kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока для 5 класса на тему"Времена глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для 5 класса.Этот урок "открытие"новых знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока для 5 класса на тему"Времена глагола"»


Тема урока: Времена глагола

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником.

Содержательная: формирование знаний об особенностях времена глагола.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.

Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник; обучающийся научится устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы и формулировать своё мнение; работая в паре и группе, обучающийся научится брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Предметные: углубить знания учащихся о времени, лице и числе как непостоянных морфологических признаках глагола; познакомить с образованием форм настоящего и будущего времени глагола; формировать учебно-языковые умения учащихся, развивать навыки аргументированного ответа; воспитывать творческое отношение к изучению русского языкаНеобходимое оборудование: учебник «Русский язык», 5 класс. Автор Быстрова Е.А.

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями

Демонстративный материал: алгоритм проверки времена глаголов, эталоны для самопроверки


Ход урока:


1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

Прочтите пословицу, которое написано на доске. Как вы его понимаете?

Где труд,там и счастье.

Ученик. Я думаю,если с детства вырабатывать в себе терпение,настойчивость и трудолюбие можно много достичь.

Ученик. А я считаю, что труд никогда не портит человека.

Ученик. Согласен с тобой,наш труд-это учеба в школе. Для этого нужно много трудиться, работать.

Учитель. Вы готовы трудиться, работать? Готовы начать урок?

Ученик. Готовы.


2 этап. Актуализация прочного учебного действия.

Учитель. Проверим домашнее задание. Кто выполнил упражнение №330, проверьте его, пожалуйста, по эталону, спроецированному на экран.


Эталон №1 к упражнению №330

Вспучилась вдруг земля ,и высунулся из нее крот.Нос-бурав,лапы-лопаты,зубы-нож:подземный землекоп и охотник.

Не любит крот ясного солнца и свежего ветра:всю жизнь в темном и сыром подземелье.Землю копает,туннели строит,червяков ловит.Даже за сухой травой для гнезда наверх не вылазает,а втягивает ее за корни прямо из-под земли.

И все-таки хочется ему,наверное.изредка на наш белый свет хоть глазком взглянуть:высунется и рот разинет от удивления.



Эталон № 2 к упражнению № 330

Настояще время глагола

Прошедшее время глагола

Будущее время глагола

любит

вспучилась


копает

высунулся


строит



ловит



вылазает



втягивает



хочется



высунется



разинет




Учитель.Упражнение 330 сверяем с эталоном.

Учитель. Те, кто выполнил упражнение № 330 без ошибок, поднимите руки. Молодцы, справились с заданием. А у кого-нибудь возникли затруднения при выполнении домашнего задания?

Ученик. Я в слове втягивает ,после согласной буквы –г написал гласную –е;но по алгоритму понял,что это суффикс –ива-;

Учитель.А теперь ребята поднимите руки те ,кто написал сочинение на тему:»Природа моего края»(надо было применить глаголов разного склонения)Прочитайте сочинение друг у друга.Какое сочинение вы бы предлагали для ознакомления с классом,а вы ребята послушайте и оцените эту работу по плану.

Ученик.В этом году к нам из Франции приехали родственники.И они меня просили показать мой любимый город.А у мамы не было времени и мне пришлось идти с ними.Мама сказала:»Идите,погуляйте!»Конечно с мамой было бы лучше и веселее.Но когда мы вышли на улицу мои гости были удивлены красотой природы.Ведь мой родной край очень красив зимою.Кругом все белым-бело.Деревья покрыты инеем.Особенно красивы березы,как будто покрыты белой ажурной шалью.

Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки.

Лист самооценки

Ученика (цы) 5 класса по теме «Времена глагола»

ФИ______________


Домашнее задание 1)упр. № 330, стр 235 №2 Подготовьте плакат:напишите один из составленных вами текстов яркими,красивыми буквами на большом листе бумаги;3)сочинение – миниатюра на тему»Природа моего края»,используя повелит.условн.изъявит.наклонения глагола.

Составление алгоритма

Карточка № 1

Работа в парах

Карточка № 2

Самостоятельная работа по упражнению № 334


-задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

-задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).


Учитель. Оцените свою деятельность на этом этапе урока. На каком уровне вы усвоили домашнее задание?

Ученик. На удовлетворительном, нам необходимо работать над ошибками.

Учитель. Не забывайте, ребята, в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок.


3 этап. Выявление места и причины затруднения

Учитель. На доске записаны предложения, перепишите и определите времена глаголов.

  1. Я слышал этот рассказ.

Вот с этой бумажкой пойдет в аптеку.

Этот цветок скучает по своей матери.

Он будет учить это стихотворение

Лишь один ветер гуляет по пустырю.


Учитель. Сверьте свою работу с эталоном, который спроецирован на экран.

Эталон

настоящее время


Прошедшее время


Будущее время

Простое

сложное

скучает

гуляет

слышал

пойдет

будеть учить


Учитель. Какие затруднения испытывали, выполняя это упражнение?

Ученик. Я в втором предложении глагол пойдет написал как наст.время

Ученик. А я правильно определил,этот глагол будущего времени;

Учитель. Можете ли вы объяснить ошибку правилами.

Ученик. Нет, затрудняемся.

Учитель. Какова проблема?

Ученик. Мы не знаем, какие глаголы имеют какие времена.

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученик.Определить,какие глаголы бывают наст.,буд.,прошед.времени,а некоторые только прошед.и будущ. времени.

Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?

Ученик. Времена глагола.

Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

Ученик. Работу с учебником.


5 этап. Реализация построения проекта.

Учитель. Прочитайте § 43

Учитель. Что вы узнали из прочитанного материала? Проверим, правильно ли сделали вывод.

Ученик.У глаголов несовершенного вида три времени:настоящее(пишу),прошедшее (писала),будущее сложное (буду писать); У глаголов совершенного вида два времени:прошедшее(написала) и будущее простое (напишет).

Ученик.А форма прошедшего времени образуется от основы инфинитива с помощью суффикса –л. Перед ним сохраняется гласная,на которую оканчивается основа инфинитива:обидеть-обидел,слышать- слышала.

Учитель. Теперь объединитесь в группы и составьте алгоритм.

Учитель. Представьте свой алгоритм 1 группа.

Ученик. Наша группа составила алгоритм, который назвала

«Времена глагола»

У глаголов несовершенного вида бывает 3 времени:

1) настоящее

2) прошедшее

3) будущее сложное

У глаголов совершенного вида бывает 2 времени :

1) прошедшее

2) будущее простое



Неопредеенная форма глагола


Настоящее время


прошедшее время


будущее время

читать



читает


читал


будет читать

прочитать


прочитал

прочитает

писать



пишет


писал


Будет писать

написать


написал

напишет

пригласить


пригласил

пригласит

приглашать

приглашает

приглашал

Будет приглашать



Учитель. У всех так получилось?

Ученик. Да.

Учитель. Прочитайте слова, которые спроецированы на доску и попробуйте объяснить времена глаголов, используя алгоритм.

Ученик. Глаголы читать,писать,приглашать имеют три времени.

Учитель.Почему так думаешь?

Ученик.Эти глаголы отвечают на вопросы что делать?

Учитель.Они какого вида?

Ученик. Они несовершенного вида.

Ученик. А глаголы прочитать,написать,пригласить совершенного вида.

Эти глаголы отвечают на вопрос что сделать?

Ученик. Поэтому они имеют 2 времени:прошедшее и будущее.

Ученик. Глаголы несовершенного вида имеют сложное будущее время,а глаголы совершенного вида имеют простое будущее время.

Учитель. Молодцы, теперь вы можете объяснить те ошибки, которые допустили в начале урока, используя алгоритм?


6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять их на практике.

Учитель. Тогда поработаем над упражнением № 332. Прочитайте описание раннего утра.В каком времени они используются автором?

Ученик. Все глаголы используются в прошедшем времени

Ученик. Мы в тексте нашли гл.прошедшего времени:

начиналось,румянилось,забелелось,светлело,холодело,синело,мигали,

исчезали,отсырела,запотели,стали,пошел.

Учитель.А теперь укажите начальную форму(инфинитив )этих глаголов.

Ученик.начинаться,румяниться,забелеться,светлеть,холодеть,синеть,мигать,исчезать,отсыреть,запотеть,стать,пойти.

Учитель.Сравните гласную перед суффиксом прошедшего времени и гласную на которую оканчивается основа инфинитива.

Ученик. Форма прошедшего времени обычно образуется от основы инфинитива с помощью суффикса-л.Перед ним сохраняется гласная на которую оканчивается основа инфинитива.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Да, надо еще потренироваться.

Учитель. Тогда поработаем в группах. Откройте карточку № 1 и выполните задание.

Карточка №1.

Укажите глаголы настоящего и прошедшего времени:

1) встречался 8) дарила

2) играет 9) идет

3) постучит 10) приехал

4) шумит 11) моет

5) задумываешься 12) летит

6) спросит 13) спорил

7) купаешься 14) зажег

Настоящее время

Прошедшее время

2

1

4

8

5

10

7

13

9

14

11


12



Ученик. Глаголы встречался,дарила,приехал,спорил,зажег прошедшего времени.Они отвечают на вопросы что делал?и что сделал?

УченикА глаголы играет,шумит,задумываешься,купаешься,идет,моет,летит

настоящего времени .Они отвечают на вопрос что делают?

Ученик.Эти глаголы несовершенного вида.Только глаголы несовершенного вида имеют настоящее время.

Ученик.Глаголы прошедшего времени имеют категорию рода.

Учитель.Испытывали ли вы затруднения?

Ученик.Нет,мы работали в команде,подсказывали друг другу.Например мой одноклассник сделал ошибку в глаголе спросит.Он хотел написать как настоящее время.А мы ему объяснили,что этот глагол совершенного вида и глаголы совершенного вида не бывают в наст.времени.

Учитель.Для дальнейшего закрепления поработаем в парах.Посмотрите на доску.Здесь даны предложения,а в глаголах пропущены окончания. Какие окончания вставляем обсудите с соседом по парте.

Стоял.. удивителное лето.По полянке лениво пробежал…ветерок.Темная туча медленно прполз…через рощу и закрыл…солнце.Прогремел…первый гром.

Учитель.Испытали ли затруднения?

Ученик.Да,но мы увереннее выполняем задание.

7 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель. Вы уверены в своих умениях?

Ученик. Да.

Учитель. Как проверить? Сможем ли мы теперь самостоятельно выполнить подобное задание?

Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.

Ученик. Постараемся, мы уже немного потренировались

Учитель. Откройте карточку №2.

1)будут решать

2)летит

3)работал

4)везу

5)решит

6)учит

7)прочитает

8)пришел

9)будет играть

10)спит

Учитель. Распределите номера глаголов в таблицу, которая лежит у вас на партах.

Настоящее время

Прошедшее время


Будущее время

простое

сложное














Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске. Правильно ли сделали задание?

Эталон к карточке № 2


Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

простое

сложное

2

3

5

1

4

8

7

9

6




10




Учитель. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения вы испытывали?

Ученик.В основном справились с заданием,но глагол (учит) написал не в ту графу.Сейчас я вижу ,что этот глагол настоящего времени.Отвечает на вопрос что делает?

Учитель. Если кто-то допустил ошибки, как нужно поступить?

Ученик. Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном. Учитель. Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.

8 этап. Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?

Ученик. Нет, мы еще мало работали.

Ученик. У нас еще небольшой объем практического применения нового знания.

Учитель. Тогда работаем над следующим заданием. Упр. №334.Спишите употребляя глаголы в форме прошедшего времени.Согласуйте их с существительными в роде и числе.

Учитель. Проверьте свои работы по эталону.

Эталон к упр. №334.

Приближалась весна.Над лесной проталиной трепетали,заливались жаворонки.В светлых березняках тенькали,посвистывали,невнятно щебетали птицы.Под снегом в лощине уже текла,булькала,журчала вода.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Нет, мы с ним легко справились.

Учитель. В чем особенность предложений, которые мы выписали?

Ученик. В этих предложениях гаголы прошедшего времени согласуются с существительными в роде и числе.

Учитель. Оцените свою деятельность на данном этапе урока.

Учитель. Выполнили ли мы те цели, которые поставили в начале урока?

Ученик. Выполнили. Мы научились определить время глагола.

Учитель. Тогда выполним упр №331.Определите время глаголов и впишите их в соответствующие графы таблицы,указывая вид.Проверьте свои работы по эталону.

Эталон к упр.№331

Изъявительное наклонение

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

ругают(несов.вид)

думаете (несов.вид)

переживаешь(несов.вид)

возвращаешься(несов.вид)

мчишься(несов.вид)

попробовали(сов.вид)

испробовала(сов.вид)

стала(сов.вид)

позабыла(сов.вид)

опоздала(сов.вид)

перенервничаешь(сов.в)

измучаешься(сов.вид)

измотаешься(сов.вид)

выйдешь(сов.вид)

вернешься(сов.вид)



9 этап. Этап рефлексии.

Учитель. Чему был посвящен урок и что вы узнали на уроке?

Ученик. Сегодня мы узнали очень много интересного, полезного. Урок был на тему»Времена глагола»

Ученик. Мы узнали, что у глаголов несовершенного вида бывает 3 времени:

1) настоящее

2) прошедшее

3) будущее сложное

У глаголов совершенного вида бывает 2 времени :

1) прошедшее

2) будущее простое ;

Ученик. А ещё мы узнали, что глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам,то есть спрягаются.А глаголы в прошедшем времени изменяются по родам и числам.

Ученик.Мы узнали,что форма прошедшего времени образуется от основы инфинитива с помощью суффикса –л.Перед ним сохраняется гласная,на которую оканчивается основа инфинитива:обидеть-обидел,слышать-слышала.

Ученик. В начале урока мы не смогли выполнить задание, но прочитали параграф, работали в группах, в парах, помогали друг другу. Научились определить времена глаголов.

Учитель. Какие затруднения вы испытали в течение урока?

Ученик. Не всегда правильно определяли времена глаголов.

Учитель. Что помогло нам их преодолеть?

Ученик. На разных этапах урока иногда ошибались, но алгоритм, задания по карточкам и эталоны для самопроверки помогли усвоить тему. Учитель. Запишите домашнее задание

1)читать п.43

2)упр 335

3)написать сочинение на тему «Весна»,используя гл.разного времени. Спасибо за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали!









































11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока для 5 класса на тему"Времена глагола"

Автор: Хамидуллина Наиля Гумаровна

Дата: 15.04.2018

Номер свидетельства: 466326


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства