Проверьте, вы готовы к уроку? Садитесь. Ребята, посмотрите на экран. У нас в гостях Солнышко. А какое настроение у нашего гостя? Вот и мне хочется, чтобы у вас было хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, мне. И начнем работу. Итак, ребята, настроимся на работу. Обратите внимание на свою осанку. Выпрямите спинки, сядьте ровно. Наш урок пройдёт в форме игры. Вы поделены на две команды. За задания, которые выбудете выполнять в команде, вы будете получать солнышко.
Давайте откроем тетради и запишем число.
2.Словарная работа.
Ребята, а солнышко пришло к нам не с пустыми руками.
Какое задание предлагает выполнить Солнышко? Как вы думаете?
(Вставить пропущенные буквы, если нужно, объяснить их написание) Каждая команда должна объяснить правописание четырёх слов. При проверке учитель задаёт вопрос:- Что у вас? –А что у вас?
- Запишите эти слова в тетрадь.
3.Изучение нового материала.
1)- Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.
- Поможет вам в этом стихотворение.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – все в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
-Правильно, мы сегодня будем говорить о глаголе. Давайте запишем в тетрадях тему урока «Глагол как часть речи». Каждой команде было домашнее задание найти слова учёных о глаголе. Посмотрим, как вы справились с домашним заданием?
Ученик: Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”.
Ученица: Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”.
Ученик: “На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды). Например, Николай Греч писал: “Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова”. Высказывание Николая Греча вы видите на доске в качестве эпиграфа на сегодняшнем уроке русского языка.
Ученица: “Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что “глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены”. И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.
Учитель: Молодцы! С заданием справились . Каждой команде я даю по солнышку. И ещё дополню.
Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально-деловом стиле — примерно 6% глаголов, в научном — около 10%. В художественной речи глагол употребляется гораздо чаще: до 15% всех слов художественного текста — глаголы. Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов.
Давайте же все вместе будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы.”
Вопрос: Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно учиться пользоваться многообразием глагольной лексики?
2). А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что делает?”
3) Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе, о его морфологических признаках?
Беседа с классом.
-Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает?
-Назовите времена глаголов? Что обозначает наст. вр.? прош.вр.? буд.вр.? Приведите примеры.
-Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (По лицам ичислам).
-Как изменяются глаголы в прошедшем времени?(По числам, в ед. ч.- по родам.)
-Какие глаголы относятся к 1 спряжению? Ко второму?(Ко 2 спр. -все на –ить (кроме брить и стелить) ,7 глаголов на -еть и 4 глагола на –ать. -Стих:
Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть.
И дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Все остальные глаголы на –еть, -ать, -оть, -уть, -уть относятся к первому спряжению.
К I спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –е, а во множественном числе 3 лица -у, –ю.
Ко II спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –и, а во множественном числе 3 лица –а, -я.
Чтение вывода в учебнике. А теперь немножко отдохнём.
Физкультминутка.
Поскачите, попляшите
Сядьте тихо, полежите,
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь.
Встаньте прямо, улыбнитесь,
Быть хорошими старайтесь,
Вы рифмовку прочитали …..
А глаголы вы узнали?
4.Закрепление материала
1)«Игра с жетонами».
- Посмотрите, ребята, у нас в классе развешены жетоны, каждый подойдите и возьмите 1 понравившийся жетон (на жетоне с другой стороны написан глагол).
- Прочитайте про себя, запишите в тетрадь, выделите окончание и определите время, спряжение, лицо, число, род (если можно).при проверке учитель задаёт каждому уч-ся вопрос:- А что у вас?
Рисую- Думаю-
Бегу- Пишу-
Читал- Катался-
Смотрели- Решал-
Пойду- Исправят-
Выучу-
Вручение солнышек.
2)Работа с пословицами.
Посмотрите на доску. Как вы думаете, что написано на доске? (Пословицы).
Составьте пословицы из левой и правой части. Каждой команде по две пословицы.
Труд кормит поговорим ладком
Смелый находит тот много знает
Сядем рядком лень портит
Терпенье и труд робкий теряет
Кто много видел и слышал всё перетрут
Добрая слава лежит, а плохая бежит.
Найдите в них глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. Запишите их в три столбика (задание выполняется на доске).
3)Определите часть речи слов-близнецов. Каждой команде на карточке выдается по 2 предложения.
На то и печь, чтобы в ней хлеб печь. (сущ.-глагол)-предложение для пояснения.
Иди домой, но сначала коридор домой. (сущ.-глагол)
Снежное покрывало все в поле покрывало. (сущ.-глагол)
В углу раздался детский плач.
И кто-то вдруг сказал: «Не плачь!» (сущ.-глагол)
Стоя на нашем берегу, покой границы берегу. (сущ.-глагол)
5.Итог урока.
Ребята, а теперь давайте подведём итоги нашего урока.
Работа по карточкам.
Давайте посмотрим на солнышко, оно улыбается. А какое настроение у вас? У меня тоже хорошее настроение, как и у нашего Солнышка, потому что вы сегодня очень хорошо работали и порадовали своими знаниями. Спасибо, вам.
Каждому на память о нашем уроке я вручаю лучик, чтобы он согревал вас.
На обратной стороне лучика написано домашнее задание. Перепишите его в дневник.
А в это время поставим оценки. Считаем, сколько солнышек у каждой команды.