ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: "СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ РОДА У ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: "СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ РОДА У ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"
Цель: сформулировать общие способы выражения значения рода у имен существительных.
Использованные образовательные технологии: системно-деятельностный подход, развивающее обучение Д.Б.Эльконина –В.В.Давыдова.
УУД:коммуникативные – сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) при работе в парах;
личностные – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
регулятивные - определять круг своего незнания; графико-модельная фиксация выводов, полученных в учебной дискуссии;
познавательные – извлекать информацию, представленную в разных формах, конкретизировать способ.
Тип урока: урок конкретизации способа и решения частных задач.
Методы обучения: наблюдение, поисковый, общеклассная дискуссия
Оборудование: карточки с заготовкой таблицы, карточки с заданиями.
Методическая литература:
1. Ломакович СВ., Тимченко Л.И. Русский язык: Учебник для 4 класса начальной школы: - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.
2.Ломакович СВ., Тимченко Л.И. Обучение русскому языку в начальной школе. 4 класс: Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2003.
3. Ломакович СВ., Тимченко Л.И. Рабочая тетрадь по русскому языку, 4 класс: В 2 ч. - 6-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: "СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ РОДА У ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" »
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: "СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ РОДА У ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"
Цель: сформулировать общие способы выражения значения рода у имен существительных.
Использованные образовательные технологии: системно-деятельностный подход, развивающее обучение Д.Б.Эльконина –В.В.Давыдова.
УУД:коммуникативные – сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) при работе в парах;
личностные – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
регулятивные - определять круг своего незнания; графико-модельная фиксация выводов, полученных в учебной дискуссии;
познавательные – извлекать информацию, представленную в разных формах, конкретизировать способ.
Тип урока: урок конкретизации способа и решения частных задач.
Методы обучения: наблюдение, поисковый, общеклассная дискуссия
Оборудование: карточки с заготовкой таблицы, карточки с заданиями.
Методическая литература:
1. Ломакович СВ., Тимченко Л.И. Русский язык: Учебник для 4 класса начальной школы: - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.
2.Ломакович СВ., Тимченко Л.И. Обучение русскому языку в начальной школе. 4 класс: Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2003.
3. Ломакович СВ., Тимченко Л.И. Рабочая тетрадь по русскому языку, 4 класс: В 2 ч. - 6-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.
Ход урока
1. Актуализация знаний (рефлексия изученного)
– Какую тему мы изучаем? – Кто умеем делать сами и можем научить других?
– Хорошо знаете, как определять род имени существительного. Проверьте ошибки учеников. (На доске: овощи– ср.р.; восемь– ж.р.; вчера – ср.р.) – Чего не знают ученики нашего класса, которые так определили род? – Как научить других определять род имени существительного? (зафиксировать способ определения рода с помощью местоименных слов он, мой; она, моя; оно, моё)
2. Мотивация (создание «ситуации успеха»)
– Теперь все умеете определять род имени существительного без ошибок?
– Выполните задание: определите род у имен существительных (1 ряд– выписать слова мужского рода; 2 ряд– женского, 3 ряд– среднего):
(Работа над пониманием смысла слов в синонимических рядах)
– Что объединяет слова и в чем их различие?
– Как определяли род?
– Какая морфема выражает значение рода у имен существительных в ваших словах? (Зафиксировать на доске окончания имен существительных).
2. Постановка учебной задачи урока.
– Умеете определять значение рода и делаете это хорошо. Сыграем в игру“Угадай род имени существительного”. (На доскеслово закрыто. Открываю только окончание.)
– Определите слово какого рода я задумала: у слова окончание –а. (Дети называют слова ж.р. единственного числа (страна), м.р. (папа), ср.р. в косвенном падеже (нет богатства).
– Почему вы точно не смогли определить род задуманного слова? (недостаточно данных о слове).
Вывод: определить по окончанию род не всегда возможно, так как окончания бывают синонимичны или омонимичны.)
– Я открою другую часть слова: у слова окончание –а и суффикс –их. Теперь сможете определить род имени существительного?
(Дети приводят примеры и убеждаются в том, что все слова называют имена существительные только женского рода.).
Дети ставят задачу, определить есть ли другие суффиксы, которые выражают значение рода.
3. Анализ условий решения задачи.
Задача: определение основных суффиксов– выразителей значения рода имени существительного.
– Чего не достает для решения задачи определения суффиксов– выразителей значения рода? (нужен текст или слова-имена существительные)
(В паре доопределяют задачу (найти родовую пару предложенному слову), выделяют суффиксы, определяют род имени существительного и заполняют таблицу)
Суффиксы мужского рода
Суффиксы женского рода
Работа в паре фронтальная работа с классом заполнение таблицы на доске и индивидуальные.
Вывод: род имени существительного можно определить по окончанию и иногда по суффиксу, если слова образовано от другого слова и является его родовой парой.
Соотнесение вывода детей с правилом в учебнике с. 103
“Если слово образовано от другого существительного, то на его род могут указывать суффиксы.”
4. Конкретизация способа (применение).
– Какие теперь знаете способы определения рода имён существительных?
(Зафиксировать способы):
постановка местоименных слов он, мой; она, моя; оно, моё;
На конце слова шипящий +ь– ж.р.; без мягкого знака –м.р.)
а) Определите род известными способами в сказочных словах: корниха, буртель, вилник, парыня, морощь, грубен, лапироч, расутьё.
– определение по суффиксу: корниха– ж.р., буртель– м.р., вилник– м.р, парыня– ж.р., – определение по ш+ или – ь: морощь-ж.р., лапироч– м.р. – определение по окончанию: расутьё– ср.р.
Учебный диалог-доказательство рода.
б) Сам Самыч тоже учится с нами. Он узнал про суффиксы, которые выражают значение рода и образовал такие родовые пары. Верно, ли он использовал суффиксы для словообразования?
Бык – бычиха, Баран – баранка Петух – петушка
Селезень – селезенка Медведь – медведка
Вывод: способ словообразования верный, но у этих имён существительных нет родовых пар.
5.Итоговая рефлексия
– Кем занимались на уроке? – Что нового узнали? – Какие существуют способы определения значения рода? – Где было трудно? Интересно? – Чему можете научить других? – Как вы это будете делать?