План-конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненное предложение и его особенности"
План-конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненное предложение и его особенности"
Сформировать умение находить главное и придаточное предложение. Сформировать умение расставлять знаки препинания в СПП. Развивать навык логического мышления и языковое чутье. Воспитание внимательного и уважительного отношения к предмету и участникам учебного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненное предложение и его особенности"»
Тема урока: Сложноподчиненное предложение и его особенности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний через работу с информационными источниками.
Методы: поисковый; репродуктивный ( работа с использованием знаний полученных ранее и на уроке)
Формы: индивидуальная, групповая
Педагогические цели: Познакомить учащихся со строением СПП, его основными признаками. Сформировать умение находить главное и придаточное предложение. Сформировать умение расставлять знаки препинания в СПП. Развивать навык логического мышления и языковое чутье. Воспитание внимательного и уважительного отношения к предмету и участникам учебного процесса.
Задачи:
Образовательная: Создать условия для формирования у учащихся основных знаний о СПП, его строении и употреблении в речи.
Развивающая: Создать условия для развития пунктуационной зоркости, выработки навыков интонационно и по смыслу выделять смысловые отрезки СПП, умение отличать СПП от других видов предложений.
Воспитательная: Обеспечить условия для развития навыков работы в коллективе и индивидуально. Воспитывать умение слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение.
- Ребята, сегодня у нас новая тема урока. (Объявление цели.) Мы должны научиться отличать СПП от других видов предложений, знать его особенности, уметь расставлять знаки препинания.
Прежде чем приступить к уроку, я хочу узнать с каким настроением вы сегодня пришли в школу. У вас на столах разложены «смайлики»
- символы вашего настроения,
самочувствия, самовыражения и самооценки. Покажите, какое у вас сейчас настроение. ( Дети выбирают и показывают символ, соответствующий их настроению).
- Я рада, что у вас хорошее настроение. Приступим к уроку. Проведем небольшую лингвистическую разминку, где сможем повторить правописание корней с чередующимися гласными. По опорным словам нужно составить маленький текст из 3-4 предложений. ( Слабоуспевающие ученики составляют предложения.)
Опорные слова, позволяющие повторить орфограмму правописание корней -рос-; -раст-, провести словарную работу: Ростов, Ростислав, ростовщик, растение, росток, расти. Учащиеся составляют текст. ( Например: « Мой друг Ростислав, проживающий в г. Ростов, приехал к родственникам в деревню. Он привез мне в подарок кашпо с маленьким ростком, который купил у одного ростовщика. Я с любовью ухаживал за этим растением и вырастил из него прекрасный цветок. Я очень благодарен другу за эту красоту.») Лучшие работы зачитаем.
- Скажите, какую орфограмму мы повторили? ( Уч-ся: называют орфограмму и слова исключения)
- Вам понравилась эта работа? Поднимите «смайлик» вашего настроения. ( Дети поднимают символы)
- Я рада, что вы довольны собой.
2 этап урока.
-Перейдем к следующему этапу урока. Нам нужно проверить домашнее задание. Сформулируйте цель данного этапа урока. (Уч-ся: Проверить, как усвоен материал по ССП)
- Вы должны дать полные ответы на заданные вопросы, приводить достаточное количество примеров. Класс внимательно слушает ответы учащихся и готовит комментарий к ответам. Все должны уметь комментировать и дополнять ответ учащегося.
Вопросы учителя:
1. Какие основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам вы знаете? ( Уч-ся дают полные ответы о ССП с соединительными союзами и, да, ни-ни, тоже, также; разделительными или, либо, то –то, не то –не то; с противительными союзами, приводят примеры)
2. Какие знаки препинания ставятся в ССП между простыми, входящими в состав сложного? (Ответ с примером)
3. Какие особенности расстановки запятых в ССП при общем второстепенном члене предложения вы знаете? ( Ответ, пример)
4. Чем отличаются ССП от предложений простых? (Ответ с примером ССП и простого, выделение грамматических основ в предложениях).
Итак, мы повторили ССП. Как вы оцениваете свои знания по данной теме? Поднимите символ.
К сожалению, не все довольны своими знаниями. Вам есть еще над чем поработать, тем не менее, вы уже многое знаете о предложениях, владеете теорией, умеете применять ваши знания на практике.
У вас на столах рассыпанный текст, соедините его части. Работа называется «Установи соответствие»
Простые предложения
…это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительной связью. Союзом или союзным словом.
Сложные предложения
…это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.
Сложносочиненные предложения
…это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.
Сложноподчиненное предложение
…это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений
Бессоюзные предложения
…это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.
Дети стрелками указывают верные ответы.
-А теперь проверьте работы друг друга. Как вы оцениваете работу товарища? Поднимите символы. Зачитайте правильные ответы. Посмотрите на слайд и сверьте ваши ответы, исправьте ошибки. Слайд 1
3 этап урока.
Объяснение нового материала. Теоретическое: Определение сложноподчиненного предложения, привести пример.
Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.
Пример: 1.Человек должен быть наделен фантазией, 2.чтобы творить.
Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы. (слайд)
-Сформулируйте цель изучения новой темы. (Зачитывают определение и формулируют цель: «Научиться отличать СПП от других видов сложных предложений»)
-Прочтите ваши тексты, которые вы составляли во время лингвистической разминки, найдите в них СПП. (Дети находят СПП, зачитывают)
-Итак, какой вы сделаете вывод?
( Не зная СПП, умеем их строить, употреблять в речи письменной и устной, оформлять грамотно на письме).
Объяснение учителя об особенностях СПП, слайды2.
- Перед вами карточки с заданием на избирательность внимания. Вы должны прочитать грамматические утверждения (формулировки) данные в таблице. Отмечайте знаком + в пустом квадратике лишь те утверждения, которые являются истинными.
№/№
Утверждения
+;-
1
СПП состоят из двух простых предложений
2
В состав СПП входит главное и одно или несколько придаточных
+
3
Простые предложения в составе СПП всегда равноправны
4
Придаточное предложение с главным связано подчинительной или сочинительной связью
5
В роли средств связи в СПП выступают подчинительные союзы или союзные слова
+
6
Придаточное в СПП в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные
+
7
Придаточное предложение может стоять только после главного
Ключ – 2, 5,6
- Прочитайте верные утверждения, обоснуйте ответ.
- Прочитайте неверные утверждения, аргументируйте свой ответ.
(Ребята зачитывают, объясняют)
А теперь сравните свои ответы с ответами на слайде. Слайд 3.
Как вы оцениваете свою работу? (Символ)
4 этап урока. Закрепление. На данном этапе дети должны показать, как они умеют применять свои знания. Работа в группах.
На доске схемы: 1.[ ]: [ ].; 2.[ ], и [ ]. 3. [ ], (когда ) . 4.[…( когда )…].
Составить предложения по схемам, определить вид. Координаторы групп зачитывают предложения, объясняют, остальные слушают и дополняют.
Слайд4. Предложения на предложенные схемы:
1. В лесу стало тихо: птицы улетели. (БСП)
2. Молодежь разъехалась, и в деревне стало тихо. (ССП)
3. В доме стало тепло, когда затопили печь. (СПП)
4. В лесу, когда птицы улетели, стало тихо. (СПП)
Работа индивидуальная. У доски 1 человек.
Под диктовку пишем предложения и составляем схемы.
1. Воздух так чист, что видна каждая ветка. [ ],(что).
2. Каштанка не помнила, как она попала на незнакомый тротуар.
[ ], (как..).
3.Мне показалось, будто в комнате запахло цветами. [ ], будто ( ).
Проверим ваши работы (Слайд 5 )
5 этап урока. Подведение итогов урока.
- Подготовьте вопросы своему другу по теме сегодняшнего урока. Поделитесь друг с другом своими впечатлениями об услышанном. Что вы узнали нового сегодня на уроке? Чему научились? В чем своеобразие СПП? Что было трудного?
(Ребята: Мы узнали основные признаки СПП, научились отличать его от других видов предложений).
-Оцените нашу работу на уроке соответствующим символом.
На дом:
- Я хочу проверить, как вы дома самостоятельно можете работать с художественным текстом. Поэтому предлагаю выписать из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» 10 СПП предложений. Эта работа на –«5».