kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по русскому языку "Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен на концепции проблемного подхода в изучении нового учебного материала. Задания постороены такоим образом, чтобы обучающиеся, ища выход из проблемной ситуации, самостоятельно  смогли сделать вывод о том, что такое наречие как часть речи и в чем ее особенности.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку "Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи"»

Гусева Татьяна Геннадиевна,

учитель начальных классов



План-конспект урока по русскому языку

(4 класс УМК «Начальная школа ХХ1 века»)



Тема: Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи (знакомство)

Тип урока: получение новых знаний

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с наречием как частью речи;

  • наблюдать морфологические признаки и синтаксическое функционирование наречий (соотношение наречий с вопросами, доказать, что это неизменяемая часть речи);

  • повторение морфологических признаков изученных частей речи;

  • развивать языковое «чутьё».



Ход урока:



  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности:

а) пожелание друг другу хорошего настроения

– Отгадайте загадку: Светит, сверкает, всех согревает! (Солнышко)

Давайте улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение.

б) актуализация к учебной деятельности

– Ребята, напомните мне, с чего мы всегда начинаем урок русского языка?

(С минутки каллиграфии и словарной работы)



в) минутка каллиграфии Толкование из словаря В.И.Даля о букве «Н» :

«Н, по-церковному наш, по-общему эн … Одна из немногих букв, иногда сдваиваемых по русскому правописанью: ванна, Анна, тонна и др. Буква Н означает сокращенно норд, север; Н или N – номер».



Написание буквы «н» и буквосочетаний с ней

Н н

Нра лно ясн инф

в) словарная работа

Прописывание с буквой «н» словарных слов. Задание: поставить ударение и подчеркнуть орфограммы.

Один ученик работает у закрытой доски.

Проверка написанных словарных слов.

Горизонт, аккуратно, приятно, медленно, иногда.

Группировка данных слов по общим и отличительным признакам.

По каким признакам можно разделить эти слова на группы?

Общие признаки:

  • все слова словарные.

Отличительные признаки:

  • с орфограммой «удвоенный согласный»;

  • с орфограммой «непроверяемый гласный в корне слова»;

  • Если поставить вопросы к этим словам, то увидим, что они принадлежат к разным частям речи.





  1. Актуализация и фиксация индивидуального затруднения:

  1. Выборочное списывание

– Ребята, теперь нам необходимо определить тему урока.

Задание: даны слова: каникулы, учится, вверху, смелый, ты, направо, готовит, однажды, пирожок, они, весело, спокойный, думает.

Выпишите в тетрадь только те слова, которые отвечают на вопросы: Где? Куда? Когда? Как? Вопросы надпишите над словами. (Один ученик работает за закрытой доской).

Проверка: сначала сверяем с написанным на доске, при необходимости обсуждаем с классом.

2. Беседа

– Ребята, кто из вас готов назвать тему урока?

В качестве подсказки вам будет задание: прочтите слово, которое зашифровано на доске: выприлмысущнаречиежглаг.

Назовите тему урока.

Наречие

Раздать листы самооценивания (см. Приложения к конспекту урока)

– Отметьте в своём листе оценивания крестиком, что вы уже знаете о наречии?

– Кто может сделать вывод, что знаем о наречии?

(Наречие – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? как? почему? зачем?)

  1. Постановка проблемы

– Ребята, что мы еще должны узнать о наречии? (из листа сомооценивания)

Что обозначает?

Как изменяется?

Чем является в предложении?

Целями нашего урока будут ответы на эти вопросы.

Прикрепить на доску все три составные цели урока.


4. Построение проекта выхода из затруднения:

– Сейчас вы проведёте небольшое исследование, но сначала вспомним способы деятельности при исследовании:










а) групповая работа (по рядам).

1 ряд

РАБОТА В ПАРАХ

1. Просклоняйте словосочетание яйцо всмяткунаречие

И. п.________________________________________

Р. п._________________________________________

Д. п._________________________________________

В. п._________________________________________

Т. п._________________________________________

П. п._________________________________________

2. Сделайте и запишите вывод об изменении наречия по падежам (на листе А3):

­­­­­­­_________________________________________________________________

_________________________________________________________________















2 ряд

РАБОТА В ПАРАХ

Проспрягайте словосочетание говорить громконаречие

Ед. число

1 лицо. Я________________________________________

2 лицо. Ты________________________________________

3 лицо. Он________________________________________

Мн. число

1 лицо. Мы________________________________________

2 лицо. Вы_________________________________________

  1. лицо. Они. _________________________________________

3. Сделайте и запишите вывод об изменении наречия по лицам и числам (на листе А3): ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 ряд

РАБОТА В ПАРАХ

1. Измените словосочетание работать хорошонаречие по временам и по родам

Наст. вр. (что делаю?)_______________________________________

Прршедшее вр. (что делал?)________________________________________

Будущее вр. (что буду делать?)___________________________________

По родам.

Ж. р. (она)_________________________________________

М.р. (он)_________________________________________

Ср. р.(оно) _________________________________________

2. Сделайте и запишите вывод об изменении наречия по временам и по родам (на листе А3):

________________________________________________________________________________________________________________________________________



б) подведение итогов групповой работы.

От каждого ряда один представитель озвучивает своё задание и делится выводом с классом.

– Какие общие выводы можно сделать? Будет целесообразно спросить у ребят, выполнявших другое задание, выводы по заданию другого ряда.

Наречие не изменяется по родам, числам, падежам и лицам, то есть оно не имеет окончания.

Отметьте в листах оценивания, что вы узнали о наречии. Что отметили? (опросить несколько человек)

Отметить на листе оценивания, что еще узнали о наречии.

Двигательная физминутка

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:

а) задание на соотношение наречий с вопросом.

Выполнение упражнения № 1 (стр.57) по группам на заранее заготовленных карточках. Каждой группе по одному вопросу

Где? впереди, внизу.

Куда? направо.

Откуда? издалека, изнутри.

Когда? завтра, назавтра.

Как? весело, вдруг, напротив, вприсядку, вниз, интересно, сбоку.

Проверка фронтальная: один ученик от группы прикрепляет свою карточку с ответами на доску и озвучивает.

– Ребята, что вы уже узнали о наречии? (на какие вопросы отвечает, неизменяемая часть речи)

– Что ещё нам нужно узнать о наречии? (чем является в предложении)

б) Запишите предложения в тетрадь, определите их грамматическую основу.

Найдите в этих предложениях наречия, поставьте к ним вопрос от сказуемого и определите, каким членом предложения являются наречия.

Один ученик комментирует выполнение задания.

После комментированного ответа на экране появляется разбор данных предложений для проверки учениками в тетрадях.

Завтра мы украсим класс. Друг приехал издалека. Ученик выучил правило назубок.

Вывод: Скажите, с какой частью речи связано наречие по смыслу? (с глаголами). Наречия в предложении являются второстепенным членом – обстоятельством.

Отметить в листе оценивания, что еще узнали о наречии.

– Ребята, прочитайте эти предложения без наречий. Что изменилось? (смысл, предложения стали с размытым смыслом, нет точности).

– Скажите, была бы выразительной и точной наша речь без наречий?

В подтверждение ваших слов хочу вам прочитать слова великого русского писателя М.Горького о роли наречий в русском языке: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

Учимся формировать умение задавать вопросы к наречиям в тексте.

Выполнение упражнения № 2 стр. 57-58 (по учебнику). Задание выполняется в парах в классных тетрадях.

Проверка по «цепочке».

  1. Рефлексия учебной деятельности

а) занесите в листы саомооценивания, что вы еще узнали о наречии.

б) выполнения теста.

в) беседа:

– Кто может дать определение наречию как самостоятельной части речи?

Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи, которая отвечает на вопросы: где?, куда?, откуда?, когда?, как?, почему?, зачем? В предложении наречие обычно является обстоятельством.

– Посмотрите в свои листы оценивания и скажите, все ли цели достигнуты? (Нет, мы не знаем, что обозначает наречие).

– Это мы исследуем на следующем уроке.


– Понравился урок? Чем?

г) карточки с домашним задание возьмите в конверте.

д) отметки за работу на уроке.

Спасибо за урок!




Литература

1. Русский язык: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: 2 ч. Ч.2 /[С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко и др.]. – 3-е изд.,испр.и доп. – М.: Вентана-Граф, 2017. –192 с.

2. 1. Русский язык: 4 класс: комментарии к урокам / С.В.Иванов, М.И.Кузнецова. – 2-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 467 с. (Начальная школа XXI века).

3.https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-russkogo-yazika-po-teme-narechie-umk-nachalnaya-shkola-i-veka-3595316.html

4. https://youtu.be/rBcUxUDRWRc















Приложения

Лист самооценивания

(вопросы расположены в порядке изучения темы

согласно программы УМК «Начальня школа XXI века» )

Категории

Знаю

Не знаю

1

Наречие – самостоятельная часть речи.



2

На какие вопросы отвечает?



3

Как изменяется?



4

Чем является в предложении?



5

Что обозначает?




Тест

(возможно использовать для рефлексии )

Обведи варианты с правильными ответами

1. Наречие –

А) склоняемая часть слова

Б) спрягаемая часть слова

В) неизменяемая часть слова


2. В предложении наречие чаще всего бывает …

А) обстоятельством

Б) определением

В) дополнением


3. Наречие чаще всего связано с…

А) существительным

Б) глаголом

В) союзом






11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гусева Татьяна Геннадиевна

Дата: 06.05.2020

Номер свидетельства: 548886

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства