Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка в 3в классе по теме "Состав слова. Окончание"»
Класс: 3
Учебник: Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина 3 класс часть 1.
Тема урока: Состав слова. Окончание.
Тип урока: ОНЗ.
Основные цели:
введение в познавательную деятельность и активный словарь учащихся термины: “окончание”, “нулевое окончание”, “формы одного и того же слова”;
формирование способов действий по выделению в слове ( имени существительном ) окончания;
познакомить с ролью окончания в предложении;
развивать умение выделять в словах окончания;
повторять и закреплять изученные орфограммы;
воспитывать интерес к родному языку.
Планируемые результаты.
Предметные результаты достижения учащихся:
различать и выделять основные части слова,
формулировать словообразующую роль каждой части слова,
объяснять причины изменения формы слова,
конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.
Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять терпение в учебной деятельности, работать в парах и самостоятельно, оценивать свои умения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.
Личностные: формирование чувства гордости за свою малую Родину; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Материалы к уроку:
Демонстрационный материал: учебник «Русский язык » интерактивная доска, презентация к уроку,
Раздаточный материал: карточки для парной работы.
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: А вы готовы начать урок русского языка? А для чего нужно знать язык?
Прочитайте девиз урока:
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
Как вы понимаете девиз нашего урока.
-О каком деле идет речь? (об открытии нового знания)
-Как же вы открываете все новое? (сами должны понять, что мы еще не знаем, и самим постараться открыть это новое)
Показ слайда 1.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Учитель:- С чего начнем наш урок? (С повторения)
- Для чего мы будем повторять? (Это нам необходимо для открытия нового).
а)Чистописание.
Барабан боднул баран.
Бух! — и лопнул барабан.
Сегодня на минутке чистописания повторим написание заглавной и строчной буквы Бб.
Расскажите всё про звук.
Характеристика звука б – согл, парный по тв. мяг., парный по глух. звон.
б) Словарная работа.
Послушайте загадку:
Учитель: - О чем эта загадка? (о березе)
По каким приметам вы догадались что это береза
- Что можете рассказать о слове береза? (слово береза обозначает предмет, отвечает на вопрос что? Это имя существительное, стоит в единственном числе, 3 слога, второй слог ударный, безударная гласная в корне слова е, нужно запомнить, это слово из словаря, 6 букв, 6 звуков, 3 гласных, 3 согласных)
Учитель: Запишите это слово в тетрадь.
г) Подбор однокоренных слов.
Учитель: Подберите однокоренные слова, докажите, что это слова однокоренные; выделите в них корень.
- С помощью чего образовались эти слова?
в). Работа с предложением.
Учитель: Послушайте фрагмент песни на слова Сергея Есенина про берёзу. Разберём устно первое предложение, раскрывая скобки.
- Что сейчас повторили? Следующий шаг урока (задание, которое вызовет у нас затруднение)
III. Выявление места и причины затруднения.
Работа с текстом.
Вставьте слово, подходящее по смыслу. Прочтите , что получилось.
V. Реализация построенного проекта.
Выпишим слова которые мы вставили. Прочитайте.
Учитель: Какие слова написали (березу, березы, о березе)
Определите, чем различаются вставленные нами слова?
Разные ли предметы они называют? Вносит ли окончание новый оттенок в значение слова или нет?
Для чего нужно окончание в слове?
Как найти окончание?
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Проверим себя, правильно ли мы дали определение окончанию
Откроем страницу 113, прочитаем узелки на память;
- Ваши выводы.
VII.Cамостоятельная работа
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
1)Работа в парах.
- Следующее задание очень интересное. Возьмите цветную карточку.
- Попробуем прочитать текст. Что случилось? (в словах потерялись окончания)
- Какое задание предложите?
- Это задание мы будем выполнять в парах. Одна голова хорошо, а две еще лучше.
Зим… .
Она явилась закутанной, бел… , холодн… . - Кто ты? – спросили дет... . - Я – врем… год… – зим... . Я принесл… с собою снег и скоро набросаю его на земл... . Он все закро… бел… пушист… одеял… . Тогда прид… мой брат – дедушк… Мороз и замороз... поля , луг… и рек... . А если ребят... стан... шалить, то отмороз... им рук… , ног... , щек… и нос… . - Ой, ой, ой! Какая нехорош… зим... ! Какой страшн… дедушк… Мороз! – сказал… дет… .
- Подождите, дет… . Но зато я подарю Вам катанье с гор, коньки и салазки. А после придет любим… Рождество с весел… елк.. и дедушк… Мороз с подарк… . Разве Вы не любите зиму?
К.В. Лукашевич
-Покажите готовность своей пары.
- Прочитайте, что у вас получилось? (сл. )
- Какая пара не допустила ошибок?
- Спишите 1 предложение, выделите пропущенные окончания, разберите слово холодной по составу. (отвечают с места)
Резерв Индивидуальные задания
:
На парте лежат листы разного цвета (разноуровневое задание).
-Выберите то задание, с которым вы справитесь.
1-й уровень
Запиши, устранив в каждом ряду “лишнее” слово. Разбери подчеркнутые слова по составу.
А) снежный, снег, снести, снежок
Б) вода, водитель, подводник, водный
2-й уровень
Суффиксы и приставки перепутали свои места и получились неизвестные слова. Помоги всем частям слова найти свои места. Подбери каждому слово однокоренное.
прискморий, ушкизба
Устный опрос. Игра «да» или «нет»
-Окончание - часть слова? (да)
- Окончание - изменяемая часть слова ? (да)
- Окончание – часть основы? (нет)
- Окончание – служит для связи слов в предложении? (да)
- У одного же слова могут быть разные окончания? (да)
- С помощью окончания образуются новые слова? (нет)
X. Рефлексия.
- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. А что скажите вы?
- Выберите предложение и закончите его.
Было интересно….
Я сумел….
Сегодня мне удалось….
Было трудно….
- Как будете работать, чтобы не испытывать трудностей в определение окончания и основы?
- А что нас ждет после урока, вы узнаете отгадав слово.
- Составьте и запишите слово по подсказкам:
А) В слове есть окончание и основа. Основа состоит из трех частей. Каких?
Б) Корень тот же, что и в слове обмен, в приставке есть два звука Э, которые обозначены буквой е, два мягких согласных звука; суффикс тот же, что в слове травка.
В) Окончание – 1-ая буква алфавита. Что это за слово? Запишите его и разберите по составу.