Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока»
.
Тема и тип урока «Парные звонкие и глухие согласные», урок открытия нового знания.
Базовый учебник УМК «Школа России» Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 кл. в 2-х частях – М.: Просвещение, 2014.
Педагогические цели: способствовать развитию умения распознавать слова, которые нужно проверять перед написанием, подбирать проверочные, сравнивать парные по звонкости -глухости согласные звуки в проверочном и проверяемых словах.
Задачи:
- актуализировать знания о парных согласных
- организовать деятельность по выбору способа определения парного согласного на конце слова
Планируемые результаты:
(предметные) Овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Метапредметные:
Регулятивные:осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном в целях обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; логические – анализируют текст, определяют его смысл, используют доказательство.
Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации.
Личностные: принимают и осваивают личностную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.
Основное содержание темы, понятия и термины:
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным и его обозначение буквой на письме
Образовательные ресурсы: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/library/fizkultminutki-na-urokakh-pisma-chteniya-russkogo-yaz – Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Оборудование:
схема с основными вопросами урока;
алгоритм проверки парной согласной;
карточки с заданиями;
набор сигнальных кругов зеленого, красного, желтого цвета - карточки для самооценки.
компьютер
презентация
интерактивная доска
веер букв
учебник, тетрадь с печатной основой.
Ход урока
1. Мотивирование к учебной деятельности
Цель: мотивировать к учебной деятельности
Прозвенел для нас звонок -
Начинается урок.
К нам без опоздания
Приходи, старание.
Помоги нам потрудиться:
Мы пришли сюда учиться.
- На каком уроке мы продолжаем учиться? (На уроке русского языка)
Прежде чем нам перейти к новой теме, я прошу вас по рисункам узнать пословицу.
(Без труда не выловишь и рыбку из пруда).
Почему на уроке вспомнили эту пословицу?
Объясните эту пословицу (Всякое дело требует усилий).
Какую еще пословицу знаете с таким смыслом?
- Работа веселит сердце человека.
-Терпенье и труд все перетрут.
- Работай до поту - поешь в охоту. (если учащиеся не догадаются, то на слайде даны пословицы, из которых они должны выбрать правильный ответ):
Как это относится к вам? (Для того, чтобы достичь хороших результатов, необходимы терпение, старание и усилия. Тогда все получится).
- Какое значение у слова « старание»? (Работа с толковым словарем в парах)
- Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по городам страны Знаний. Я желаю вам, чтобы у вас на уроке все получилось.
Ребята,чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной:
Я хороший,
Я всё знаю,
Я всё умею,
Я буду стараться,
У меня всё получится.
Вы будете самостоятельно оценивать все задания при помощи сигнальных карточек.
2. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности.
Цель: подготовить мышление учащихся к учебной деятельности по шагам и организовать фиксирование индивидуальных затруднений.
Минутка чистописания. Город красоты.
1.Пальчиковая разминка «Зайка».
2.Характеристика буквы Д.
3.Запись слов по образцу: Друг, дружина, дружище
4. Подчеркнуть основу, выделить корень и окончание.
5. Дать понятие о чередовании г/ж в корнях слов (друг-дружба)
6. Взаимопроверка. ( карточки)
Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.
Орфографическая зарядка.
- Итак, в путь.
- Остановка в городе Слов.
- Жители этого города предлагают провести орфографическую минутку.
Указка, страна, берёза, флаг, пальто, озеро.
-Разделите слова на группы. (1-слова с проверяемой безударной гласной, 2 – с парной согласной, 3 - слова с непроверяемой безударной гласной).(карточки)
Постановка проблемы урока
- Где находятся парные согласные? (В корне, на конце слова.)
- Все ли написали правильно эти слова?
-Как вы считаете, почему мы допустили ошибки или сомневались в написании этих букв? (написания слов с парной согласной в корне, на конце слова).(карточки)
Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.
-Исходя из этой проблемы, попробуйте сформулировать тему нашего урока? (Правописание слов с парной согласной в корне, на конце слова).
-Какие цели поставите перед собой? (научиться узнавать слова с парной согласной в корне, на конце слова; правильно писать слова с парной согласной в корне, на конце слова; подбирать проверочные слова).
- В течение урока мы ответим на вопросы:
Что
Где надо проверять?
Как
Чем (учебник, с. 18)
3. Усвоение новых знаний и способов действий
Цель: организовать анализ возникшей ситуации, выявить место и причину затруднения
- Словарная работа - Отгадайте загадки, запишите слова и проанализируйте причину затруднения:
На солнце греется пузатый
Крепыш в рубашке полосатой. (арбуз)
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице (морковь)
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрадь)
Хозяин лесной просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
Кто это мастер на стёкла нанес
И листья, и травы, и заросли роз?(мороз) (карточки)
Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: построить проект выхода из затруднений.
- работа в парах
ГРИБ ГОЛУБКА
ЗУБ ЗАКЛАДКА
ГЛАЗ РЕДКИЙ
- Что общего в первом столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов первого столбика? - Как назовём эту эта орфограмму? (парная согласная в конце слова).
-Что общего во втором столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов второго столбика? (При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)
-Что общего у слов первого и второго столбика? (При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)
- Давайте подумаем, как проверить парную согласную в корне, на конце слова?
(Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)
Вывод: - Ответим на вопросы:
- Что надо проверять? (парную согласную в корне, на конце слова)
-Где надо проверять? (в корне, на конце слова)
-Как надо проверять? (Надо проверять однокоренные проверочные слова)
- Чем надо проверять? (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.) (карточки)
Физминутка.
- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Здоровья.
Во время медицинского осмотра в нашем классе было обнаружено, что у некоторых ребят есть нарушение осанки. Нам были рекомендованы специальные упражнения. Давайте, выполним их не под счёт, а под произношение парных согласных звуков. Называете твёрдые парные согласные звуки и выполняете круговые движения плечами вперёд. Называете мягкие парные согласные и выполняете круговые движения плечами назад. Следующее упражнение «Встреча плечами» выполняем в парах.
Зарядка для глаз: (Выполняют упражнения на профилактику близорукости и для снятия напряжения. По команде учителя перемещают взгляд по образцу опорных зрительно-двигательных траекторий В.Ф. Базарного, по 6 раз по каждой линии, мешочки с солью держат на голове).
4. Реализация построенного проекта.
Цель: реализовать проект.
- Продолжаем наше путешествие. Я хочу рассказать вам сказку.
Спор согласных.
- В одном королевстве жили-были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор.
- В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, ГЛАЗ, ГОРОД, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, - твердили звонкие согласные.
- Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную, - говорили глухие.
Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говорится, взять власть в свои руки.
- Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ, ОБЕД нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую, - усмехались глухие согласные.
Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного – правила.
И чуть не погибли. Но на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО.
- Как вы думаете, что сказал король – всемогущее ПРАВИЛО?
Правило-вывод.
Чтобы правильно написать парную согласную в середине слова, надо подобрать проверочное слово, для этого нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный или звонкий согласный звук (н).
-Вспомним алгоритм проверки парной согласной.
Алгоритм
Прочитать слово
Выделить корень
Определить парную согласную
Подобрать проверочное слово
- Прочитайте правило в учебнике на стр.18
- Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова.
-Давайте проверим наши знания с эталоном в учебнике.
- Сейчас вернёмся к самостоятельной орфографической минутке, исправим и докажем ошибки, используя разные способы: эталон в учебнике, алгоритм. (карточки)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: организовать усвоение детьми новых знаний при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи..
- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова.
- Жители этого города предлагают нам поупражняться в подборе проверочных слов.- Слова отгадки можно произносить хором, после чего каждый веером покажет парную согласную, которую написали бы в слове, ответ доказать.
Игра «Прогулка по цветущему лугу» - работа в парах (карточки)
Музыкальная физкультминутка «Приглашаем всех»
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (алгоритму).
Цель: организовать самопроверку по эталону.
Работа в группах.
- А сейчас жители этого города предлагают поработать самостоятельно. Будем работать в группах. Ваша задача вставить нужную букву, подбирая проверочное слово (приложение №1).
Проверка (зачитывает каждая группа с проговариванием цели задания).
9.Контроль знаний и способов действий
Цель: научить использовать новые знания в системе изученных раннее знаний.
- слабые учащиеся: работа в печатной тетради: №20 стр.22 (Вставить пропущенные буквы)
- Какие буквы пропущены в этих словах? (Парные согласные.)
- Где находится парная согласная? (В середине слова.)
- Что вы делали, чтобы правильно написать парную согласную в середине слова? Каким должно быть проверочное слово? (надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)
- взаимопроверка
Разноуровневая творческая работа по группам «Составь стихотворение». Из трех двустиший каждая группа выбирает то, с которым выполняет предложенные задания.
1. Это наш свирепый …,
Очень страшен лёвин гнев.
2. Вот колючий умный …,
На клубочек он похож.
3. Вот невидимый наш …,
Под землёю роет ход.
Слова для справок: ле., носоро., кро.,ё.
Задания для 1 группы
Используя прием «рифмовка», добавить слова и написать их правильно, используя найденный способ проверки парных согласных на конце слов.
Формулировка заданий.
Прочитайте предложенные двустишия.
Обсудите, о ком говориться в каждом двустишии.
Добавить слово - название животного в предложении.
Обсудить правильность написания орфограммы в этом слове.
Задания для 2 группы
Используя прием «рифмовка», добавить слова и написать их правильно, используя найденный способ проверки парных согласных на конце слов.
Формулировка заданий.
Прочитайте предложенные двустишия.
Обсудите, о ком говориться в каждом двустишии.
Найдите в материале: «Слова для справок» и добавьте слово – название животного в предложении.
Обсудите правильность написания орфограммы в этом слове.
Задания для 3 группы
Записать правильно слова, используя найденный способ проверки парных согласных на конце слов.
Формулировка заданий.
Прочитайте предложенные двустишия,
Обсудите правильность написания орфограммы в этом слове
- Дети осуществляют самоконтроль.
10. Рефлексия учебной деятельности.
-А теперь встаньте, пожалуйста, и изобразите собой шкалу успеха.(Покажите, на сколько вы:
1)Были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;
2)Разобрались с темой урока;
3)Умеете применять свои знания. (сидят за партами - плохо, слабо; просто стоят – хорошо; стоят руки вверх – отлично)
Итог урока.
- Наше путешествие подошло к концу. Вы хорошо потрудились на уроке.
- С чем вы сегодня познакомились?
- Вернёмся к целям нашего урока?
- Что надо делать, если сомневаешься в написании парной согласной?
Парные согласные – самые опасные!
В корне ты их проверяй –
Рядом гласный подставляй!
- Почему мы достигли поставленных целей?
- А какую роль играет тема сегодняшнего урока в вашей жизни?
Закончите предложения:
Самым интересным для меня было …, потому что …
Самым скучным для меня было …, потому что …
Теперь бы я ещё хотел узнать о …, потому что …
11.Домашнее задание.
По выбору учащихся.
Учебник стр.21 Упр. 32,
Используемая литература:
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 кл. в 2-х частях – М.: Просвещение, 2012.
Канакина В.П., Рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.
Канакина В. П. Русский язык: Раздаточный материал: Пособие для учащихся: 2 класс
4. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2010