kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Правописание чередующихся гласных а-о в корне -лаг – -лож»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по русскому языку

в 5 классе по теме:

«Правописание чередующихся гласных а-о в корне -лаг – -лож»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Правописание чередующихся гласных а-о в корне -лаг – -лож»»

План-конспект урока по русскому языку

в 5 классе по теме:

«Правописание чередующихся гласных а-о в корне -лаг – -лож»


Задачи:

Образовательные: показать условия выбора чередующихся гласных в корнях.

Развивающие: сформировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне; закрепить знания о лексических разрядах слов.

Воспитательные: формировать навыки работы в парах, в группе; прививать культуру правильной речи.

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цели:

Регулятивные: учить постановке цели работы, учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать; выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные: научить учащихся определять в каких случаях происходит чередование гласных а-о в указанных корнях.

Личностные: прививать любовь к родному языку, создать условия для формирования культуры умственного труда, межличностных отношений уч-ся в классе, интереса к знаниям, умения слушать; способствовать развитию устной и письменной речи.

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, создать условия для формирования адекватности самооценки через выполнение предложенных заданий по теме.

Метапредметные: искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью.

Компетенции: К-1, К-2, К-3, К-4.

Ожидаемые результаты: создать условия для выявления уровня сформированности умений и определения уровня адекватности самооценки каждым учеником.

Структура урока:

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

  2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

  3. Этап выявления места и причины затруднения.

  4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

  5. Этап реализации построенного проекта.

  6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

  7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

  8. Этап включения в систему знаний и повторения.

  9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Форма проведения: урок-игра

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор со слайдами по теме, алгоритм у каждого учащегося, набор сигнальных карточек.



Ход урока:

  1. В ступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в путешествие с главным героем

книги Де Сент Экзюпери «Маленький принц». Посмотрите какой он красивый, сказочный, необыкновенный. (слайды 2, 3 к сказке Экзюпери «Маленький принц»).

Надеюсь, что мы сегодня покажем себя дружной командой и поможем найти маленькому принцу друзей.

Актуализация опорных знаний. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед вами объявление, которое увидел маленький принц, когда приземлился на одну из планет (читают).

Слайд 4.

О бъявление

Предлагаю помощь в поиске друзей. Могу предложить совместные походы с костром, прогулки и путешествия.

Учитель. Маленький принц, прочитав это объявление, очень удивился, почему 2 слова с одним лексическим значением пишутся по-разному?

-Над какими словами задумался маленький принц? (предлагаю, предложить)

-Давайте подумаем, почему такое происходит? (происходит чередование)

-А как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о чередовании гласных).

-Правильно. Открываем тетради, записываем число, «Классная работа», тема урока: «Правописание чередующихся гласных а-о в корне -лаг – -лож» (слайд 5)

Целеполагание: Какие цели мы с вами поставим сегодня на уроке?

-Узнать (о чём?). Как правильно писать чередующиеся гласные в корне.

-Научиться (чему?). Находить слова с данной орфограммой.

-Развивать (что?). Умение правильно употреблять нужную гласную в корне.

У читель: запишем слова в тетради в два столбика:

Слайд 6.

прилагается приложить

излагать изложить

возлагать положение

прилагательное сложение

Отметим общую часть в словах I и II столбика.

У ченики: в I столбике -лаг-, а во II столбике -лож-.

Учитель: давайте определим, какую морфему мы выделили. Значит орфограмма у нас находится в корне. Какие гласные чередуются корнях -лаг- и -лож-.

-Кто, ребята, догадался, в каком случае пишется гласная а, а в каком – о?

1 . В корнях -лаг- и -лож- пишется перед Г – а, перед Ж – о.

2 . В корнях -лаг-, -лож- пишется а, если после корня есть суффикс а, а если нет суффикса а, то пишется о.

3. В корнях -лаг-, -лож- пишется перед ударным ГА – а, а если нет ударного ГА, то пишем о.

Учитель. Давайте теперь сформулируем правило правописания чередующихся гласных а-о в корне -лаг-, -лож-. А теперь сравним наш вывод с тем, что предлагает учебник. Стр.155.

Слайд 7.

В корне -лаг-, -лож- а пишется, если после корня стоит суффикс -а-; о пишется, если после корня нет суффикса -а-, например: предлагать, изложение.

Слайд 6. Маленький принц и Лис.

М аленький принц прилетел на вторую планету, где встретился с Лисом, который в этот момент читал сказку. Давайте и мы послушаем её.

Слайд 8.

  1. За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика.

  2. Прислуживали ей два брата -лаг- и -лож-.

  3. В те далёкие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить.

  4. Однажды не выдержала царица, предложила в Царстве русского языка:

  5. «Кто научит меня различать моих верных слуг-братьев -лаг- и -лож-, тот получит моё расположение и царскую награду.

  6. Со всех земель невиданного царства-государства съехались поданные и предлагали, как можно различать братьев.

  7. А две сестрицы согласные Г и Ж оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- и -лож-.

  8. Согласная Г быстро расположилась с братом -лаг-, а её сестрица – с братом -лож-.

  9. Да так и остались навсегда с ними друзьями.

  10. С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-, а если сестрицу Ж – то братец -лож-.

  11. Так и дружат они, постоянно друг друга выручая.

У читель: Какое орфографическое правило зашифровано в этой сказке? Давайте ещё раз сформулируйте его. Запись в тетради. Выпишите из предложений 4, 5, 6, 8 слова с корнем -лаг-, -лож-. Выделите корень. Объясните, почему именно эту гласную пишем в корне.

Слайд 24. Маленький принц и роза.

Мы с вами прибыли на следующую планету. Чтобы на этой планете Маленькому принцу найти друзей, нужно выполнить следующее задание: выписать из упражнения 351 в 1 столбик с корнем -лаг-, во 2 столбик с корнем -лож- и выделить орф. № 15.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение задания.

Слайд 28.

полагать положить

прилагательное предложение

предлагать положение

налагать предположить

располагать расположить

прилагать расположение

приложение

Если нет ошибок – 5, если 1 ошибка – 4, если 2 ошибки – 3.


Рефлексия. Как вы выполняли работу? Проверьте себя. Поднимите зелёного человечка, если верно, жёлтого, если есть ошибки, а если не смогли выполнить совсем – красного человечка.

Много работали. Нужно отдохнуть. Я научу вас песенке:

Слайд 29.


  1. Мы сегодня правила учили,

Что в корнях нам -лаг- и -лож- писать,

Суффикс находили, по нему решили,

Букву нам какую там вставлять.

  1. -Лаг- и -лож- мы дружно изучали,

Закрепляли в речи и в письме.

Буковки вставляли,

Чётко проверяли,

И в тетрадь записывали все.

  1. Если суффикс -а-,

То в корне тоже.

Если нет его, то -о- пиши,

Все запомнить сможем

И себе поможем,

Все запомнят это я и ты.

Работаем дальше. Попробуем самостоятельно вставить буквы в слова.

Слайды 32.

  1. О т верного друга не отлучайся, на него пол…гайся. 2. Из одного полена костра не сл…жишь. 3. Если нет помощи от друга, тогда пол…жи свою тюбетейку на землю и советуйся с ней. 4. Только тот друг, на кого можно пол…житься в беде.

Рефлексия:

Проверьте вашу работу. Поднимите зелёного человечка, если вы выполнили задание верно, жёлтого, если есть ошибки, красного, если не смогли выполнить. Слайд 33.

  1. От верного друга не отлучайся, на него полагайся. 2. Из одного полена костра не сложишь. 3. Если нет помощи от друга, тогда положи свою тюбетейку на землю и советуйся с ней. 4. Только тот друг, на кого можно положиться в беде.

Учитель: Какая тема объединяет эти пословицы? (Главное в жизни – это дружба) А какая орфограмма есть в этих предложениях? (чередование а-о в корнях -лаг – -лож)

А теперь грамматическая зарядка. Если в корне «а» - хлопаем в ладоши, если в корн «о» - встаём.

Прилагать усилия.

Сложить слагаемые.

Положиться на друга.

Слагать стихи.

Писать изложение.

Безотлагательные дела.

Учитель: Молодцы! Вы очень меня порадовали. А теперь попробуем составить кластер – алгоритм «Как пользоваться орфограммой № 15»

предлагать изложение

Лингвистическое лото. Соберите алгоритм.

Ученики склеивают по шаблону алгоритм и поверяют по слайду 35

( сначала показывается пустой)


Корни

-лаг-, -лож-

Находим корень слова

Если после корня есть а перед г

Если после корня нет а перед ж

Пишу

а



Пишу

о































Закрепление: А теперь поиграем в лингвистический футбол. Каждый ряд выберет себе вратаря, который будет отбивать удары от каждого ряда. Команды-соперники дают 1 слово на орфограмму № 15, а вратари отбивают «голы», объясняя, какую букву нужно писать в слове.

Учитель: Мы пока предполагали,

В корне букву А писали,

А когда предположили,

Букву О употребили.

Сегодня мы смогли отыскать друзей Маленькому принцу. Не только роза и Лис стали его друзьями, но и все мы с вами. Мы теперь на планете, где собрались все друзья. Я предлагаю прикрепить своего человечка, если поняли тему на уроке, то зелёный, если есть вопросы – жёлтый, если ничего не поняли, то красный.

Домашнее задание: выучить орф. № 15, упражнение 353.




































  1. Мы сегодня правила учили,

Что в корнях нам -лаг- и -лож- писать,

Суффикс находили, по нему решили,

Букву нам какую там вставлять.

  1. -Лаг- и -лож- мы дружно изучали,

Закрепляли в речи и в письме.

Буковки вставляли,

Чётко проверяли,

И в тетрадь записывали все.

  1. Если суффикс -а-,

То в корне тоже.

Если нет его, то -о- пиши,

Все запомнить сможем

И себе поможем,

Все запомнят это я и ты.


  1. Мы сегодня правила учили,

Что в корнях нам -лаг- и -лож- писать,

Суффикс находили, по нему решили,

Букву нам какую там вставлять.

  1. -Лаг- и -лож- мы дружно изучали,

Закрепляли в речи и в письме.

Буковки вставляли,

Чётко проверяли,

И в тетрадь записывали все.

  1. Если суффикс -а-,

То в корне тоже.

Если нет его, то -о- пиши,

Все запомнить сможем

И себе поможем,

Все запомнят это я и ты.








  1. Мы сегодня правила учили,

Что в корнях нам -лаг- и -лож- писать,

Суффикс находили, по нему решили,

Букву нам какую там вставлять.

  1. -Лаг- и -лож- мы дружно изучали,

Закрепляли в речи и в письме.

Буковки вставляли,

Чётко проверяли,

И в тетрадь записывали все.

  1. Если суффикс -а-,

То в корне тоже.

Если нет его, то -о- пиши,

Все запомнить сможем

И себе поможем,

Все запомнят это я и ты.


  1. Мы сегодня правила учили,

Что в корнях нам -лаг- и -лож- писать,

Суффикс находили, по нему решили,

Букву нам какую там вставлять.

  1. -Лаг- и -лож- мы дружно изучали,

Закрепляли в речи и в письме.

Буковки вставляли,

Чётко проверяли,

И в тетрадь записывали все.

  1. Если суффикс -а-,

То в корне тоже.

Если нет его, то -о- пиши,

Все запомнить сможем

И себе поможем,

Все запомнят это я и ты.







































Пишу

а



Пишу

о



Если после корня есть а перед г



Если после корня нет а перед ж



12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Адизова Ирина Анатольевна

Дата: 12.04.2020

Номер свидетельства: 546318


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства