kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект открытого урока по теме "Морфемика" (5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект открытого урока по теме "Морфемика" (5 класс)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по теме "Морфемика" (5 класс)»

План-конспект открытого урока по теме "Морфемика" (5 «Е» класс)

Сохнина Елена Александровна учитель русского языка и литературы

Цели:

  • Повторить материал по теме: названия частей слова (морфем), умение проводить разбор слова по составу (морфемный разор)

  • Способствовать развитию творческих способностей обучающихся;

  • Способствовать формированию интереса к русскому языку.

Задачи урока:

  • повторить и систематизировать сведения по морфемике;

  • подготовиться к контрольной работе;

  • развивать аналитическое мышление, память, коммуникативные способности;

  • воспитывать серьёзное отношение к истории слова, целеустремлённость в познавательной деятельности.

  • Познавательные УУД : формирование

1) умения на основе анализа объектов делать выводы;

2) умения обобщать и классифицировать по признакам частей слова (морфем);

3) умения находить ответы на вопросы в словарях (толовый и словообразовательный).

  • Коммуникативные УУД: формирование

1) умения слушать и понимать других;

2) умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) умения оформлять свои мысли в устной форме;

4) умения работать в паре, в группе.

  • Регулятивные УУД: формирование

1) умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  • Личностные УУД: формирование

1) мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2) умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.



Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: «Радио-няня», индивидуальные сигнальные карточки, словообразовательный словарь.

Форма урока: урок-игра – путешествие в страну «Морфемика» , 2 команды по 4 человека.



Эпиграф:

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!





ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1) Отрывок – вступление из «Радио-няни».

2) Обращение к эпиграфу.

3) Выразительное чтение эпиграфа учителем. Определяют тему урока.

Как называется раздел науки о языке, изучающий части слова? (морфемика) (Ребята записывают тему урока)

Выбираем среди девочек королеву этой страны , которая первой ответит на вопрос и будет оценивать результаты команд.

II. Сообщение цели урокавыходит

Сегодня мы будем говорить о морфемах.

Вы, наверное, задавали себе такой вопрос: «И зачем только мы делим слова на части, если они, эти частички, сами по себе ничего не значат?» И, конечно, мы имеем в виду приставки, суффиксы и окончания. Но разве они ничего не значат?

III. Игра «Путаница» (ребята выполняют работу в тетрадях, а один ученик у доски , по желанию)

Приставка (пре́фикс)

это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов

Корень

это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами.


Суффикс (от лат. suffixus «прикреплённый»)

это значимая часть слова, стоящая перед его корнем и дополняющая или изменяющая смысл слова.

Окончание

это изменяемая часть слова, расположенная обычно после корня



Вывод: Морфема - значимая часть слова.

Морфемика - раздел науки о языке, изучающий состав слова.

Значит, каждая часть слова имеет свое значение и играет свою роль в слове. А иногда и полностью изменяет значение слова.

Выбор участников команд: 2 приставки, 2 суффикса, 2 корня (капитаны команд), 2 окончания.

Ребята, мы отправляемся в необычное путешествие. В страну «Морфемика». За каждый правильный ответ вы получаете балл.



V. Итак, стартуем!

  1. Что составляет основу слова? (Приставка, корень, суффикс)

Ребята в тетрадях записывают правильный ответ.

(Ребята с коронами : приставка, корень и суффикс выстраиваются в ряд).

  1. Какой частью слова похожи слова: соловушки, бабушка, дедушка? (Суффиксом, выходит вперед ученик с короной «суффикс»)

  2. Какой частью слова похожи слова: зима, зимушка, зимний, зимник, зимовать ? (Корнем)

  3. Какой частью слова похожи слова: заклеить, заморозить, закинуть, задвинуть? (Приставкой)

А теперь пора нам отдохнуть!

Физкультминутка (проводит один из учеников).

Учитель: встречайте физкультминутку !

Невербальное общение (за каждым значением морфемы закреплено определенное движение). Ученик согласовывает все движения с классом.

III. Работа со словарём.

Толковый словарь «Ожегова» 2 команды ищут значение слова: Бормотать.

На доске отражена информация по значению слова (бормотать) , ученики записывают в тетрадь.

Школьный словообразовательный словарь:

Задание 1 команде: какие слова можно образовать от слова бормотать?

Задание 2 команде: какие слова можно образовать от слова коридор?

VI. Конкурс капитанов (корней)

Товарищи командиры! Вы должны оправдать свое звание – для вас морфемный разбор слов:

1. В причине вы мой обнаружите корень,
Приставку в собрании встретите вскоре,
В слове строение суффикс найдете,
В целом напишите дома иль в школе. 
(Сочинение)

2. Корень мой находится в цене, 
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же – в дневнике я и в тетради. 
(Оценка)



VII. Подведение итогов урока. Королева «Морфемика» оглашает результаты команд.

Итог урока. Оценки

Как называется раздел науки о языке, изучающий части слова?

Какие части слов(морфемы) вы знаете? Их особенности и значение.

- За активную работу на уроке получают оценки следующие ученики ….

VI. Дома:

Составить кроссворд по теме «Морфемика»



Спасибо за урок.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект открытого урока по теме "Морфемика" (5 класс)

Автор: Сохнина Елена Александровна

Дата: 14.06.2017

Номер свидетельства: 421838


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства