- продолжить формирование чувства ответственности и коллективизма.
Тип урока: урок-соревнование.
Эпиграф: Слово- это не игрушечный шар,
летящий по ветру.
Это орудие работы…
В. Короленко
Содержание урока
Вступительное слово учителя.
Каждый человек должен быть всесторонне развитым, свободно владеть своим родным языком. Но человека можно назвать интеллектуалом, эрудитом , энциклопедистом лишь в том случае, если он знает и владеет еще хотя бы одним языком. Русский язык один из языков мирового, межнационального и национального общения необходим нам, так как украинцы и русские с давних времен породнились, сейчас они близкие соседи, которые сотрудничают даже после развала общего государства. Хорошее знание русского языка необходимо вам в дальнейшем во всех сферах общественной и производственной деятельности. Вот сегодня мы проверим, насколько мы уже готовы к такому общению.
Итак, условия урока- соревнования.
Заданий- конкурсов 11, за победу в конкурсе команда получает 2 очка, за поражение -1 очко; дополнительные очки: за удачное название команды с лингвистическим смыслом и его объяснение 1 очко, за стихотворение о русском языке 1 очко, за нарушение правил снимается 0,5 очка. Для оценивания и определения победителя необходимо выбрать жюри. Каковы ваши предложения? (Предлагаются по 2 человека от каждой команды).
Команда- победитель, равно как проигравшая команда, получает приз.
Теперь о конкурсах. Как видите, все конкурсы названы устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами. Есть задания по всему курсу русского языка, по литературе. Все Вам знакомо. Поэтому, остается пожелать Вам успехов, и мы начинаем.
Условие: правильно прочитать и произнести 7 записанных слов.
Для 1 команды:
Агрессия (р*)
Газопровод
Конечно (шн)
Углубить
Средства
Мельком
Понявший
Для 2 команды:
Кафе (фэ)
Досыта
Экспресс (р*)
Столяр
Начать
Фонетика (нэ)
Понятый
3. Домашнее задание
Условие: выразительно прочитать стихотворение о русском языке.
4. Подведение итогов за 11 конкурс и домашнее
задание.
5. Общее подведение итогов.
1. Объявление команды победительницы.
2. Награждение команд «призами»
6. Заключительное слово учителя
Я надеюсь, что сегодняшнее занятие никого не оставило равнодушным. Все были активны, помогали друг другу и команде. Верю, что вы пополнили свой словарный запас, что-то новое узнали и захотите этим поделится с другими. Хочу обратить Ваше внимание на два высказывания о значении изучения языка:
«Изучение языка раскрывает его огромное значение в жизни общества, приводит учащихся к осознанию исключительных богатств русского литературного языка, тем самым способствуя воспитанию у наших школьников патриотизма.»
В.А. Добромыслов
«Исключительно важное значение родного языка в системе общего образования вытекает из того, что успехи по всем другим учебным предметам стоят в большой зависимости от успехов по родному языку.»
П. А. Афанасьев
Помните, пожалуйста, об этих словах. Удач Вам во всем. До новых встреч.
Приложение 1.
Причастие
По вертикали:
Причастие обозначает признак того предмета, который сам производит действие. Какое это причастие?
Признаки какой части речи присутствуют у причастия?
Причастия бывают … вида?
Какие причастия изменяются по числам, а в единственном – по родам. Это … страдательные причастия.
При наличии у причастий зависимых слов причастия с НЕ пишутся …?
По горизонтали:
Какого времени нет у причастий?
Синтаксическая роль причастий?
Как выделяется причастный оборот?
В предложениях краткие причастия являются …?
Причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и … ?
1
2
4
3
5
6
7
8
9
10
Приложение 2.
Группа союзов.
Один из видов придаточных предложений.
Знак препинания.
Придаточные изъяснительные похожи на этот второстепенный член предложения.
Один из видов предложений в сложноподчинённом.
Слова в сложноподчинённом предложении.
Вид придаточных обстоятельственных.
Они служат для присоединения придаточных предложений к главному.
Количество придаточных обстоятельственных.
10. Она соединяет простые предложения в сложном.
1
10
2
3
4
6
7
8
9
Приложение 3.
Разделы науки о языке
Заполните горизонтальные строчки названиями разделов науки о языке, используя буквы слова-подсказки.