- формировать умения и навыки постановки знаков препинания в сложном предложении; развивать способности учащихся применять навыки и умения в определении видов придаточных предложений;
- развивать устную и письменную речь; способствовать воспитанию нравственных принципов;
- воспитывать стремление к совершенствованию речевых навыков.
Объявление целей и задач урока. (слайд № 1 «Желаем удачи!»)
1. Упражнение на ассоциации (устно, для создания ситуации успешности).
Слова учителя. Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове удача…(ответы учащихся), при слове неудача… (ответы учащихся).
Итак, сегодня наш урок будет нацелен только на удачу (слайд № 1).
ІІ. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.
Работа по карточкам (три человека).
Блиц-опрос. Закончить предложение (по методу «Цепочка»).
Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает… (словосочетание и предложение).
Простое предложение – это предложение, которое имеет… (одну основу).
Сложные предложения – это такие предложения, которые … (имеют две или несколько грамматических основ).
Сложные предложения делятся на две группы… (союзные и бессоюзные).
Союзные предложения делятся на… (ССП, СПП).
Части СПП по смыслу…(равноправны или неравноправны?)
СПП состоит из главного предложения и …(придаточного).
(слайд №2, СП)
Слова учителя: итак, мы повторили структуру сложного предложения, но начнем мы работу с простого, с разминки.
4. Разминка. Словарная работа.
Комментарий – объяснение какого-нибудь текста;
комментатор – тот кто объясняет;
процесс – ход, развитие какого-нибудь явления;
дискуссия – спор, обсуждение;
мировоззрение – система взглядов на природу и общество;
прогресс – движение вперед.
Задание:
- это слова исконно-русские или заимствованные?
- объясните лексическое значение слов;
- на какую орфограмму подобраны слова?
- приведите свои примеры (Н.: баллада, коммуникабельный, дрожжи, шоссе и т.д.)
5. Разбор по составу.
Мировоззрение – мировой, мирить, зрение.
6. Синтаксический разбор.
Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность. (Прост; пов.; невоскл.; распр.; двусост.; осложн.), схема.
Вопросы:
- согласны ли вы с этим высказыванием?
- измените предложение, чтобы получилось СП.
* Единственный путь, который ведет к знаниям, - это деятельность.
(Какое у вас получилось предложение? Выделите грамматические основы.)
7. Объяснительный диктант (слайд № 3).
Книга – орудие, способное переходить из страны в страну, из века в век.
К книгам, в которых живет дух великих людей, обращаемся мы за советом.
Книги сопровождают меня на протяжении всего моего жизненного пути, и я общаюсь с ними всегда и везде.
Чтение и труд - дивные всходы дают.
Задание:
- найдите сложные предложения, определите их вид;
- объясните знаки препинания;
- выделите грамматические основы;
- перепишите второе предложение, составьте схему.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности школьников.
Рассказ учителем притчи.
Жил мудрец, который знал все. Один человек решил ему доказать, что он ничего не знает. Взял бабочку, зажал ее в руке и спрашивает: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руке – мертвая или живая?» сам же думает: «Скажет: живая – я ее умертвлю, скажет: мертвая - выпущу на волю».
Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках!»
Беседа.
Как вы понимаете выражение: «Все в твоих руках!»?
В данный момент, что находится в ваших руках? (предполагаемые ответы учащихся).
ІV. Изучение нового материала. Слайд № 4 (схема СПП с придаточным определительным)
1. Слово учителя.
- Прокомментируйте, что вы видите на слайде.
- Что вы можете рассказать о СПП по этим схемам?
Вывод:
В простом предложении есть главные и второстепенные члены предложения - определения, дополнения, обстоятельства. В СПП могут быть три вида придаточных: определительные, изъяснительные, обстоятельственные. Сегодня мы познакомимся с придаточными определительными. Они отвечают на те же вопросы, что и определение.
2. Запись в тетради.
Задание:
- найдите определение;
- определите тип предложения;
- замените обособленное определение придаточным предложением;
- запишите полученное предложение;
- составьте схему.
В воздухе чувствовался дурманящий травяной запах, плывущий с далеких полей. (Простое).
В воздухе чувствовался дурманящий травяной запах, которыйплыл с далеких полей.
какой?
[ ], (который…).
Вывод:
- какие из этих вариантов предложений мы используем в разговорной речи, а какие в книжной?
- СПП с при даточным определительным используем в разговорной речи; с обособленным определением, выраженным причастным оборотом – в книжной.
Слово учителя. А.С.Пушкин: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: карета, каторая скачет; слуга, который метет, - заменяя краткость причастия вялым оборотом.»
- по вашему мнению, чем вызывается замена?
Необходимостью избежать в тексте однообразия конструкций.
Тренировочные упражнения. Запись в тетради, работа у доски.
Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.
Сколько же есть вещей, без которых можно жить!
Велик тот человек, кто глиняной утварью пользуется как серебряной…
Задание:
- объясните, как вы понимаете данные высказывания? Какое из них вам ближе?
- выделите основы, определите место придаточного, начертите схемы.
5. Работа с учебником.§ 25, с.86, упр. 172 (устно), упр. 173 (1).
6. Задания в группах(или по рядам).
Первая группа (ряд): составьте предложения по графическим схемам:
а) […праздник ], (который…).
б) […землю ], (которую…).
в) […день ], (когда…).
Вторая группа (ряд): замените обособленное определение (причастный оборот) придаточным определительным; объясните смысл высказываний.
Доброта – это то великое, слышимое глухим и видимое слепым.
Слава, добытая в бою, не ржавеет и не забывается.
Работа, выполненная небрежно, гроша ломаного не стоит.
7. Вывод(делают учащиеся).
Вопросы:
- на какие вопросы отвечают придпточные определительные?
- какаво положение придаточного определительного по отношению к главному?
- что может быть в главном предложении?
8. Пунктационная задача. Шуточное письмо (раздаточный материал).
Когда я вчера вечером шел с грохотом и шумом, мимо промчался поезд. Поезда тут говорят: старожилы ходят очень давно.
Вопрос. Как следует расставить знаки препинания, чтобы герой шел спокойно, а с грохотом и шумом мчались поезда и при этом не разговаривали.
Ответ. Когда я вчера вечером шел, с грохотом и шумом, мимо промчался поезд. Поезда тут, говорят старожилы, ходят очень давно.
V. Закрепление материала.Работа с текстом(раздаточный материал,
слайд № 5, фото).
Задание:
- выразительно прочитайте текст;
- ответьте на заданный вопрос в конце текста;
- выскажите свои мысли и чувства, которые вызвал у вас этот текст;
- к какому стилю относится данный текст? (к публицистическому);
- найдите СПП с придаточным определительным).
VІ. Рефлексия. Подведение итогов. Оценивание.
Какую тему рассмотрели на уроке?
Какие орфограммы и пунктограммы повторили?
На какую тему был подобран языковой материал?
Вызывают ли у вас какие-либо мысли выражения, над которыми мы сегодня работали?
Где вы можете применить полученные сегодня знания? (слайд № 6 «Молодцы!»)
VІІ. Домашнее задание(дифференцированное):
- выучить § 25, выполнить упражнение № 178;
- выписать пять предложений из художественных произведений по данной теме;
- написать творческую работу по теме «В чем смысл жизни человека?».
- выписать пять предложений СПП с придаточными определительными из художественных произведений;
- написать творческую работу, используя СПП с придаточными определительными и обособленными определениями на тему «Счастливы те, которые читают» или «Книга, которую не стоит читать».
Дополнительное задание на закрепление.
1. Афоризмы – жемчужины человеческой мудрости, отлитые в краткую языковую форму.
- Замените простое предложение сложным.
2. Работа над афоризмами.
* Чтение книг должно быть постоянным, чтобы не засохла душа.
* Терпение – это искусство, которое питает надежду.
* При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою.