kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока для 8 класса Тема. Словосочетание и предложение, синтаксические связи в них.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока для 8 класса Тема. Словосочетание и предложение, синтаксические связи в них.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока для 8 класса Тема. Словосочетание и предложение, синтаксические связи в них.»

План-конспект урока для 8 класса

Тема. Словосочетание и предложение, синтаксические связи в них.

Цель: углубить и систематизировать знания школьников о синтаксических единицах, являющихся строительным материалом для словосочетания и предложения, сосредоточив внимание на различиях между словосочетанием и предложением по роли в языке, строении и функции; дать общее понятие о сложном синтаксическом целом (ССЦ), формировать умение определить его в тексте; обогащать словарный запас; развивать связную речь, память, мышление, воображение, технику письма; воспитывать культуру речи, эстетические чувства, любовь к родному языку, к искусству.

Тип урока: комбинированный урок (обобщение и систематизация изученного; изучение нового материала).

Оборудование: учебник (Русский язык. 8 класс. Учебник - Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др., 2014 г.), таблицы, репродукция картины Архипа Куинджи «Ночь на Днепре».

ХОД УРОКА

I. Сообщения темы и цели урока.

II. Анализ материала с целью повторения и систематизации полученных знаний.

1. Работа с учебником.

Рассмотрение таблицы «Основные единицы синтаксиса» с.21.

2. Работа с учебником.

Выполнение упражнения №.37.

Запись в тетрадях названий синтаксических единиц языка. Приведение собственных примеров.

ІІІ. Систематизация ранее усвоенного материала.

1. Работа с учебником.

Проработка теоретического материала (с. 21-22). Работа с таблицей «Словосочетание и предложение» (с. 22).

2. Работа у доски.

Записать предложение. Выделить в них словосочетание (устно). Ответить на вопрос: в чем разница между словосочетанием и предложением? Объяснить, почему не составляют словосочетание подлежащее и сказуемое, а также однородные члены предложения (указать их в предложениях). В выделенных словосочетаниях определить главное и зависимое слова, выяснить тип связи между словами.

Наклонился крылом единственным журавль над колодцем. Утро вынесло на ладонях солнца теплую лепешку. Наклонилась на колодец с ведерком журавлица и стоит, в теплые края не слетает (П. Харченко). За клюквенными ключами уже осень заметила следы. И синим маревом по ночам плывут туманы от воды (П. Малеев). И «курлы» до сих пор над полями несется, провожает осень тугую клюкву… (Б. Дегтярев).

3. Словарный диктант.

В записанных словосочетаниях выделить главное и зависимое слова, указать словосочетания распространенные и нераспространенные, узнать вид каждого по главному слову, определить тип связи между словами.

Осенняя тоска; золотая пора; улетели в теплые края; унылое яченье; прощание с родным краем; закурили протяжно; очень высоко; в облачном поднебесье; тосковали улетая; до следующей весны; верность родине; щедрые подарки осени; нарядились нарядно; несравнимая красота; несказанно прекрасны.

4. Распределительный диктант.

Словосочетание со связью согласования, управления и прилегания записать в три колонки.

Неповторимый пейзаж; выражение восхищения; невероятно хорош; высказались недвусмысленно; наивысшая оценка; самая настоящая сенсация; стояли застыв; знаменательное событие; незабываемое впечатление; в центре холста; очарованные колоритом; отзывы о пейзаже; не забыла сразу; на вершине славы; наперекор судьбе; освещен ярко; безудержно течет; работал увлеченно.

5. Диктант с комментированием.

- Является ли запись текстом? Свое мнение обосновать.

В 1880 году в Санкт-Петербурге была открыта необычная выставка – выставка единой картины.

В затемненном зале демонстрировалось новое полотно Архипа Куинджи «Ночь на Днепре». По обе стороны от картины были установлены неяркие лампы. В их мерцании полотно казалось окном, растворенным в волшебную ночь.

Ни одна из выставок живописи не знала такого успеха. Толпа стояла у входа, толпа заполнила лестницу. Непрерывно подъезжали новые и новые экипажи. (Из журнала)

IV. Изучение нового материала.

1. Объяснение учителя.

Как строительным материалом для предложения являются слова и словосочетания, так предложение является строительным материалом для ССЦ (сложных синтаксических целых), из которых состоит текст.

Предложения в тексте не равноценны. Среди них есть такие, которые отличаются относительной самостоятельностью и несут в себе важнейшую информацию. Такие предложения называют автосемантическими (самозначными). Остальные помогают уточнить, углубить, конкретизировать содержание автосемантического предложения.

Такие группы предложений образуют сложное синтаксическое целое. Таким образом, сложное синтаксическое целое (ССЦ) – это группа предложений, которые объединены между собой тесной логической и синтаксической связью и представляют более полное по сравнению с предложением развитие мысли.

Как правило, автосемантическое предложение ССЦ размещено в начале. Однако бывают разные варианты – с автосемантическим предложением в других позициях.

В ССЦ раскрывается одна из микротем текста.

В состав связных высказываний наряду с ССЦ могут входить и отдельные предложения. Такие предложения полностью охватывают полный объем информации и не требуют конкретизации.

V. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

1. Тренировочный диктант.

Буря бушевала над Петербургом, как возвращённая молодость. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал чёрными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков (К. Паустовский).

Все предложения описывают одновременно происходящие события и объединены общей микротемой «Буря над Петербургом». Каждое предложение лексически самостоятельно. Объединяющим началом отдельных предложений является смысловое единство – соотношение общего (Буря бушевала) и частного (Нева вспухала и переливалась, люди пробегали, ветер хлопал и т.д.) в описании картины.

К структурным средствам связи предложений относятся:

- параллелизм строения предложений: двусоставность, одинаковый порядок расположения главных членов: буря бушевала, дождь хлестал, Нева вспухала и переливалась, люди пробегали, ветер хлопал, свет убывал, разгорался, ветер

- совпадение видо-временных форм глаголов-сказуемых: бушевала, хлестал, вспухала, переливалась, пробегали, хлопал, убывал, разгорался, вздувал – формы несовершенного вида, прошедшего времени.

В только что записанном тексте определить ССЦ, указав в каждом из них автосемантическое предложение. Автосемантические предложения почленятся на словосочетание (устно).

2. Итоговая беседа.

1) Что является строительным материалом для предложения?

2) Из чего состоит ССЦ?

3) Какое предложение называется автосемантическим?

4) В какой позиции, как правило, находится автосемантическое предложение в ССЦ?

5) Что такое предложение?

6) В чем заключается разница между предложением и словосочетанием?

7) Какими по строению и видам бывают словосочетания? Приведите примеры, при необходимости воспользуйтесь таблицей на с. 21.

VI. Физпауза.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И берись смелей за дело.

VII. Выполнение тренировочных упражнений на закрепление изученного.

1. Диктант с комментированием.

Выделенное предложение разбить на словосочетания (устно). Выяснить строение, вид вычлененных словосочетаний, а также тип связи между входящими в их состав словами. Объяснить, есть ли записанное высказывание текстом, обосновать свое мнение. Выяснить тему и главное мнение текста, в обоих ССЦ определить автосемантические предложения.

Лунное сияние на полотнах Куинджи было таким естественным, что ошеломленная публика изумлялась: как это сделано? Подозревали подвох. До чего только не додумывались озадаченные поклонники! Говорили о цветных стеклах, сквозь которые художник, рисуя, наблюдает природу. Фантазировали о «лунных красках»: проведи ими по полотну – вдруг засияют звезды!... Некоторые порвались проверить, не скрыто ли за картиной источник освещения, не написано ли она на стекле.

Художник хохотал, хотя эта чепуха, безусловно, его раздражала. Ведь виртуозность Куинджи была результатом не столько врожденного цветового ощущения, сколько титанического труда художника. (Из журнала).

- Обратите внимание на авторский знак - !... (подчеркивает эмоциональное состояние от просмотра картины, описание фантазии...). Авторская пунктуация сознательное отступление от действующих пунктуационных норм или сложившейся пунктуационной практики, служащее способом отражения художественного замысла автора и направленное на передачу ритмики или экспрессии текста.

2. Работа с учебником.

1) Самостоятельное выполнение упражнения № 42 (письменно).

2) Устное выполнение упражнения № 46.

VIII. Подведение итогов урока.

IX. Домашнее задание.

§ 6-7, упражнение № 47 выполнить устно, № 48 - письменно.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Загоруйко Инна Александровна

Дата: 03.01.2023

Номер свидетельства: 622229


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства