Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока»
План-конспект урока русского языка в 5 классе
«Доказательства в рассуждении»
Запись на доске:
Двадцать шестое февраля.
Классная работа.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Записываем число, классная работа, готовимся назвать орфограммы в словах.
- О каких разделах русского языка мы сейчас говорили? (орфография, морфемика).
- Какие еще разделы русского языка вы знаете, что они изучают? (графика, а сколько букв?)
- Сколько разделов мы сейчас назвали? – 10
- Какая наука помогает посчитать? Какой сейчас у вас был урок? – математика.
- Ребята, вы, конечно, слышали выражение «Математика – царица наук»?
Царица наук
«Математика - царица наук» - говорили древние. Почему именно математику называют царицей?
Во-первых, практически всё в мире природы и в мире людей можно описать, используя математические знаки и символы. Именно математика создала логику, на которую в той или иной степени опираются все науки.
К примеру, числа в истории – это не просто даты. Это ещё и иллюстрации особенностей хозяйства, обычаев или событий, без которых трудно представить жизнь наших предков.
Графики и диаграммы, которыми так богата география, - это сравнительные величины. На карте нельзя измерить расстояние, не обратившись к математике.
В медицине без математики не обойтись. Проектирование медицинских приборов. Анализ данных об эффективности лечения. Учёт дозы медицинских препаратов и периодичности приёма лекарств.
Наконец, математически можно рассчитать даже природные катаклизмы. Группа российских математиков нашла способ смоделировать и просчитать стихийные бедствия будущего.
Таким образом, если ты не знаешь математику, то и другие науки без неё не освоишь в полной мере. Где бы мы ни были, чем бы ни занимались, какую бы профессию ни освоили, нам всегда будет необходима математика.
- Какая основная мысль данного текста? Что хочет донести до нас автор?
- Я не случайно выбрала этот текст – 2021 год объявлен Годом науки и технологий. И мы не могли не сказать о главной из них.
- К какому типу речи относится этот текст? Докажите. Сделайте вывод.
- Вы, наверное, обратили внимание, о чем я вас прошу в течение урока?
Правильно, доказывать свое суждение. Вы уже догадались, какая сегодня тема урока?
Цели: Сегодня мы с вами будем учиться строить рассуждение, приводить доказательства находить аргументы, делать вывод.
Записываем тему урока
Доказательства в рассуждении.
- Лексический анализ слова. Поможет нам в этом какой словарь? – Толковый.
Рассуждение:
1.-умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логической последовательности;
2.-высказывание, обсуждение – многозначное слово.
Доказательство
1.Факт или довод, подтверждающий, доказывающий что-н. Вещественноед. (предмет, представляемый суду как свидетельство совершённого преступления).
2. Система умозаключений, путём которых выводится новое положение. Теоремаимеетнесколькодоказательств.
Морфемный разбор слов и орфограммы!
Возврат к тексту. Выделяем части: тезис – доказательство – вывод – записать на доску
Вывод: из чего состоит тест- рассуждение?
Какую роль играют доказательства в выводе?
В-третьих, доказательство – это процесс мышления. Итак, логику интересует доказательство – как рассуждение, в процессе которого обосновывается истинность или ложность какой-либо мысли с помощью других положений, проверенных наукой и конкретной практикой. Доказательство означает источники сведений о фактах. –
логическое мышление
Обратимся к учебнику упр. 482 Еще раз вывод о структуре текста-рассуждения
Объединение в группы по карточкам и работа с текстами.
3 правила – правописание корней с чередующимися гласными (назвать 5 корней).
- правописание неизменяемых и изменяемых приставок.
- правописание и-ы после ц
Прочитать тексты, рассмотреть их структуру. Определить, все ли части текста-рассуждения сохранены, если нет, то какой. Доказать!
Можно использовать на любом уроке! И заработать хорошую оценку!
Вывод: текст-рассуждение построен по плану: тезис – доказательства, вывод.
Важна роль доказательства! Помогает выстроить логическую цепочку (развивает логическое мышление), построить умозаключения, прийти к правильному выводу.