, классификация видов придаточных в сложноподчинённых предложениях

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка в 9 классе»





М.А. Скирта

учитель русского языка и литературы Горловской СОШИ №16 МОН ДНР



Виды сложноподчиненных предложений.


( 9 класс)

Цели:

■ обобщение и систематизация  знаний по теме «Виды сложноподчиненных предложений»;
 формирование умения отличать сложноподчиненные предложения от других видов предложений, разграничивать части сложноподчиненных предложений, задавать вопрос, определять средства связи;
■ развитие навыков монологической речи; умения формулировать и аргументировано отвечать на вопросы;
■ воспитание нравственных качеств: чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за русский народ.


Цели для учащихся:

Знать: виды сложноподчиненных предложений.
Уметь: отличать сложноподчиненные предложения от других видов предложений, разграничивать части сложноподчиненных предложений, задавать вопрос, определять средства связи, виды сложноподчиненных предложений.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы с учащимися.


Ход урока


I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний, мотивация.

Учитель: Ребята, наш сегодняшний урок мы начнём с синтаксической разминки, но сначала несколько учащихся получат карточки с индивидуальными  заданиями.
1. Индивидуальная работа по карточкам.


Карточка №1
Задание: Выпишите только СПП, обозначьте главную и зависимую части, задайте вопрос.
Пр..бывая в каждый новый пункт, Наполеон узнавал, что Кутузов угр..жает отрезать ему путь. Француз..ая армия катилась, как мячик, пуще(н,нн)ый по склону горы. Но Наполеону не удавалось вырваться из кутузовской «подковы», которая сжимала противника стальными тисками.
Карточка №2
Задание: Выпишите только СПП, обозначьте главную и зависимую части, задайте вопрос.
 В стороне от дороги, где от павших коней поднимался еще легкий парок, немедленно накапливались кучки солдат. На пр..вале явился Коленкур, закута(н,нн)ый в шубу. «Государь! – закричал он. – Вот та ц..вилизация, которую мы принесем в Россию!»
Карточка №3
Задание: Спишите СПП, обозначьте главную и зависимую части, задайте вопрос.
…Благо тому народу, который в минуту испытания поднимает первую попавшуюся  дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оск..рбления и мести (не) заменяется пр..зрением и жалостью…
 
2. Синтаксическая разминка.

Задание: начертить схемы предложений, определить их вид.
1. Наступил последний день Москвы.
2. Гулко грохнула в туманном воздухе французская пушка, на ее звук раздался условный выстрел.
3. Неприятель отражен во всех пунктах, и завтра мы его погоним обратно из священной Русской земли.
4. Русские не делали этого усилия, потому что они не атаковали французов.


3. Работа с текстом.

Учитель: Итак, мы повторили виды сложных предложений. Давайте прочитаем записанный на доске текст.


Дым выстрелов орудийных и ружейных стал так густ, что застлал весь подъем той стороны оврага. Тот, кто посмотрел бы на ряды французов, сказал бы, что русским стоит сделать еще одно маленькое усилие, и французы погибнут. Хотя к  концу сражения люди чувствовали весь ужас своего поступка, какая-то непонятная, таинственная сила еще продолжала руководить ими.


 Задание:

- Прочитайте выразительно отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
- Запишите первое предложение и сделайте его синтаксический разбор.
- Определите вид сложноподчиненных предложений.
-  На какой вопрос отвечают придаточные?


Вывод: сложноподчиненные предложения имеют разные значения, которые зависят от задаваемого вопроса, от союзов или союзных слов.


III. Сообщение цели и темы урока (формулируют учащиеся).


Учитель: Вот мы и подошли к вопросам, которые будем решать на сегодняшнем уроке. О чём же мы будем говорить сегодня? (О видах придаточных предложений в сложноподчиненных предложениях).
 Цель нашего урока – обобщить и систематизировать знания по теме  «Виды сложноподчиненных предложений». Запишите на пропущенной строке тему урока:
 Помните, в науке существуют два пути, которыми можно достичь истины: путь практиков и теоретиков
.
2. Разделить класс на две группы: "Исследователи” и "Теоретики”.
Исследователи.
(Исследователь, исследовать – подвергнуть научному изучению)
Идут от практики к теории
     Теоретики.
(Теоретик – человек, занимающийся вопросами теории)
 Идут от теории к практике
Постановка перед учащимися учебной проблемы – на какие три группы делятся CПП? Почему?
Проанализируйте CПП. Задайте от главной предикативной части к зависимой вопрос. Подумайте, каким членом предложения могла бы быть эта часть?    Работа с учебником. Прочитать статью, найти различия между подчинительными предикативными частями СПП.

IV. Закрепление материала.

  1. Работа над отрывком из стихотворения Д. Давыдова «Товарищу 1812 года» .
    Мы оба в дальний путь летим, товарищ мой,
    Туда, где бой кипит, где русский штык бушует,
    Но о тебе любовь горюет…
    Задание:
    -  Прочитайте выразительно;
    - Дайте характеристику записанному предложению;
    - Определите вид придаточных по вопросу;
    - Начертите схему  предложения.
    2. Работа по карточкам в парах. 

Задание:

Составь  предложения (устно). 
Начало предложений: Дружно за мир стоять…; Мир строит…; Если хочешь мира…; Кто к нам с мечом придет…; Миром дорожить…; Бой – святое дело…; Плох тот солдат…; Кому война…; Бой играет мужеством… .
Продолжение предложений: …война разрушает; …который не думает быть генералом; …людям долго жить; …а кому мать родная; …иди на врага смело; …будь готов к войне; …а война разрушает; …а приятель дружеством; …иди на врага смело.
3. Словарный диктант.
 Самопожертвование, раненый солдат, доблестные воины, обелиск,  гранитный монумент, мужественные бойцы, беззаветная преданность Родине, генерал, командир дивизии, потерпеть поражение, артиллерийский снаряд, лейтенант,  истинные богатыри.


Задание:
- Как вы понимаете эти выражения?
- Объясните значение слова «самопожертвование».
- Составьте сложноподчиненные предложения с двумя словосочетаниями и определите вид придаточных..


V. Домашнее задание:  п. 10 упр.     ( I ч.) или написать сочинение-миниатюру «Вам не видать таких сражений…», используя СПП.


VI. Итог урока:
-  Чему вы научились на уроке?
-  Какие задания понравились?
- Над чем урок заставил задуматься? На какие размышления навел?  Ответьте на вопрос сложноподчиненным предложением, записав его в тетрадь.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
План-конспект урока русского языка в 9 классе

Автор: Скирта Марина Анатольевна

Дата: 20.02.2017

Номер свидетельства: 393940


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства