2. Формулирование задач урока. | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | Создает ситуацию, при которой возникает необходимость повторения полученных знаний. Сегодня на уроке мы отправимся в наш парк и вспомним , какие великолепные цветы растут в нём? Нет только одного растения, о котором написала в своем стихотворении русская поэтесса Е. Бекетова: Поутру, на заре, По росистой траве Я пойду свежим утром дышать, И в душистую тень, Где теснится сирень, Я пойду свое счастье искать. В жизни счастье одно Мне найти суждено, И то счастье в сирени живет; На зеленых ветвях, На душистых кистях Мое бедное счастье цветет… - Чего же нет в нашем парке? - Верно, наверное, парк стал бы еще красивее, если бы в нем цвела душистая сирень. -Подумайте, какой будет тема нашего урока? Учитель сообщает, что сегодня на уроке, тема которого «Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», мы должны подготовиться к описанию сирени, используя материал урока. Сочинение вы должны написать так хорошо, чтобы жители нашей станицы захотели развести сирень в своих садах. | Включаются в работу: - В парке растут и тюльпаны, и лилии, и астры, и розы, и петунии, и сальвии… - В нашем парке нет сирени. По созданной проблеме формулируют тему урока: «Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» - Сирени. Сочинение. Описание сирени. | Повторение пройденного материала | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять | Проявление познавательной активности |
3. Усвоение новых знаний. | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися материала о художнике. | КОНЧАЛОВСКИЙ Петр Петрович (1876-1956), российский живописец, народный художник России (1946), действительный член АХ СССР (1947). П.П.Кончаловский очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из советских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. Любимые цветы Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество своих полотен: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень и подрамник», «Сирень на окне» и др. "Цветок нельзя писать "так себе", простыми мазочками, его надо изучать и также глубоко, как и всё другое. Цветы — великие учителя художников… В цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще, пока уловишь логику построения, выведешь законы из сочетаний, кажущихся случайными... Я пишу их, как музыкант играет гаммы. Поработаешь часика два, так ум за разум начинает заходить - вместо цветов являются уж звуки какие-то... Это грандиознейшее упражнение для каждого живописца. | Делают вывод, что П.П. Кончаловский очень любил сирень и посвятил ей множество своих полотен. | | Развитие умения постановки познавательной цели. | |
6 Развитие учебноязыковых и правописных умений. | Создать условия для совершенствования своего лексического запаса языка через устное и письменное повторение. Создать у детей представление о том, как писать сочинение | Организует работу в группах. Предлагает ответить на вопросы. А теперь, когда мы получили заряд бодрости самое время восстановить наше внимание. 1)Словарно-стилистическая разминка. Бледно-розовая, темно-красная, белоснежная, лиловая, жемчужная; голубоватый, серебристый (оттенок); тяжелые, крупные, пышные гроздья; зеленые с тоненькими прожилками листья; ароматная, нежная, очаровательная, влажная, чудесная, прекрасная; наслаждаться, любоваться, восхищаться; натюрморт. 2) Работа со словарем. - По толковому словарю найти лексическое значение слова ЛИЛОВЫЙ -, ая, ое, лов, лова [нем. lilа, фр. lilas фиолетовый. 3) Беседа по картине «Сирень». - Рассмотрите картину, обратите внимание на обилие цветов. 1. Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? 2.Тщательно ли вырисовывает художник лепестки, листочки, веточки сирени? 3. Почему? 4.Какие определения помогут описать гроздья сирени? 5.А с чем можно сравнить кисти сирени? 6. Подберите прилагательные к слову «букет». 7.Какими словами можно описать сирень и выразить свое отношение к изображаемому? 8.Опишите, в чем стоит сирень. 9.На каком фоне изображена сирень? 4) Прослушаем романс С.Рахманинова «Сирень» - Вы слышите пьесу «Сирень» композитора Сергея Рахманинова. Сирень была для него « царицей души». Никогда он не расставался с маленькой веточкой белой сирени, находясь за границей. Свою нежную любовь к этим цветам композитор передал в музыкальном образе сирени. 1.Созвучно ли настроение музыки и картины? 2. Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой? 3.Сам художник о своей картине сказал так: «В букете все живет, цветет и радуется» 5)Составление плана сочинения 1. П.П.Кончаловский – художник, очень любивший цветы. 2. Описание натюрморта "Сирень в корзине": - Свежие нежные грозди сирени. - Цвета и оттенки сирени. - Корзина, в которой стоит сирень. 3.Настроение. 6) Работа в группах.Подбор рабочих материалов. I группа 1. Кто написал картину «Сирень в корзине»? Какие его полотна известны? 2. Что особенно любил изображать П.П. Кончаловский? 3. Какое настроение создает картина? О чем напоминает? II группа 1.Что занимает центральное место на картине? 2. Какого цвета гроздья сирени в верхней части букета? 3. Какого цвета лепестки – звездочки в нижней части букета? 4. Какими по величине изображены ветки? III группа 1.Какие цвета использует художник для изображения освещенных солнечными лучами листьев сирени? Листьев, находящихся в тени? 2. В чем стоит букет с сиренью? Почему? 3.Что служит фоном для корзины? Какие цвета использует автор для изображения стены? 4. Почему корзина стоит на темном полу? | Записывают слова объясняют свой выбор . Работают со словарём. Работают со словарём. 1.Лиловая, светло-фиолетовая, темно-красная, белая, розовая. Вверху- темно-красные грозди, между ними виднеются голубоватые, фиолетовые цветки. 2.Нет. 3. Художник стремится передать свое впечатление от букета, поэтому и не выписывает детали 4. Тяжелые, крупные, роскошные кисти. 5. Как гроздья винограда, цветочки-звездочки. 6.Свежий, пышный, красивый, ароматный, душистый, благоухающий, большой. 7. Изумительная, чудная, несравненная, восхитительная, чудесная, дивная, бесподобная, великолепная, прекрасная, превосходная, роскошная, замечательная 8. Плетеная из ивовых прутьев корзина. 9.Фон: темно- зеленый с серо- коричневым и желтоватым оттенком. Слушают романс. 1. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, композитор передает свои чувства: восхищение, любовь к сирени. Слушаешь музыку и словно ощущаешь аромат, легкие шелест ветвей. 2. Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени и любоваться им. Составляют план. Работают в группах, отвечает каждая группа. Анализируют ответ. | Повторение,закреплениепройденного материала Умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность под руководством учителя. | Создавать модели объектов, адекватно понимать информацию, представленную в разных формах (графической, словесной). | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. |
7 Итог урока.(Рефлексия.) | Сформировать личную ответственность за результаты деятельности. | Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников. Итак, очень надеюсь, что вы напишете такое сочинение по картине, что сирень обязательно понравится жителям нашей станицы и они захотят посадить ее в своих садах. Предлагает совместно (на шкале) выявить недостатки знаний и умений по данной теме. ? | Понял, как писать сочинение, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса. | ! | Как писать сочинение понял, но не уверен, что самостоятельно смогу ответить на все пункты плана. Скажу себе: « Я работал хорошо!» | ! ! ! | Сочинение напишу сам, могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» | | Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности через разработанную шкалу. | | Оценивать свою деятельность на уроке. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Понимать личную ответственность за результаты деятельности |