Просмотр содержимого документа
«План-конспект по русскому языку "Предложение и словосочетание" 3 класс»
Тема: Различение предложения и словосочетания.
Цели:
1. Закрепление умения различать и сравнивать предложение, словосочетание и группу слов, которая не составляет ни предложения, ни словосочетания; формирование умения составлять из данных слов (из данной группы слов) словосочетание и предложение.
2. Развитие мышления, речи, наблюдательности, орфографической зоркости, фонематического слуха.
3. Воспитание любви к родному языку, уважительного отношения к мнению других.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом с применением технологии проблемного обучения.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё на месте, всё в порядке:
Книги, ручки и тетрадки,
Линейка, ластик, карандаш?
Чистописание:
–Сегодня на уроке будем работать над написанием строчной и заглавной буквы З, з.
За чужой щекой зуб не болит.
На доске:
Прочитайте предложение: С высокого неба изредка падали одинокие снежинки) Какое оно? (Распространённое, повествовательное, невосклицательное). О каком времени года говорится в этом предложении? (О конце осени или о зиме.) Назовите главные члены в этом предложении. (Снежинки падали) Назовите словосочетания. (С высокого неба, одинокие снежинки, падали изредка)
Создание проблемной ситуации.
(на доске)
пришла осень
дождливый день
светит яркое
Что записано на доске? (Высказывания детей.)
Я сейчас ничего вам не скажу, кто-то из вас прав, кто-то ошибается. Мы решим эту проблему в течение урока, вы сами в конце урока или по ходу урока сделаете вывод.
Ребята, а что такое проблема, как вы думаете? (Высказывания детей.)
Начнём решение проблемы с проверки домашнего задания.
Проверка домашнего задания.
– Какое упражнение вы выполняли дома?(упр 104) Прочитайте задание.
- Прочитайте восклицательные предложения.
- Назовите главные члены предложения в первом предложении, во втором и в пятом.
- Назовите словосочетания , которые выписали из этих предложений.
Индивидуальная работа.
- Прочитайте.
В горах бывают снежные обвалы.
- Спишите. Найдите главные члены предложения, подчеркните. Выпишите словосочетания.
Работа по теме.
Мы продолжим работать по учебнику упр. 105
Прочитайте вопросы. Подготовьтесь рассказать о предложении по данному плану.
- упр.106
- Прочитайте словосочетания. Подберите к выделенным словам антонимы (слова с противоположным значением)
- Просчитайте текст. Придумайте заголовок к тексту. Найдите в тексте синонимы. Какие слова называются синонимами? ( Слова, близкие по значению). Выполните задание.
Назовите синонимы, которые вы подчеркнули. Чем они похожи? Чем отличаются?
- Как вы думаете, для чего автор использует слова-синонимы в тексте? ( чтобы текст был более ярким, показать разную динамику, т.к. были и молодые и старые зайцы.)
Словарная работа.
Потренировали внимание, проверим наблюдательность и сообразительность. Прочитайте слова на доске:
НАЙ'АБЫР' МАРОС С'ЭВ'ИР
Кто расшифровал эти слова, что же здесь написано? (Ноябрь, мороз, север.)
А что это за запись, которую я вам предложила? (Это звуковая запись – транскрипция.)
Запись на доске.
Запишем эти слова на доске и в тетрадь. Возьмите простой карандаш, что будете делать? (Ставить ударение и подчёркивать орфограммы.)
Один ученик выполняет задание на доске.
Проверим правильность написания, а правильная запись у меня на карточке с другой стороны.
Работа по развитию речи.
Ребята, а можем ли мы эти слова как-нибудь объединить?
1) Это словарные слова.
2) В ноябре ветер дует с севера, а в конце месяца бывает мороз.
Молодцы, вы всё правильно сказали, а теперь послушайте.
Работа со словарём.
Я вам прочитаю значение слов и их происхождение.
Север – одна из четырёх сторон света, направление, противоположное югу; изначально слово север имело значение «холодный ветер», затем – «область холодных ветров».
Мороз – погода с низкой температурой воздуха. Произошло от древнего слова мерз – «холодный». От него же образовано и слово мёрзнуть.
Что же ещё объединяет эти слова? (Они образовались от слов «холод» и «холодный ветер»).
Ноябрь – одиннадцатый месяц календарного года. Произошло от латинского слова november «девятый»; ноябрь – «девятый месяц» (Новый год раньше начинался с марта).
А теперь подберите к записанным словам однокоренные прилагательные и запишите словосочетания. (Северный ветер, ноябрьский день, морозное утро.)
Докажите, что это словосочетание. (Высказывания детей)
С любым словосочетанием составьте устно предложение.
Закрепление умения различать предложение и словосочетание.
Закрепление изученного.
Я хочу проверить, научились ли вы различать предложение и словосочетание. Если я покажу на карточке предложение – поднимайте зелёный сигнал, если словосочетание – красный. Начинаем работу.
девочка гуляет
лает собака
бегают дети
красивый наряд
сидит на диване
жёлтый цыплёнок
мы отвечаем
глядит синяя
Итог урока.
Что нового узнали сегодня на уроке?
Так давайте вернёмся к записи, которую мы рассматривали в самом начале урока.