Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность.
Учитель: Прозвенел звонок и смолк,
Нам пора начать урок.
Дети: Рады слышать мы звонок,
Начинается урок!
Интересно нам читать,
Думать, спорить, рассуждать!
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Мы приветствуем гостей
Добрый день, добрый час!
А, сейчас, ребята, проверьте свое рабочее место, все ль готово к уроку русского языка?
Тихо сели, спинку прямо.
II. Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
1. Игра «Наоборот». Слоги – на, то, ру, гы, мэ, ло, ду, ва
Нё, сю, пе, фю, мя, зи, бё, вя
-Замечательно. Скажите, а что мы с вами произносили? (Слоги)
-Что скажете о них?
-Что помогает им меняться? Гласные буквы.
-Какие гласные буквы показывают мягкость согласного?
-Твёрдость согласного?
2. Чистописание. - Теперь откройте ваши тетрадки. (Посадка).
Напишите дату, классная работа.
На доске: (т, п, к, я, н). Внимательно посмотрите на доску, скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания? В этом ряду она лишняя. Объясните, почему? Расскажите про неё. (Буква гласная, обозначает мягкость согласного, образует слог.)
Физминутка. РАЗОТРУ ЛАДОШКИ.
Показ учителя на доске: Вспомним, как правильно писать буквы Я, я. (Ставлю ручку чуть выше нижней линии рабочей строки. Веду вниз, закругляю, веду вверх наклонную линию, не доводя до верхней линии рабочей строки, веду влево и пишу овал. Довожу до верхней линии рабочей строки, возвращаюсь вниз, веду наклонную линию с закруглением внизу вправо).
На доске: Посмотрите на показ яЯя, яЯяя, яЯяяя, установите закономерность. Какое следующее сочетание букв? Записываем в тетради.
Тетрадь влево наклоню,
ручку правильно держу,
сижу прямо не согнусь,
на пятёрку потружусь.
3. Словарно-орфографическая работа.
Запишите словарные слова, которые начинаются с этой буквы. Выделите слоги, поставьте знак ударения. (Самостоятельная работа учащихся)
Январь, яблоко, язык, ягода.
Проверьте себя по доске. Поставьте себе оценку.
проверка с помощью шкалы знаков: !,+,- Покажитесь, кто у нас молодцы? + встают и повернулись ко всем и кивнули, + встали и поклонились, - встали и покачали головой.
4. Работа по учебнику.
- В словах вы выделяли слоги.
А что называем слогом? (ответы детей)
- Давайте проверим наши выводы. Прочитайте, что говорит нам профессор Самоваров? Стр. 80 учебник.
Учитель: Слово делится на части
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
5. Рабочая тетр. стр 72 упр 71. Будете составлять слова из частей. Запишите первый столбик те, у кого имя начинается на гласную букву, а второй столбик, те, у кого начинается на согласную букву.
- Проверка. Читают и называют, сколько слогов в слове.
- Как узнать, сколько слогов в слове?
(Прочитать слова, сосчитать, сколько гласных в слове, столько и слогов.)
Давайте проверим свое мнение, выслушав сообщение проф Самоварова.
Электронное приложение анимация 2. Послушать профессора Самоварова.
ФИЗМИНУТКА «КИСКА».
III. Тема и цели урока
А теперь послушайте стихотворение Шибаева. Читает ученик.
Мы изучаем перенос.
Вот как я слова перенес:
Едва я перенес – е-два И получил за это «два».
Укол я перенес: у-кол И получил за это «кол».
Опять я перенес – о-пять. Теперь, наверное, будет «пять».
- А вы как думаете, ребята, какую оценку получит ученик? Почему? А какое из этих слов можно перенести?
- Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (учиться переносить слова с одной строки на другую.)
Какова тема нашего урока? (Ответы детей, открываю запись темы урока на доске)
-Как вы думаете, существуют ли правила переноса слов или можно их переносить, как кому захочется?
IV. Работа в группе.
- Иногда слово не помещается на строке, тогда мы пользуемся переносом. Но чтобы это сделать, надо знать правила переноса.
Я хочу напомнить одно из главных правил переноса слов.
А другие правила переноса вы вспомните сами и расскажете нам. Для этого надо поработать в группах.
1.Прочитать слово 2.Устно разделить его на слоги 3.Вспоминаем, какое правило подходит. 4. Записать в тетрадь, разделив для переноса.5. Написать на бумаге одно слово, разделив для переноса.6. Нарисовать схему к вашему правилу. 7. Рассказать правило переноса друг другу.
Задания для каждой группы: 1 группа переносим слова названия растений;
2 группа перенос слов с ь и ъ
3 группа перенос слов с й
4 группа перенос слов с удвоенными согласными
Защита: Написать по одному слову на каждое правило на доске. Объяснить правило переноса. Выходят из групп желающие.
V. Если в слове два слога, то можно его переносить? (Ответы детей)
- Игра «Мои друзья». (У некоторых учащихся на партах карточки со словами. По заданию учителя дети встают у доски по группам. Остальные проверяют их)
- У вас карточки со словами. Если ваше слово отвечает заданному условию, вы его называете и показываете. (Дети становятся в группы)
1. - Мои друзья те слова, в которых первая буква гласная. (экскаватор, эскалатор)
2. - Мои друзья те слова, в которых есть буква й. Как перенесём эти слова? (Чайник)
3. - Мои друзья те слова, которые нельзя переносить. (класс, вдруг, отец, язык)
4. - Мои друзья те, в которых 3 слога; (деревня, огород)
-Итак, можно ли переносить все слова, в которых два слога? Почему?
-Встаньте по группам односложные слова, двусложные слова, трехсложные слова, четырехсложные слова. (Дети переходят из групп в группы по заданному условию).
-Ребята, почему я так назвала эти группы?
В домашнем задании встретятся эти слова.
VI. Закрепление пройденного материала.
Цель: включение нового знания в систему знаний, применение нового знания в типовых заданиях.
Мальчики записывают слова, которые можно перенести, разделив для переноса.
Девочки, слова, которые нельзя переносить.
Взаимопроверка. Оценивание.
VII. Какие правила переноса слов мы сегодня повторили?
- Где можно использовать знания, полученные сегодня на уроке?
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.
1. Задание: продолжить предложения: Больше всего мне понравилось (не понравилось… Я узнал, что … Самым полезным для меня было… Я затруднялся… - Оцените своё настроение смайликами.
IX. Домашнее задание. – Раб. тетр стр 40 у 72 в этом упражнении 5 заданий. Можно выбрать, кто, сколько пожелает заданий, но не меньше двух.