kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План коучинга "Стили речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коучинг проводился на районном семинаре директоров школ.Цель проведения занятия - познакомить слушателей семинара с новыми стратегиями обучения на практике, показать формы организации групповой работы, формами само - и взаимооценивания, стратегиями развития критического мышления. Слушатели выступают в роли учеников и работают в течение 45 минут.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План коучинга "Стили речи" »

Каргажанова Гульжан Задаевна, учитель русского языка и литературы КГУОШ №156 г.Алматы

План коучинга на тему «Стили речи»

Цель: познакомить слушателей с новыми подходами в обучении на примере практического занятия

Результаты обучения:

уметь работать в группах

оценивать свою работу и работу других слушателей

знать о приёмах критического мышления «Бортовой журнал», составить кластер, реконструировать предложенный текст

  1. Орг. этап:

Приветствие. Психологический настрой: участники прикасаются пальцами к пальцам соседа поочередно большим, указательным, средним, безымянным, мизинцем, на каждом касании произнося хором слова приветствия.

Желаем успехов больших всегда и во всем.

Затем соединяют ладони и говорят: «Здравствуйте»


  1. Деление на группы: каждый участник занятия выбирает карточку и определяет стол, за который ему надо сесть. После того как слушатели определили свои места, на рефлективной карточке на смайлике рисуют свое настроение в начале урока.


  1. Затем проверяют по слайду правильность выбора своего места.

Самооценивание: поставить 1 балл за правильный выбор в листе оценивания:

Ф.И.












  1. Сообщение темы, определение цели занятия.

Из программы вы знаете, что тема нашего занятия «Стили речи».

Сегодня вы будете в роли учеников и постараетесь усвоить эту тему.

Скажите, пожалуйста, как вы думаете, с какой целью проводится это занятие для вас?

Определяются цели занятия с помощью слушателей.


  1. Работа с новой темой.

У каждого из вас есть лист с текстом о стилях речи. Предлагаю вам прочитать его и отметить прямо в тексте знаком V – информацию, которая вам известна, новое для вас - знаком + , непонятное - знаком ?

На изучение дается 5 минут.

Стили речи

В русском языке есть пять стилей речи: 1) разговорный; 2) художественный; 3) публицистический;

4) официально-деловой; 5) научный. В целом все стили речи можно разделить на две большие группы: разговорный стиль и книжные стили речи (художественный, публицистический, официально-деловой, научный). Стили речи служат для обслуживания какой-либо стороны человеческой жизни, а потому каждый стиль выделяется по двум признакам: сфера общения и цель общения.

Стиль речи

Сфера общения

Цель общения

Научный

Научная деятельность

Передача и сообщение научной информации

Официально- деловой

Правовая, административ- но-общественная, производствен ная сферы деятельности

Сообщение и передача официально-деловой информации

Публицистический

Агитационно-массовая деятельность, СМИ

Воздействовать на мысли и чувства через призыв

Художественный

Художественное творчество

Воздействие на мысли и чувства с помощью созданных образов

Разговорный

В быту

Сообщение и обмен мыслями, чувствами, впечатлениями

Научный стиль. Сфера использования— наука и научные журналы, авторами текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п. Основная его функция — сообщение информации, а также доказательство её истинности. Для него характерно наличие терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики. Его жанры — научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинение и т. д. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность.

Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок и справок. Стилевые черты - точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности. Основная функция официально-делового стиля — информационная (передача информации). Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью. Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена для широких слоёв общества, причём воздействие направляется не только на разум, но и на чувства адресата. Для него характерны отвлечённые слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый). Задача — сообщить информацию о жизни страны, воздействовать на массы, сформировать определенное отношение к общественным делам. Стилевые черты — логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Отличается большой смысловой ёмкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность. Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют мимика, жесты, окружающая обстановка. Языковые средства разговорного стиля: эмоциональность, выразительность разговорной лексики, употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометия, модальные частицы, повторы. Жанры — диалог, личные письма, личные записки, телефонные разговоры.

Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства. Жанры — эпос, лирика, драма, эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, эпиграмма, поэма, баллада, трагедия, комедия и т.д.

Выяснение непонятного из текста.

  1. Осмысление изученного:

Перед вами лежит кластер по классификации стилей речи.

Предлагаю вам заполнить его.









Проверка по слайду и взаимооценивание. Поменяйтесь кластерами, проверьте его и поставьте оценку своему соседу.

  1. Закрепление изученного: определение стилей речи в группах с обсуждением

-Уважаемые слушатели! Каждый из вас прекрасно знает сказку русскую народную сказку «КОЛОБОК». Как вы думаете, в каком стиле она написана? Совершенно верно, в художественном. Но вы получите варианты этой же сказки, написанной в разных стилях речи. Ваша задача: работая в группе, определить стиль речи вашего варианта сказки и доказать свою точку зрения. Каждая группа готовит своего выступающего, а затем члены группы выставляют баллы за участие в работе каждому члену группы от1 до 3 баллов.

Текст для 1 группы.

Колобо́к — персонаж одноимённой русской народной сказки, изображаемый в виде небольшого хлеба шарообразной формы жёлтого цвета.

Имеет аналоги в сказках многих других народов: американский пряничный человечек, английский Джонни-пончик, имеются похожие славянские, скандинавские и немецкие сказки, сюжет также встречается в узбекских, татарских сказках и других. Согласно классификатору сюжетов Аарне-Томпсона, сказка относится к типу 2025 — «убежавший блин».

Человек пожилых лет предложил своей законной жене испечь хлебобулочное изделие шарообразной формы (Колобо́к). Женщина пожилых лет согласилась и испекла хлебобулочное изделие шарообразной формы. Так как оно имело высокую температуру, то женщина поставила его совершать теплообмен с воздухом. Спустя некоторый промежуток времени хлебобулочное изделие шарообразной формы направилось к двери, а затем двигалось по дороге. Оно пересеклось с млекопитающим рода зайцев отряда зайцеобразных. Животное хотело употребить в пищу Колобо́к, но хлебобулочное изделие шарообразной формы настояло на своей неприкосновенности. То же самое произошло с хищным млекопитающим семейства псовых рода волков и хищным млекопитающим семейства медвежьих. Спустя промежуток времени хлебобулочное изделие шарообразной формы пересеклось с лисицой - хищным млекопитающим семейства псовых. Колобо́к настаивал на своей неприкосновенности, но лисица одержала верх в своей позиции и путем обманных маневров употребила его в пищу.

Текст для 2 группы

Дед Безымянный, проживающий по адресу: Тридесятое царство, Тридевятое государство, изба возле леса, предложил своей законной супруге - Старухе Безымянной выпечь на ужин сдобный продукт под названием "Колобок". Оценив обстановку, и учитывая отсутствие продуктов для приготовления сдобы, Старуха Безымянная дала отказ своему законному супругу. Гражданин Безымянный предложил гражданке Безымянной собрать остатки продуктов питания и приготовить запрашиваемый продукт из них.

Таким образом, гр-ка Безымянная, не вправе отказать своему законному супругу, исполняет процесс приготовления выпечки.

В целях понижения температуры испеченного продукта и облегчения процесса его потребления в пищу, гр-ка Безымянная оставляет выпечку в открытом помещении. Однако, вопреки всем законам физики, и имея целью обрести свободу, продукт питания, меняет местоположение и оказывается в лесу.

Вышеупомянутая гр-ка Безымянная не сразу обнаруживает пропажу, и поэтому не сообщает в соответствующие инстанции.

В это время, гр-нин Колобок встречает гр-нина Зайца. Гр-нин Заяц совершает покушение на ожившую сдобу.

Гр-нин Колобок успешно отвлекает внимание гр-нина Зайца, избегая тем самым дальнейших неправомерных действий со стороны нападающего на него. Аналогичная ситуация происходит и с гр-нином Волком и гр-нином Медведем.

Выбранная гр-нином Колобком тактика не срабатывает на гр-ке Лисе, которая введя в заблуждение гр-на Колобка исполняет свои угрозы, таким образом, нарушая статью 105 Уголовного Кодекса РК и подвергая себя наказанию в виде лишения свободы сроком от 6 до 15 лет.

Текст для 3 группы

Дорогие друзья! Перед нами стоит важная задача – правильное воспитание подрастающего поколения. Мы должны использовать все имеющиеся педагогические методы во благо поставленной цели. Ведь почему сбежал из дому Колобок? Вероятно, он был педагогически запущенным ребёнком, ему не хватало родительского внимания и заботы. Почему его без присмотра оставили остывать на окне одного? Почему родители не заняли своего ребёнка развивающими дидактическими играми, не уделили ему должного внимания? Где была общественность?

Колобок стремился расширить сферу жизни, того жизненного простора, в котором жил, но отсутствие жизненного опыта погубило его. О чём самом важном для себя и для других думал Колобок, когда бежал из дома в лес? Может быть, о том, что надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Педагогическая ошибка в воспитании Колобка заключалась в том, что никто не помог личности развиться. Решались бы проблемы по-новому методу, то и Колобок покатился бы не за околицу, на природу, в лес в поисках красоты, а пошёл бы в универсам, где многолюдно и безопасно для его жизни, и вернулся бы домой в целости и сохранности.

Вседозволенность Колобка привели его к непомерному хвастовству: он самонадеянно рассказывал всем, как обманул бабушку, дедушку, зайца, волка, медведя.

Так за что же наказан Колобок? Он наказан за наши педагогические ошибки! Мы не должны допустить такого впредь.

Самая большая ценность в мире — жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении — и в прошлом, и в настоящем, и в будущем...

Выступление членов группы. Взамооценивание в группе: члены группы выставляют баллы за участие в работе каждому члену группы от1 до 3 баллов

  1. Применение знаний. Групповая работа: отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Муму» преобразовать в свой (название стола в начале занятия) стиль, используя образец сказки «Колобок». Время на работу-7 минут.

Дело было к вечеру. Герасим шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Бедной собачонке было всего недели три, она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг... Всю ночь он возился с ней, укладывал ее обтирал и заснул наконец сам возле нее каким-то радостным и тихим сном.

Перед тем как выслушать выступления, предлагаю разработать критерии для оценивания.

1.Соответствие стилю.

2.Соответствие первоначальному варианту текста.

3. Творческий подход.

Выслушивание выступающих.

Взаимооценивание по критериям.

  1. Подведение итога занятия:

Игра-тест «Верю-не верю». На каждый вопрос участники отвечают да или нет.

  1. Разговорный стиль используется в повседневной жизни

  2. Различаются 5 основных стилей речи

  3. Научный стиль  воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

  4. Публицистический стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке, служит для оформления документов.

  5. Художественный стиль характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью.

  6. Целью официально-делового стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.

  7. Характерными чертами научного стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность).

  8. Характерные черты публицистического стиля — логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

  9. Жанры разговорного стиля — диалог, личные письма, личные записки, телефонные разговоры.

  10. Жанры художественного стиля— эпос, лирика, драма, эпопея, роман, повесть, рассказ

Проверка:

да

нет

да

да

нет

да

нет

да

нет

да


За каждый верный ответ – 1 балл

Подсчитайте баллы, которые вы набрали в течение занятия. По этим баллам на уроке можно выставить оценки.


  1. Рефлексия.

Нарисуйте на смайлике ваше настроение в конце занятия.

Закончите предложения.

Сегодня я узнал….

Было интересно….

Мне понравилось

Было трудно…

Я научился…

Было непонятно…



Ресурсы http://www.madamam.ru/blog/skazka-pro-kolobka-v-raznykh-stilyakh-rechi

http://festival.1september.ru/articles/515269/











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План коучинга "Стили речи"

Автор: Каргажанова Гульжан Задаевна

Дата: 12.04.2015

Номер свидетельства: 200511


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства