kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока «Лингвистический бой. Повторение материала по пройденным разделам науки о языке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока  «Лингвистический бой. Повторение материала по пройденным разделам науки о языке». 7 класс. Итоговый урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока «Лингвистический бой. Повторение материала по пройденным разделам науки о языке»»

Богодуховская гимназия № 1











План-конспект урока


«Лингвистический бой.

Повторение материала по пройденным разделам науки о языке»







Выполнила:

Назаренко Татьяна Васильевна,

учитель русского языка,

специалист высшей категории











Богодухов-2017

Тема. Лингвистический бой.

Повторение материала по пройденным разделам науки о языке.

Цель:

- прививать интерес к изучению русского языка;

- обобщить знания учащихся по лексике, морфологии, стилистике;

- формировать навыки и умения пользоваться лингвистическим материалом;

- развивать логическое мышление, сообразительность, находчивость;

- продолжить формирование чувства ответственности и коллективизма.

Тип урока: урок-соревнование.

Эпиграф: Слово- это не игрушечный шар,

летящий по ветру.

Это орудие работы…

В. Короленко


Содержание урока


  1. Вступительное слово учителя.

Каждый человек должен быть всесторонне развитым, свободно владеть своим родным языком. Но человека можно назвать интеллектуалом, эрудитом , энциклопедистом лишь в том случае, если он знает и владеет еще хотя бы одним языком. Русский язык один из языков мирового, межнационального и национального общения необходим нам, так как украинцы и русские с давних времен породнились, сейчас они близкие соседи, которые сотрудничают даже после развала общего государства. Хорошее знание русского языка необходимо вам в дальнейшем во всех сферах общественной и производственной деятельности. Вот сегодня мы проверим, насколько мы уже готовы к такому общению.

Итак, условия урока- соревнования.

Заданий- конкурсов 11, за победу в конкурсе команда получает 2 очка, за поражение -1 очко; дополнительные очки: за удачное название команды с лингвистическим смыслом и его объяснение 1 очко, за стихотворение о русском языке 1 очко, за нарушение правил снимается 0,5 очка. Для оценивания и определения победителя необходимо выбрать жюри. Каковы ваши предложения? (Предлагаются по 2 человека от каждой команды).

Команда- победитель, равно как проигравшая команда, получает приз.

Теперь о конкурсах. Как видите, все конкурсы названы устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами. Есть задания по всему курсу русского языка, по литературе. Все Вам знакомо. Поэтому, остается пожелать Вам успехов, и мы начинаем.

  1. Организация и проведение конкурсов. Представление

команд

1). «Глаз как алмаз»

Условие: по 1 человеку от команды работают

над словом «грамматика»; используя

буквы этого слова записать другие

слова – существительные в течение 5

минут. (н-р: «грамматика»- грамм, тик,

мат, гамма, рама, гик, Аттика, рак, ам-

миак…)

2). «Не в бровь, а в глаз»

Условие: этот конкурс проводится по принципу

«Устами младенца…» 1 участник по-

казывает уровень сформированности

знаний по лексике, отгадывает слова-

омонимы по их лексическому значе-

нию.

Задание 1 команде:

а) - это маленькое млекопитающее, которое живет

обычно в укромных местах;

- есть такая стрижка у мужчин;

- им чистят посуду.

б) - зерновая культура, которой обычно кормят

лошадей;

- гнойное воспаление сальных желез глаза.

в) - сало, нашпигованное перцем, солью и другими

пряностями;

- человек, который следит за кем- либо.

г) - огородная культура;

- овощ;

- у него резкий запах;

- от него плачут;

- холодное оружие вместе со стрелами.

Задание 2 команде:

а) - она бывает почтовая, страховая, гербовая;

- денежная единица в ряде стран;

- крестьянская община в средневековье в Запад-

ной Европе.

б) - один из крупного рогатого скота;

- он служит опорой для мостов;

- его часто сдают на мясо.

в) - мелкие свинцовые шарики для стрельбы;

- частые повторяющиеся звуки;

- число, состоящее из частей единицы.

г) - разветвление верхней части дерева;

- в Дании и Швеции - деньги;

- есть такая батарейка питания.

3) Проверяется результат выполнения 1 конкурса.

4) «Семь пядей во лбу»

Условие: надо угадать языковой термин и

объяснить, что это такое, по лексическим

значениям и определениям, взяв только

начальную букву.

Задание одно для 2 команд на 7-10 мин.

…- один из стилей речи (разговорный)

…- тот, с кем говорят, кому пишут (адресат)

…- главная языковая единица в фонетике (звук)

…- звук, парный звуку (п)

…- название сомнительного написания букв в словах

(орфограмма)

…- один из типов речи (рассуждение)


5). «Выводить на чистую воду»

Условие: команды должны определить, что

общего в двух предложениях.

Задание 1 команде:

Коту тащат уток.

Аргентина манит негра.

Задание 2 команде:

Кит на море романтик.

Течет море- не ром течет.

6). «Как свои пять пальцев»

Условие: назвать художественные произведения,

в названиях которых встречаются имена

числительные; список составить за 5 мин.

Например: «15- летний капитан», «Семнадцать мгнове-

ний весны», «12 стульев», «20 тысяч лье под

водой», «3 мушкетера», «3 толстяка» и т. д.

7). Проверка результатов конкурса «Семь пядей во лбу»

8). Проверка итогов за 1, 2, 3, 5 конкурсы.

9). Проверка результатов конкурса «Как свои 5 пальцев»

10). «Брать быка за рога»

Условие: дано слово, которое существует в

русском языке; в нём нужно переставить

буквы так, чтобы образовалось новое

слово, существующее в обоих языках.

Время выполнения - 10 минут.

Ракета (карета); директор (кредитор);

маяк (ямка); кабан (банка);

раб (бар); сорт (трос);

колба (бокал); барыня (рабыня);

пальто (лапоть); приказ (каприз).

11). «В мгновение ока»

Условие: все участники команд, кроме 1,

отвечают на вопросы блиц- турнира.

Вопросы 1 команде

1. Мореплаватель открывший Америку. (Колумб)

2. Оконная занавеска. (Штора)

3. Награда победителю. (Приз)

4. Вес без тары. (Нетто)

5. Внешнее великолепие. (Роскошь)

6. Первый мужчина. (Адам)

7. Подземное царство в греческой мифологии. (Аид)

8. Размер заработной платы. (Оклад)

9. Музыкальный интервал. (Октава)

10. Индейское племя, создатель древнейшей цивилизации.

(Инки)

Вопросы 2 команде

1. Шоп- турист. («Челнок»)

2. Спутник планеты Земля. (Луна)

3. Телефонная станция. (АТС)

4. Бог Солнца в древнегреческой мифологии. (Ра)

5. Участок, засеянный арбузами, дынями… (Бахча)

6. Польский танец. (Краковяк)

7. Плотная льняная ткань. (Парусина)

8. Стадо овец. (Отара)

9. Костюм балерины. (Пачка)

10. Остроконечное завершение здания. (Штиль)

12). «Беречь как зеницу ока»

Условие: за 10 минут написать сочинение-миниатюру о русском языке.

(1 человек от команды)

13). «Голова с плеч»

Условие: зашифрованное слово, имеющее начальную и конечную буквы отгадать, называя по одной букве по очереди команд.

Слово « п - - - - - - - - - - - - е»

«прилагательное»

14). Проверка выполнения конкурса «Брать быка за рога»

15). «Как в воду глядел»

Условие: всем нам хорошо известен словарный диктант; нужно написать правильно 5 слов.

Задание 1 команде

Искусство, гостиная, термометр, приключение, юго-восток.

Задание 2 команде

Ветеран, литература, режиссер, чемпион, русский.

16). Прослушивание работ конкурса «Беречь как зеницу

ока»

17). Подведение итогов за 4, 6, 7, 8, 9, 10 конкурсы.

18). «Слово молвит – соловей поет»

Условие: правильно прочитать и произнести 7 записанных слов.

Для 1 команды:

  1. Агрессия (р*)

  2. Газопровод

  3. Конечно (шн)

  4. Углубить

  5. Средства

  6. Мельком

  7. Понявший


Для 2 команды:

  1. Кафе (фэ)

  2. Досыта

  3. Экспресс (р*)

  4. Столяр

  5. Начать

  6. Фонетика (нэ)

  7. Понятый

3. Домашнее задание

Условие: выразительно прочитать стихотворение о русском языке.

4. Подведение итогов за 11 конкурс и домашнее

задание.

5. Общее подведение итогов.

1. Объявление команды победительницы.

2. Награждение команд «призами»

6. Заключительное слово учителя

Я надеюсь, что сегодняшнее занятие никого не оставило равнодушным. Все были активны, помогали друг другу и команде. Верю, что вы пополнили свой словарный запас, что-то новое узнали и захотите этим поделится с другими. Хочу обратить Ваше внимание на два высказывания о значении изучения языка:

«Изучение языка раскрывает его огромное значение в жизни общества, приводит учащихся к осознанию исключительных богатств русского литературного языка, тем самым способствуя воспитанию у наших школьников патриотизма.»

В.А. Добромыслов

«Исключительно важное значение родного языка в системе общего образования вытекает из того, что успехи по всем другим учебным предметам стоят в большой зависимости от успехов по родному языку.»

П. А. Афанасьев


Помните, пожалуйста, об этих словах. Удач Вам во всем. До новых встреч.



























Приложение 1.

Причастие


По вертикали:

  1. Причастие обозначает признак того предмета, который сам производит действие. Какое это причастие?

  1. Признаки какой части речи присутствуют у причастия?

  2. Причастия бывают … вида?

  1. Какие причастия изменяются по числам, а в единственном – по родам. Это … страдательные причастия.

  1. При наличии у причастий зависимых слов причастия с НЕ пишутся …?

По горизонтали:

  1. Какого времени нет у причастий?

  1. Синтаксическая роль причастий?

  1. Как выделяется причастный оборот?

  1. В предложениях краткие причастия являются …?

  2. Причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и … ?



 

 

 

 

 

1

 

 






 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 





 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 






 


 

 

 


 

 

 





 

3

 

 

 

 


 

 

 





 

 

 

 

 

 


 

 

 





 

 

 

 

 

 


 

 

 





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 


 

 

 






 

6

 

 

 


 

 

 






 

 

 

 

 

 

 

 

 





 

7

 

 

 

 

 

 

 

 





 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

 

8

 

 

 

 

 

 

 





9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





10

 

 

 

 

 

 

 







 

 

 

 

 

 

 









 

 

 












 

 

 












 

 

 












 

 

 













Приложение 2.


  1. Группа союзов.

  2. Один из видов придаточных предложений.

  3. Знак препинания.

  4. Придаточные изъяснительные похожи на этот второстепенный член предложения.

  5. Один из видов предложений в сложноподчинённом.

  6. Слова в сложноподчинённом предложении.

  7. Вид придаточных обстоятельственных.

  8. Они служат для присоединения придаточных предложений к главному.

  9. Количество придаточных обстоятельственных.

10. Она соединяет простые предложения в сложном.

1

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 


 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 























Приложение 3.


Разделы науки о языке





Заполните горизонтальные строчки названиями разделов науки о языке, используя буквы слова-подсказки.



Ответы: 1 – синтаксис, 2 – фонетика, 3 – орфография, 4 – морфология, 5 – лексика, 6 – пунктуация, 7 – графика, 8 – словообразование.














 

1

 

 

 

 

 

с

 

 

 














 

 

2

 

 

 

т

 

 

 

 













 

3

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 













 

4

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 













 

 

 

5

е

 

 

 

 

 

 

 












 

 

6

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Назаренко Татьяна Васильевна

Дата: 13.05.2017

Номер свидетельства: 415154


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства