Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Обобщение изученного о глаголе. Морфологический разбор глагола"»
Обобщение изученного о глаголе. Морфологический разбор глагола
Цель: актуализация, обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе;
Задачи: ознакомление учащихся с порядком и образцом морфологического разбора глагола;
формирование у учащихся умения выполнять морфологический разбор глагола;
развитие активной познавательной деятельности учащихся;
создание возможностей для творческого роста и развития учащихся, обеспечение успеха в усвоении учебного материала.
Ход урока
1.Оргмомент. Здравствуйте.Подумайте, о чём-нибудь приятном для вас, сохраните эти ощущения в себе. Приступим к работе.
2.Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы знакомились с правилом правописания гласных в суффиксах глаголов. О каких суффиксах мы говорили?
Закончите предложения:
Если в форме 1-го лица настоящего и будущего времени глагол оканчивается на -ываю (-иваю), то в инфинитиве и прошедшем времени пишется суффикс… .
Если в форме 1-го лица настоящего и будущего времени глагол оканчивается на -ую (-юю), то в инфинитиве и прошедшем времени пишется суффикс… .
3.Актуализация опорных знаний.
Сегодня на уроке мы обобщим знания о глаголе, познакомимся с порядком и образцом морфологического разбора глагола и сформируем умение выполнять данный разбор.
«Божественный», как говорил о нём А.С.Пушкин, глагол нами изучен, и сейчас вы составите его «паспорт». Просмотрите минуты две задания, продумайте ответы и устно назовём «паспортные данные». Можно использовать картинки, вывешенные на доску (материал для визуализации).
«Паспорт глагола».
1.1. «Паспорт» глагола.
А) Общее значение (Что обозначает глагол?) (действие или состояние предмета).
Молодцы. Урок мы начали с разнообразных заданий. Мы многое повторили о глаголе. Как вы считаете, зачем нам это было нужно?
А я добавлю, что, выполняя эти задания, мы приближались к морфологическому разбору глагола. Ведь чтобы выполнить его, нужно знать то, над чем вы сейчас работали.
5.Изучение нового материала.
Работа с учебником (параграф 18, с. 69-70).
Давайте познакомимся с порядком морфологического разбора глагола (чтение вслух).
Образец разбора учащиеся читают самостоятельно. Учитель обращает внимание на оформление письменного разбора, сокращения, знаки препинания.
Проверка понимания изученного.
Упражнение 142. Спишите первых три предложения, решая орфографические задачи. Сделайте полный морфологический разбор выделенных глаголов (на доске и в тетрадях).
Написание -тся (-ться) в глаголах зависит от вопроса. Посмотрите на доску и вспомните, как определить написание (материал для визуализации).
Сейчас вы получите карточки. На них текст и задания к нему. Списывать текст не нужно, подпишите карточки. Морфологический разбор делаете в рабочую тетрадь. По окончании выполнения задания тетрадь сдаёте.
Лучик со…нца бл…снул из-за леса, к…снулся верхушек дерев…ев, от…скал в листве шарики зелёных яблочек. Дрож… света пр…бежала по саду, и з…искрились алмазами р…синки на пр…дорожной траве. Пч…лки зазвенели в тёплом воздухе пр…тихающего утра. Синяя стр…коза пр…села на улей, но пч…лы равнодушны к ней. Они делают круги над пасекой, выб…рают направление и ул…тают в леса, луга.
7. Подведение итогов.
Сегодня мы с вами обобщили изученное о глаголе, познакомились с порядком морфологического разбора. Отметки я выставлю, проверив ваши карточки. Давайте еще раз ответим на вопросы картинки «Итог урока» (материал для визуализации).
8.Рефлексия. Поднимите руки, кто как на уроке работал:
Р - РОБКО
А - АКТИВНО
Б - БЫСТРО
О - ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО
Т - ТИХО
А - АККУРАТНО
Л - ЛЕНИВО
И - ИНТЕРЕСНО
9.Информация о домашнем задании.
Параграф 18, упр. 143, подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с.72).
Выполняете по образцу.
На следующем уроке мы пишем контрольный диктант. Повторите написание личных окончаний глаголов, буквы ь в форме повелительного наклонения, гласных в суффиксах -ыва (-ива), -ова (-ева).