kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Настоящее время глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение и первичное закрепление о глаголах настоящего времени, определение временных форм глагола, показать значение глагола настоящего времени.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Настоящее время глагола"»

ООО «ИНФОУРОК»





План-конспект урока

по русскому языку

в 5 классе

муниципальной бюджетной общеобразовательной организации

«Средняя школа поселка Борское Гвардейского городского округа»

на тему «Настоящее время глагола»










Разработал: Крюкова Людмила Анатольевна

слушатель курсов профессиональной переподготовки

«Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Проверила: руководитель практики

Белоконь Ирина Павловна








Пос. Борское, 2020

Тема урока: Настоящее время глагола

Дата проведения: 18. 05.2020г.

Тип урока: урок обобщения и систематизации

Технология урока: личностно-ориентированного обучения
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению нового материала о глаголах  настоящего времени; закрепить навыки определения временных форм глагола; показать значение глаголов настоящего времени; учить соблюдать орфоэпические нормы; развивать мотивацию к познавательной деятельности; формировать знания о том, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида; продолжить отработку навыка правильно произносить глаголы в форме настоящего времени; формировать умения образовывать форму настоящего времени от указанных глаголов и изменять глаголы в настоящем времени.

Задачи:

1.Развивать личностные УУД: через развитие познавательных интересов, учебных мотивов. На основе ориентации на выполнение морально-нравственных норм, формировать адекватную позитивную самооценку.

2. Развивать регулятивные УУД:

 учить принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять контроль по результату, адекватно воспринимать оценку учителя, развивать умения оценивать правильность выполненного задания, выполнять необходимую коррекцию действий.

3. Формировать познавательные УУД:

общеучебные – умение добывать нужную информацию; развивать умение использовать знаково-символические и средства.

Логические  учить выполнять логические операции анализа, синтеза, классификации, обобщения, решении социальной задачи; производить осознанное высказывание-рассуждение в устной форме; уметь выделять существенную информацию, устанавливать причинно – следственные связи.

4. Развивать коммуникативные УУД: через умение учитывать мнение разных людей, стремиться к сотрудничеству, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учиться контролировать действия партнёра

Планируемые результаты:

Предметные: знать, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида; знать о правильном ударении в глаголах настоящего времени (звонит и др.). Уметь образовывать форму настоящего времени от указанных глаголов; изменять глаголы в настоящем времени; соблюдать правильное ударение в указанных глаголах; употреблять в настоящем времени в речи; составлять текст на тему по выбору.

Метапредметные: извлекать информацию из текстов содержащих теоретические сведения; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

Личностные: интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию.

Основные термины, понятия: морфология, лингвистика, орфоэпия, части речи, временные формы глагола.

Используемое оборудование и методическое обеспечение:
- вербальные средства («Русский язык. 5 класс»: учеб. в 2-х ч. для общеобразоват. учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская, научный редактор – академик РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2017г., дидактические материалы, толковый словарь С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова);

- технические средства обучения (ИКТ, презентация).


План урока.


№ пп

Мероприятия на уроке

Продолжительность в минутах

1

Организационный момент

1

2

Актуализация знаний и мотивация учащихся. Постановка проблемы. Подготовка к активному усвоению материала.

2

3

Целеполагание и мотивация

7

4

Систематизация и обобщение

10

5

Физкультминутка.

1

6

Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях

15

7

Проверка уровня обученности

5

8

Информация о домашнем задании

2

9

Подведение итогов урока. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Объявление оценок за работу на уроке.

2







Ход урока

Этапы урока/ Продолжительность в минутах

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент – 1 мин.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Опрашиваю класс на предмет эмоционального состояния и готовности к получению знаний по новой теме. Положительный психологический настрой на урок.

Приветствуют. Настраиваются на рабочую обстановку, готовятся к учебной деятельности.


2.Актуализация – 2 мин.

Активизирует познавательные процессы.

Сейчас мы с вами изучаем раздел морфология. Что изучает морфология? О какой части речи мы говорили на последних уроках?

Цепочка «вопрос-ответ»

Осмысливают материал


Отвечают



Задают друг другу вопросы, отвечают, садятся

3.Целеполагание и мотивация - 7 мин.














Минутка чистописания

Просит выдвинуть предположения о теме урока и спланировать деятельность на уроке

(слайд 1)

Просмотр видео о Гагарине.

Сегодня на уроке русского языка и мы совершим путешествие в космос.

В космос летят космонавты. Но мы с вами сегодня не просто космонавты, а космонавты-лингвисты. А кто такие лингвисты?

Во Вселенной находится бесконечное множество галактик. Галактика – это огромная звездная система. Мы же с вами посетим галактику под названием «Глагол». Начинаем путешествие в космическом пространстве. Это путешествие поможет заполнить еще одну страничку в книжке –опоре по теме «Глагол». Поехали!..

Сегодня мы с вами экипаж космического корабля. Давайте откроем наши бортовые журналы и запишем:

Восемнадцатое мая.

Классная работа

Предлагаю прописать в бортовом журнале слово космос

(слайд 2, 3)

Первая станция: Историческая Прочитайте текст на слайде и выпишите из него все глаголы, указав их время.

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года на Смоленщине. Его отец и мать были простыми колхозниками из деревни Клушино. В июне 1951 года Юра с отличием окончил Люберецкое ремесленное училище. В том же году стал выпускником Люберецкой школы рабочей молодежи. В 1955 году призвался в ряды Советской Армии. Служил летчиком-истребителем в авиационном полку.12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток 1» Гагарин совершил первый в истории человечества полёт в космос, продлившийся всего 108 минут (один оборот вокруг Земли). Сегодня мы отмечаем 56-ую годовщину с первого полёта в космос.

Глаголы какого времени встретились в тексте?

Что вы знаете о глаголах прошедшего времени?
Что вы знаете о глаголах настоящего времени?

Тема урока: Настоящее время

Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.

Выдвигают предположения о теме урока, планируют свои действия, работают фронтально и индивидуально





Смотрят

Отвечают








Слушают






Записывают в тетради




Записывают


Отвечают





Читают текст, выписывают глаголы, определяют время

Родился, были, окончил, стал, призвался, служил, совершил – прошедшее время


Отмечаем –настоящее время


4.Систематизация и обобщение- 10 мин.

Организует фронтальную и индивидуальную работу в тетрадях, по учебнику


(слайд 4,5)

Следующая станция Теоретико-практическая

Синтаксический разбор предложения.

Скафандр – защитный костюм космонавта.


Перед вами различные глаголы. Прочитайте и скажите, что между ними общего.

Летать, подниматься, парить, приземлиться

Это глаголы неопределенной формы.

Что вы знаете о глаголах неопределенной формы?

Образуйте от данных глаголов все временные формы.

Почему нельзя образовать форму настоящего времени от глагола приземлиться?

Чтение правила стр.118, параграф 116

Заполнение странички книжки-опоры о настоящем времени.


Работают в тетрадях, по учебнику


Один индивидуально, остальные в тетради





Читают








Записывают на доске и в тетрадях





Заполняют страничку


5. Физкультминутка- 1 мин.

(слайд 6)

Станция Физическая

Физкультминутка–игра «Скафандр космонавта»

- Космонавтам нужен особый космический костюм – скафандр. Он защищает тело человека, позволяет дышать. Мы тоже сейчас в космосе и на нас надеты скафандры.

- На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы).

- Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса).

- Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжатие и разжатие кистей).

- Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки).

- На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох)



Выполняют движения



6.Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях -15 мин.

Вовлекает в индивидуальную и парную работу


(слайд 7)

Станция Орфоэпическая

Упр.661 (слова в рамках)

Записать в «бортовой журнал», образовать временные формы


(слайд 8)

Станция Творческая

Составить связный текст на тему, используя глаголы настоящего времени

  1. Сегодня на улице

  2. Новости дня



Выполняют задания


Произнести хором


Записать временные формы, взаимопроверка



Работают в парах






7.Проверка уровня обученности -5 мин.

Вовлекает учащихся в индивидуальную работу


(слайд 9,10)

Тест (на слайдах)

1. Глагол - это часть речи, которая обозначает:

1) действие предмета;

2) признак предмета;

3) предмет.

2. Найдите глагол, стоящий в форме прошедшего времени:

1) будете снимать                 

2) плыл

3) прочтёшь

3. Найдите глагол, стоящий в форме настоящего времени:

1) разожгу

2) строить         

3) кушаю                

4. Укажите строку, во всех глаголах которой не с глаголами пишется слитно:

1) (не)здоровится, (не)достанет, (не)придет;

2) (не)побрился, (не)навидит, (не)хочет;

3) (не)взлюбил, (не)доумевает, (не)годует.

5. В предложении глагол обычно бывает:

1) подлежащим;

2) дополнением;

3) сказуемым

6. Укажите ряд, все глаголы которого относятся к совершен­ному виду:

1) увидеть, убежать, застелить;

2) шить, прыгать,

3) решить, решать, печатать.

7. Глаголы настоящего времени изменятся:

1) по лицам

2)по лицам и числам

3)по лицам, числам и родам


Оценим свои работы. Пора спускаться на землю!

Выполняют задания, отвечают на вопросы, представляют результаты работы.


Выполняют







Самоконтроль




8. Информация о домашнем задании – 2 мин.


Комментирует домашнее задание

(слайд 11, 12)

Станция «Земная». Письмо Гагарина детям. (на слайде)

«Хорошо учитесь! Путь к знаниям начинается с таблицы умножения и первого диктанта. Часто говорят, что космический полёт – это подвиг. А к подвигу нужно готовиться. И на утренней зарядке, и за партой, и в походе, и в лагере».

Д.з § 116 Упр.660

По выбору: написать мини-сочинение на тему «О чём рассказала падающая звезда»

Записывают домашнее задание, выбирая уровень сложности


Читают





Записывают


9. Рефлексия (подведение итогов урока) -2 мин.

Подводит итоги, выставляет оценки

(слайд 13,14)

Подвожу итоги урока. Выясняю, всем ли понятен новый материал. Интересен ли был новый материал? Что узнали нового? Прошу нескольких учеников оценить их деятельность на уроке. А вы знаете, сегодня на уроке я….

Больше всего мне понравилось…

Самым сложным для меня сегодня было…

Сегодня я научился…

Сегодня я понял….

Все ли понятно в заданном домашнем задании? Благодарю класс за активную работу на уроке.

Объявляю оценки за работу на уроке. При объявлении оценок делаю комментарии к оценке работы каждого ученика – активно или пассивно работал, с интересом или без, получил правильный ответ сразу или с помощью учителя или соседа по парте. Выясняю, все ли довольны своими оценками, объективна ли по их мнению отметка?
Еще раз благодарю класс за работу.


Формируют собственное мнение, оценивают результаты достижений на уроке

Ученики высказывают свое мнение о качестве проведенного урока, что было понятно, а что нет. Дают оценку их работы на уроке.










Ученики собирают свои письменные принадлежности.






Список использованной литературы и интернет-ресурсов:

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка./ М., 1997г.

  2. Федоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка./ М., Астрель, 2007г.

  3. Большая Советская Энциклопедия (значение слова «прототип») bse.sci-lib.com/article093659.html

  4. Возможно использование презентации к уроку в Интернете: docs.google.com/present/edit?id=0AX5BsVK3jcS4ZHRocnczbl8zOWZyNGR4Y20y&hl=ru) (браузер OPERA может не поддерживать

  5. http://www.metapower.tv/school/blog/ArticleID/1252

  6. https://infourok.ru/podborka-stihov-pro-vezhlivost-659156.html

  7. https://infourok.ru/igrovie-uprazhneniya-pravila-vezhlivogo-obscheniya-532984.html

  8.  https://www.tutoronline.ru/blog/rechevoj-jetiket-formy-obrawenija

  9. http://helpiks.org/8-99279.h

  10. http://festival.1september.ru/articles/636662/


 



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Настоящее время глагола"

Автор: Крюкова Людмила Анатольевна

Дата: 13.11.2020

Номер свидетельства: 563298

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства