План-конспект урока по русскому языку "Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи"
План-конспект урока по русскому языку "Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи"
Урок построен на концепции проблемного подхода в изучении нового учебного материала. Задания постороены такоим образом, чтобы обучающиеся, ища выход из проблемной ситуации, самостоятельно смогли сделать вывод о том, что такое наречие как часть речи и в чем ее особенности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку "Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи"»
Гусева Татьяна Геннадиевна,
учитель начальных классов
План-конспект урока по русскому языку
(4 класс УМК «Начальная школа ХХ1 века»)
Тема: Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи (знакомство)
Тип урока: получение новых знаний
Задачи урока:
познакомить учащихся с наречием как частью речи;
наблюдать морфологические признаки и синтаксическое функционирование наречий (соотношение наречий с вопросами, доказать, что это неизменяемая часть речи);
повторение морфологических признаков изученных частей речи;
развивать языковое «чутьё».
Ход урока:
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности:
а) пожелание друг другу хорошего настроения
– Отгадайте загадку: Светит, сверкает, всех согревает! (Солнышко)
Давайте улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение.
б) актуализация к учебной деятельности
– Ребята, напомните мне, с чего мы всегда начинаем урок русского языка?
(С минутки каллиграфии и словарной работы)
в) минутка каллиграфии Толкование из словаря В.И.Даля о букве «Н» :
«Н, по-церковному наш, по-общему эн … Одна из немногих букв, иногда сдваиваемых по русскому правописанью: ванна, Анна, тонна и др. Буква Нозначает сокращенно норд, север; Н или N – номер».
Написание буквы «н» и буквосочетаний с ней
Н н
Нра лно ясн инф
в) словарная работа
Прописывание с буквой «н» словарных слов. Задание: поставить ударение и подчеркнуть орфограммы.
Один ученик работает у закрытой доски.
Проверка написанных словарных слов.
Горизонт, аккуратно, приятно, медленно, иногда.
Группировка данных слов по общим и отличительным признакам.
– По каким признакам можно разделить эти слова на группы?
Общие признаки:
все слова словарные.
Отличительные признаки:
с орфограммой «удвоенный согласный»;
с орфограммой «непроверяемый гласный в корне слова»;
Если поставить вопросы к этим словам, то увидим, что они принадлежат к разным частям речи.
Актуализация и фиксация индивидуального затруднения:
Выборочное списывание
– Ребята, теперь нам необходимо определить тему урока.
Выпишите в тетрадь только те слова, которые отвечают на вопросы: Где? Куда? Когда? Как? Вопросы надпишите над словами. (Один ученик работает за закрытой доской).
Проверка: сначала сверяем с написанным на доске, при необходимости обсуждаем с классом.
2. Беседа
– Ребята, кто из вас готов назвать тему урока?
В качестве подсказки вам будет задание: прочтите слово, которое зашифровано на доске: выприлмысущнаречиежглаг.
Назовите тему урока.
– Наречие
Раздать листы самооценивания (см. Приложения к конспекту урока)
– Отметьте в своём листе оценивания крестиком, что вы уже знаете о наречии?
– Кто может сделать вывод, что знаем о наречии?
(Наречие – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? как? почему? зачем?)
Постановка проблемы
– Ребята, что мы еще должны узнать о наречии? (из листа сомооценивания)
– Что обозначает?
– Как изменяется?
– Чем является в предложении?
Целями нашего урока будут ответы на эти вопросы.
Прикрепить на доску все три составные цели урока.
4. Построение проекта выхода из затруднения:
– Сейчас вы проведёте небольшое исследование, но сначала вспомним способы деятельности при исследовании:
3. Сделайте и запишите вывод об изменении наречия по лицам и числам (на листе А3): ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 ряд
РАБОТА В ПАРАХ
1. Измените словосочетание работать хорошонаречие по временам и по родам
Проверка фронтальная: один ученик от группы прикрепляет свою карточку с ответами на доску и озвучивает.
– Ребята, что вы уже узнали о наречии? (на какие вопросы отвечает, неизменяемая часть речи)
– Что ещё нам нужно узнать о наречии? (чем является в предложении)
б) Запишите предложения в тетрадь, определите их грамматическую основу.
Найдите в этих предложениях наречия, поставьте к ним вопрос от сказуемого и определите, каким членом предложения являются наречия.
Один ученик комментирует выполнение задания.
После комментированного ответа на экране появляется разбор данных предложений для проверки учениками в тетрадях.
Завтра мы украсим класс. Друг приехал издалека. Ученик выучил правило назубок.
Вывод: Скажите, с какой частью речи связано наречие по смыслу? (с глаголами). Наречия в предложении являются второстепенным членом – обстоятельством.
Отметить в листе оценивания, что еще узнали о наречии.
– Ребята, прочитайте эти предложения без наречий. Что изменилось? (смысл, предложения стали с размытым смыслом, нет точности).
– Скажите, была бы выразительной и точной наша речь без наречий?
В подтверждение ваших слов хочу вам прочитать слова великого русского писателя М.Горького о роли наречий в русском языке: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:
Учимся формировать умение задавать вопросы к наречиям в тексте.
Выполнение упражнения № 2 стр. 57-58 (по учебнику). Задание выполняется в парах в классных тетрадях.
Проверка по «цепочке».
Рефлексия учебной деятельности
а) занесите в листы саомооценивания, что вы еще узнали о наречии.
б) выполнения теста.
в) беседа:
– Кто может дать определение наречию как самостоятельной части речи?
Наречие – самостоятельная неизменяемаячасть речи, которая отвечает на вопросы: где?, куда?, откуда?, когда?, как?, почему?, зачем? В предложении наречие обычно является обстоятельством.
– Посмотрите в свои листы оценивания и скажите, все ли цели достигнуты? (Нет, мы не знаем, что обозначает наречие).
– Это мы исследуем на следующем уроке.
– Понравился урок? Чем?
г) карточки с домашним задание возьмите в конверте.
д) отметки за работу на уроке.
Спасибо за урок!
Литература
1. Русский язык: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: 2 ч. Ч.2 /[С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко и др.]. – 3-е изд.,испр.и доп. – М.: Вентана-Граф, 2017. –192 с.
2. 1. Русский язык: 4 класс: комментарии к урокам / С.В.Иванов, М.И.Кузнецова. – 2-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 467 с. (Начальная школа XXI века).