Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка в 5 классе»
План-конспект урока русского языка
Тема урока: Сложные слова
Цели урока:1.познакомить учащихся с понятием «сложные слова»;
2.ознакомить учащихся с различными способами образования сложных слов;
3.научиться правильно писать соединительные гласные в сложных словах;
4.привить навыки закрепления изученного материала в игре.
Оборудование: тетрадь, учебник, таблица, схема, карточки желтого и красного цвета,
репродукции, доска.
Ход урока.
Оргмомент.
-Здравствуйте, садитесь. Откройте тетрадь и запишите дату(…)
Повторение пройденного материала.
-Сегодня на уроке мы изучим новую тему, а для этого нам необходимо вспомнить все части слова. Кто может их назвать? (...) Правильно!
А теперь подумайте и скажите, какую часть слова мы называем корнем? Приведите примеры.(…)
Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. (Опадать, полет, поплыть, подклеить.)
Суффикс - часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. (Ключик, булавочка, рыбка, дедушка.)
Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении (в, на, из, до, с, по.)
Окончание – часть слова, которая изменяется и служит для связи слов в предложении. (дом, дома, дому, дом , домом, о доме – формы одного и того же слова.)
Основа – часть слова без окончания. А может ли все слово входить в основу? Да! Как вы думаете, можно образовать слово из двух основ? Давайте проверим!
Новая тема.
-Ребята, скажите, как называется такое явление, когда осенью листья опадают? (Листопад) Что такое самолет? Как называется зона, в которой чередуются лес и степь? (Лесостепь)
Такие слова мы называем сложными. Именно о них мы сегодня будем говорить. В тетради запишите тему «Сложные слова».
А сейчас запишите слова, о которых мы только что говорили – листопад, самолет,лесостепь. Выделите в них корни. Как вы думаете, почему эти слова получили такое название? (в них 2 корня) Правильно! Значит, сложные слова состоят из двух корней.
Выполнение упражнения 171
Списать, выделить корни. Проверка.
-Сейчас внимательно прочитайте правило на стр.92. Как образуются сложные слова? (сложением двух основ при помощи соединительной буквы О или Е).
Выполнение упражнения 172
Спишите, подчеркните соединительные буквы в сложных словах, выделите корни.
Работа по схеме.
-А сейчас посмотрите на таблицу «Соединительные гласные в сложных словах». После каких согласных написана буква О, а после каких- Е.
Задание на внимательность.
Рассказывание сказки (Волгоград, градостроитель)
Закрепление учебного материала.
-Обратите внимание на доску. Образуйте сложные слова из данных пар слов. Запишите в свои тетради, подчеркните соединительную гласную:
пар, возить - пыль, сосать -
лед, колоть - муха, морить -
труд, любить - лес, рубить -
-Молодцы, теперь проверим.
Подведение итогов урока.
-Ребята, сегодня мы с вами изучили еще одну тему. Теперь вы знаете, что в русском языке есть сложные слова. Давайте вспомним, почему они так называются?
Теперь приготовьте карточки - они вам понадобятся. Я буду называть слова, вы поднимаете желтую карточку, если пишется соединительная буква Е, красную – О. Садовод, звездопад, мореплаватель, пароход, камнепад, пчеловод, синеглазка, вездеход, лесоруб, бронежилет, медовар.
-Наш урок не прошел даром: вы получили новые знания и оценки(…).
Домашнее задание.
-Откройте дневник и запишите задание. К следующему уроку вам нужно повторить все, что мы сегодня изучили, выучить правило на стр.92 и выполнить упражнение 173.