kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока "Обобщение изученного о глаголе. Морфологический разбор глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение изученного о глаголе. Морфологический разбор глагола

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Обобщение изученного о глаголе. Морфологический разбор глагола"»


Обобщение изученного о глаголе. Морфологический разбор глагола


Цель: актуализация, обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе;

Задачи: ознакомление учащихся с порядком и образцом морфологического разбора глагола;

формирование у учащихся умения выполнять морфологический разбор глагола;

развитие активной познавательной деятельности учащихся;

создание возможностей для творческого роста и развития учащихся, обеспечение успеха в усвоении учебного материала.


Ход урока

1.Оргмомент. Здравствуйте. Подумайте, о чём-нибудь приятном для вас, сохраните эти ощущения в себе. Приступим к работе.

2.Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы знакомились с правилом правописания гласных в суффиксах глаголов. О каких суффиксах мы говорили?

Закончите предложения:

Если в форме 1-го лица настоящего и будущего времени глагол оканчивается на -ываю (-иваю), то в инфинитиве и прошедшем времени пишется суффикс… .

Если в форме 1-го лица настоящего и будущего времени глагол оканчивается на -ую (-юю), то в инфинитиве и прошедшем времени пишется суффикс… .

3.Актуализация опорных знаний.

Сегодня на уроке мы обобщим знания о глаголе, познакомимся с порядком и образцом морфологического разбора глагола и сформируем умение выполнять данный разбор.

«Божественный», как говорил о нём А.С.Пушкин, глагол нами изучен, и сейчас вы составите его «паспорт». Просмотрите минуты две задания, продумайте ответы и устно назовём «паспортные данные». Можно использовать картинки, вывешенные на доску (материал для визуализации).

«Паспорт глагола».

1.1. «Паспорт» глагола.

А) Общее значение (Что обозначает глагол?) (действие или состояние предмета).

Б) Морфологические признаки непостоянные: наклонение, время, лицо, число, род; постоянные: вид, переходность/непереходность, возвратность/невозвратность, спряжение.

В) Синтаксическая функция: сказуемое.

Г) Роль глагола в тексте (с какой целью используется?) для создания динамики, отражения развития событий, изменения состояний и чувств.

1.2. Выполните мини-тест. Затем я вывешу ответы, и вы сами себя проверите. На это задание даю минут пять-шесть.

2.Мини-тест с самопроверкой.

1.В каком ряду все слова являются глаголами?

А)выписал, замёрз, куплю, забытый;

Б)построен, нарисовала, берёг, сшит;

В)выдержишь, дам, отбил, сотри.

2.В каком ряду глаголы относятся к одному виду?

А)вспомню, покорми, прошёлся, увижу;

Б)заснул, открылся, бегите, ищу;

В)люблю, придумывал, работать, спел.

3.В каком ряду все глаголы являются переходными?

А)лягу, помогу, уберу, сделаю;

Б)учу, узнаем, принесите, сочиняю;

В)встать, ползти, сплетничать, синеть.

4.В каком предложении глагол стоит в повелительном наклонении?

А)Знаете ли вы историю своей страны?

Б)Оля, расскажи мне сказку.

В)Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!

5.Определите, какое время соответствует форме глагола в предложении:

А)Солнце жгло.

Б)А вверху всё дышит, всё дивно, торжественно.

В)Завтра трубы затрубят, завтра громы загремят.

1)настоящее время;

2)будущее время;

3)прошедшее время.

1-в, 2-а, 3-б, 4-б, 5: а-3, б-1, в-2

1.3. Цифровой диктант. Один учащийся у доски.

Давайте вспомним, как определяется спряжение глагола. А поможет вам в этом алгоритм на доске (материал для визуализации).

Тревожить, вертеть, хотеть, колоть, строить, кашлять, держать, стелить. (Ключ: 2, 2, разн., 1, 2, 1, 2, 1).

Физкультминутка

Глагол всегда в движении,

На месте не сидит.

Он бегает и прыгает,

Смеётся и шалит.

То красит, то рисует,

То песенки поёт,

Как маленький ребёнок,

Спокойно не живёт.

Гимнастика для глаз

4.Введение в тему. Целеполагание.

Молодцы. Урок мы начали с разнообразных заданий. Мы многое повторили о глаголе. Как вы считаете, зачем нам это было нужно?

А я добавлю, что, выполняя эти задания, мы приближались к морфологическому разбору глагола. Ведь чтобы выполнить его, нужно знать то, над чем вы сейчас работали.

5.Изучение нового материала.

Работа с учебником (параграф 18, с. 69-70).

Давайте познакомимся с порядком морфологического разбора глагола (чтение вслух).

Образец разбора учащиеся читают самостоятельно. Учитель обращает внимание на оформление письменного разбора, сокращения, знаки препинания.

Проверка понимания изученного.

Упражнение 142. Спишите первых три предложения, решая орфографические задачи. Сделайте полный морфологический разбор выделенных глаголов (на доске и в тетрадях).

Написание -тся (-ться) в глаголах зависит от вопроса. Посмотрите на доску и вспомните, как определить написание (материал для визуализации).

1.Хочется – глагол, (что делает?) – хочется. Н.ф. – хотеться. 2.Несов. вид, неперех., возвр., разноспр., изъяв. накл., наст. вр. 3.Сказуемое.

1.Последи – глагол, (что сделай?) – последи. Н.ф. – последить. 2.Сов. вид, неперех., невозвр., 2 спр., повелит. накл., 2-е л., ед.ч. 3.Сказуемое.

6.Контроль и самоконтроль. Работа с карточками.

Сейчас вы получите карточки. На них текст и задания к нему. Списывать текст не нужно, подпишите карточки. Морфологический разбор делаете в рабочую тетрадь. По окончании выполнения задания тетрадь сдаёте.

Решить орфографические задачи. Выполнить морфологический разбор выделенных глаголов.

Карточка

Решить орфографические задачи.

Выполнить морфологический разбор подчёркнутых глаголов.

Лучик со…нца бл…снул из-за леса, к…снулся верхушек дерев…ев, от…скал в листве шарики зелёных яблочек. Дрож… света пр…бежала по саду, и з…искрились алмазами р…синки на пр…дорожной траве. Пч…лки зазвенели в тёплом воздухе пр…тихающего утра. Синяя стр…коза пр…села на улей, но пч…лы равнодушны к ней. Они делают круги над пасекой, выб…рают направление и ул…тают в леса, луга.

7. Подведение итогов.

Сегодня мы с вами обобщили изученное о глаголе, познакомились с порядком морфологического разбора. Отметки я выставлю, проверив ваши карточки. Давайте еще раз ответим на вопросы картинки «Итог урока» (материал для визуализации).

8.Рефлексия. Поднимите руки, кто как на уроке работал:

Р - РОБКО

А - АКТИВНО

Б - БЫСТРО

О - ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО

Т - ТИХО

А - АККУРАТНО

Л - ЛЕНИВО

И - ИНТЕРЕСНО

9.Информация о домашнем задании.

Параграф 18, упр. 143, подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с.72).

Выполняете по образцу.

На следующем уроке мы пишем контрольный диктант. Повторите написание личных окончаний глаголов, буквы ь в форме повелительного наклонения, гласных в суффиксах -ыва (-ива), -ова (-ева).

Всего доброго, до свидания.



4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
План-конспект урока "Обобщение изученного о глаголе. Морфологический разбор глагола"

Автор: Лобарева Надежда Анатольевна

Дата: 29.09.2022

Номер свидетельства: 614073


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства