1. Минутка чтения. Слова в гармошке: мечта, мир, война, друг, враг, знания, лень. чтение слов, выделение первого слова, обсуждение. | Раздать карточки. Контролировать чтение Какое слово написано первым? А о чем мечтаете вы? Выслушать ответы учащихся. Многое из того о чем вы мечтаете связано с увеличением достатка в вашей семье. А что нужно делать, чтобы заработать больше? А что нужно делать, чтобы приобрести трудовые навыки? | Читают вслух хором, разворачивая гармошку. Называют слово – мечта. Говорят о своих мечтах. Трудиться. Учиться. |
2. Сообщение темы урока | Сегодня на уроке вы познакомитесь со стихотворением казахского поэта Султанмахмута Торайгырова, которое называется «Моя мечта». Продемонстрировать портрет. С какой буквы начинается имя поэта? С какой буквы начинается фамилия поэта? Назовите слова, начинающиеся с буквы «Т». | Слушают. Рассматривают. Отвечает ученик 4 уровня – далее работает по индивидуальной карточке над изученной буквой. Называют слова по цепочке. |
3. Работа над новым материалом. Кто? | Что сделал? | Отец. | Обучил арабскому языку | Мулла Мукан. | Привил любовь к литературе | Мулла из Баянаула. | Сжег стихи, заставлял работать. | Богатые люди | Не поддержали в открытии школы. | Обсуждение. | Рассказать. Султанмахмут Торайгыров родился 28 октября 1893 году в семье крестьянина-бедняка. Его мать умерла рано, он воспитывался в семье родителей матери. Отец сам учил ребенка арабскому языку. Позднее его учителем стал мулла Мукан, который был очень образованным. Он привил любовь Султанмахмуту к литературе. При нем Султанмахмут написал свои первые стихи. Позже Султанмахмут поехал учиться в медресе к мулле в г.Баянаул. Мулла из Баянаула не занимался его образованием, он заставлял мальчика работать и сжег все его стихи. Когда Султанмахмут вырвался из рук невежественного муллы он отправился учиться в г.Троицк. После стал работать учителем в ауле около Троицка. Он хотел открыть школу в родном ауле, но для этого нужны были деньги. Богатые люди не поддержали его. Главной мечтой Торайгырова было желание, чтобы его народ мог получать знания, жил в мире и добре. Продемонстрировать вторую часть таблицы. Продемонстрировать слова. Объяснить значение. Щедрый – дающий безвозмездно, не жадный. Эгоизм – черта характера, когда человек любит только себя. Достаток – прибыль, богатство. Прочитать стихотворение по музыкальное сопровождение Задать вопрос: Понравилось ли вам стихотворение? О чем мечтает Торайгыров? Указывать строфу для чтения. Задавать вопросы после прочтения каждой. Обобщать ответы и вывешивать обобщающие слова на доску. 1. Как нужно помогать друзьям? Как нужно относиться к окружающим людям? 2. Какими должны быть права у всех людей независимо от их национальности или положения в обществе? 3. Что наступит, если все граждане будут трудиться не только для себя, но и для других? 4. Что придет в дом, если вы будете учиться? 5. Что Торайгыров хочет, чтобы исчезло? 6. Что должно быть у народа, чтобы он победил. - Отметьте на своих карточках слова, которые встретились в стихотворении. Продемонстрировать правильные ответы. Продемонстрировать мультфильм. Задать вопросы. Каким был первый человечек? Каким был второй человечек? Что изменило второго человечка? Какой пришёл третий человек? Дать тему для дискуссии: «Считаете ли вы, что доброе отношение к людям приведёт к миру на Земле?» Выйдите из-за парт и разделитесь на группы, выражая свою точку зрения. | Слушают. Подбирают слова для первой части таблицы. Проговаривают словарные слова. Слушают. Высказывают свое мнение о стихотворении. Читают по четыре строки сильные учащиеся. Любя. По доброму. Равны. Мир. Достаток. Исчезло невежество. Знания. Самостоятельно отмечают слова. Проверяют. Смотрят. Отвечают. Выбирают ответ. Да, добро приведет к миру. Нет, все равно найдутся злые люди. |
5. Физминутка Это – мы, это – ты, это – я, Вместе мы одна семья. Улыбнись тому, кто слева, Улыбнись тому, кто справа. Вместе мы одна семья. | Проговаривать слова и показывать упражнения. | Повторяют за учителем. |
6. Закрепление «Кто дальше?» цепочкой по строке (все) эхом по слову(сильный - слабый) чтение предложений снизу вверх. (все) чтение перевёрнутого текста. (сильные учащиеся) повтором (слабые учащиеся) «игра в прятки» (учитель начинает – учащиеся продолжают) | Продемонстрировать упражнение. Указать способ. Контролировать чтение. Демонстрировать слайды теста. Зачитывать вопрос и варианты ответа. | Дуют на карандаш или ручку, лежащие на парте, так, чтобы они сдвинулись с места. Читают указанным способом. Выходят к доске и отмечают правильный, по их мнению, вариант ответа. |
Обобщение | Как зовут поэта, с которым вы сегодня познакомились? Как называется стихотворение? О чем мечтал С.Торайгыров. Ответьте, используя ключевые слова. | Отвечают на вопросы с опорой на ранее записанные слова: любя, по доброму, равными, мир, достаток, исчезло невежество, знания. | |
III. Итог. Домашнее задание: “Нарисуйте счастье” (прием РКМЧП)
| Предложить продолжить предложение и прикрепить сердца после местоимения мы.
Открыть закрытое слово: патриоты. О патриотизме мы поговорим на следующем уроке. Выставить оценки. Озвучить домашнее задание. | Продолжают предложения и крепят сердца. После урока мне захотелось… Я мечтаю… Я сумел(а)… На уроке было… У меня настроение … Хором читают: Мы - патриоты! | |