1.Ф.И.О. : Казначеева Наталья Алексеевна
2. Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Манычская средняя общеобразовательная школа»
3. Должность: учитель русского языка и литературы
4. Предмет: русский язык
5. Класс: 5
6. Тема: « Предложения с обращениями».
7. Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015.
Предметные: умет находить обращения в предложении; отличать обращение от подлежащего; понимать роль обращений в предложении, в речи; соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращениями.
Матепредметные: применять пунктуационные правила в предложениях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УДД |
1.Организационный момент. | Добрый день, ребята! Звонок прозвенел? – Да! -Все готовы трудиться? – Да. -Можно всем садиться. -Ребята, давайте поприветствуем друг другу. - Надеюсь на вашу активную работу. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним. Демонстрируют готовность к уроку. | Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя. |
2.Актуализация и пробное учебное действие | - Для начала проведем синтаксическую разминку. В лесу растут березы, дубы, клены. В лесу растут деревья: березы, дубы, клены. В лесу растут лиственные деревья: березы, дубы, клены. Лиственные деревья растут в лесу: березы, дубы, клены. -Назовите обобщающие слова. -Чем отличается первое предложение от остальных? -Графически объясните расстановку знаков препинания. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полного ответа | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на них, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
3.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. 4. Формирование новых знаний. | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися. Работа с учебником, прочитать диалог на стр. 98. - Как вы думаете, о чем нам предстоит узнать сегодня на уроке? -Найдите слова, называющие лицо, к которому обращаются с речью. - Чем выражено обращение? Важную роль обращения играют в текстах художественного стиля, особенно в поэтической речи. Обращение – один из способов олицетворения. - Приведите примеры обращений из сказок А.С.Пушкина. - Вспомните сказку А. Пушкина о мертвой царевне и о семи богатырях. К кому обращается королевич Елисей? (к солнцу, месяцу, ветру). | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Читают учебник, отвечают на вопросы учителя; в результате наблюдений формулируют вывод, что такое обращение, сравнивают его с определением в учебнике. Вспоминают материал уроков литературы. | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя. Познавательные: подведение под понятие, постановка и решение проблем. Регулятивные: высказывание предположений на основе наблюдений; корректируют свою точку зрения. Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя; слушают других. |
5. Физкультминутка | Любопытная Варвара Смотрит влево… Смотрит вправо… А потом опять вперёд. Тут немного отдохнёт; Шея не напряжена И расслаблена… А Варвара смотрит вверх! Выше всех, дальше всех! Возвращается обратно – Расслабление приятно! Шея не напряжена И расслаблена… А теперь посмотрим вниз – Мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно – Расслабление приятно! Шея не напряжена И расслаблена… | Выполняют упражнения | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье |
6.Первичное закрепление полученных знаний. | 1.Отработка правильной интонации – упр. № 214 (письменно). 2.Выполнение заданий, предложенных учителем : Спи, дитя мое, усни. Дети и взрослые, занимайте, пожалуйста, места. Приходите к нам, Анна Петровна, завтра. Благодарю вас, Олечка. Мама, разреши мне сегодня пойти в кино. - Где здесь слова, называющие того, к кому обращаются с речью? Из скольких слов состоит здесь обращение? Выделяются ли они интонационно? -При обращении наблюдается особая интонация: на слове-обращении голос повышается, а после обращения соблюдается пауза и далее тон понижается. Эта интонация называется звательной. А что на письме соответствует интонационному выделению? - Постановка знаков препинания. Давайте посмотрим, на каком месте стоят обращения в приведённых примерах? (В начале предложения, в конце и в середине) Как они выделены? Нарисуем схемы постановки знаков препинания в тетради. | Отвечают на вопросы учителя, слушают его речь, вспоминают и отвечают на поставленные вопросы. Анализируют языковой материал и делают выводы о выделении обращения на письме знаками препинания. Оценивают правильность своих выводов. Фиксируют наблюдения в тетради. Работают со схемами. | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах учителя. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
7.Применение знаний и умений в новой ситуации. | - С чем можно спутать обращения? Сравним: Мама помогла мне. Помоги, мамочка, пожалуйста! Ребята, через неделю мы отправимся в поход. Ребята через неделю отправятся в поход. У обращений особая роль – они не входят в число членов предложения, а служат для привлечения внимания собеседника. Они могут состоять из одного слова или иметь при себе пояснительные слова. | Сравнивают примеры. Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия. |
8. Самостоятельная работа | - Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений: 1) базовый уровень - упр. 215 (переставить обращения с середину или в конец предложения); 2)повышенный уровень - Цифровой диктант. (1- предложение с обращением; 2- предложение без обращения): Ты, граф, дьявольски счастлив? Ярославль красив в любое время года. Добрый день, дедушка. Закрывайте, пожалуйста, двери. Лес – наше богатство. Спасибо, Коля, за марки. В нашем саду растет старая антоновка. (1211212) | Выполняют упражнения письменно. | Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления; осуществляют функции самоконтроля. |
9. Включение в систему знаний и повторение | Посмотрите на задания, которые мы выполняли с вами и ответьте на вопросы: -Что называется обращением? -Какое место может занимать обращение в предложении? -Какие знаки препинания употребляются при обращении? | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
10.Рефлексия | Что нового узнали? -Понравилось ли вам на уроке? -Какое у вас настроение, ребята? | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека; Коммуникативные: формулируют собственные мысли; Регулятивные: оценивают свою работу; Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности |
11. Домашнее задание | п. 42, правило упр. 215, 216 Рассказ о обращении. | Записывают задание в дневник. | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: планируют необходимые действия. |