Форма урока: урок-игра –путешествие в страну «Морфемика» , 2 команды по 4 человека.
Эпиграф:
Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей!
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
1) Отрывок – вступление из «Радио-няни».
2) Обращение к эпиграфу.
3) Выразительное чтение эпиграфа учителем. Определяют тему урока.
– Как называется раздел науки о языке, изучающий части слова? (морфемика) (Ребята записывают тему урока)
Выбираем среди девочек королеву этой страны , которая первой ответит на вопрос и будет оценивать результаты команд.
II.Сообщение цели урокавыходит
– Сегодня мы будем говорить о морфемах.
Вы, наверное, задавали себе такой вопрос: «И зачем только мы делим слова на части, если они, эти частички, сами по себе ничего не значат?» И, конечно, мы имеем в виду приставки, суффиксы и окончания. Но разве они ничего не значат?
III. Игра «Путаница» (ребята выполняют работу в тетрадях, а один ученик у доски , по желанию)
Приставка (пре́фикс)
этоглавная значимая часть слова, которая выражает основноезначение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренныхслов
Корень
этоморфема, которая обычно стоит в конце слова икоторая указывает на связь данного слова с другими словами.
Суффикс (от лат. suffixus «прикреплённый»)
это значимая часть слова, стоящая перед егокорнем и дополняющая или изменяющая смысл слова.
Окончание
это изменяемая часть слова, расположенная обычно после корня
Вывод:Морфема - значимая часть слова.
Морфемика - раздел науки о языке, изучающий состав слова.
Значит, каждая часть слова имеет свое значение и играет свою роль в слове. А иногда и полностью изменяет значение слова.
Выбор участников команд: 2 приставки, 2 суффикса, 2 корня (капитаны команд), 2 окончания.
Ребята, мы отправляемся в необычное путешествие. В страну «Морфемика». За каждый правильный ответ вы получаете балл.
V. Итак, стартуем!
Что составляет основу слова? (Приставка, корень, суффикс)
Ребята в тетрадях записывают правильный ответ.
(Ребята с коронами : приставка, корень и суффикс выстраиваются в ряд).
Какой частью слова похожи слова: соловушки, бабушка, дедушка? (Суффиксом, выходит вперед ученик с короной «суффикс»)
Какой частью слова похожи слова: зима, зимушка, зимний, зимник, зимовать ? (Корнем)
Какой частью слова похожи слова: заклеить, заморозить, закинуть, задвинуть? (Приставкой)
А теперь пора нам отдохнуть!
Физкультминутка (проводит один из учеников).
Учитель: встречайте физкультминутку !
Невербальное общение (за каждым значением морфемы закреплено определенное движение). Ученик согласовывает все движения с классом.
III. Работа со словарём.
Толковый словарь «Ожегова» 2 команды ищут значение слова: Бормотать.
На доске отражена информация по значению слова (бормотать) , ученики записывают в тетрадь.
Школьный словообразовательный словарь:
Задание 1 команде: какие слова можно образовать от слова бормотать?
Задание 2 команде: какие слова можно образовать от слова коридор?
VI.Конкурс капитанов (корней)
Товарищи командиры! Вы должны оправдать свое звание – для вас морфемный разбор слов:
1. В причине вы мой обнаружите корень, Приставку в собрании встретите вскоре, В слове строение суффикс найдете, В целом напишите дома иль в школе. (Сочинение)
2. Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречали, Вся же – в дневнике я и в тетради. (Оценка)
VII. Подведение итогов урока. Королева «Морфемика» оглашает результаты команд.
Итог урока. Оценки
Как называется раздел науки о языке, изучающий части слова?
Какие части слов(морфемы) вы знаете? Их особенности и значение.
- За активную работу на уроке получают оценки следующие ученики ….