kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: "СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ РОДА У ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформулировать общие способы выражения значения рода у имен существительных.

Использованные образовательные технологии: системно-деятельностный подход, развивающее обучение Д.Б.Эльконина –В.В.Давыдова.

УУД: коммуникативные – сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) при работе в парах;

          личностные – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

          регулятивные - определять круг своего незнания; графико-модельная фиксация выводов, полученных в учебной дискуссии;

          познавательные  – извлекать информацию, представленную в разных формах, конкретизировать способ.

Тип урока: урок конкретизации способа и решения частных задач.

Методы обучения: наблюдение, поисковый, общеклассная дискуссия

Оборудование: карточки с заготовкой таблицы, карточки с заданиями.

Методическая литература:

1. Ломакович СВ., Тимченко Л.И. Русский язык: Учебник для 4 класса начальной школы: - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.

2.Ломакович СВ., Тимченко Л.И. Обучение русскому языку в на­чальной школе. 4 класс: Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2003.

3. Ломакович СВ., Тимченко Л.И. Рабочая тетрадь по русскому языку, 4 класс: В 2 ч. - 6-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: "СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ РОДА У ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" »

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: "СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ РОДА У ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"

Цель: сформулировать общие способы выражения значения рода у имен существительных.

Использованные образовательные технологии: системно-деятельностный подход, развивающее обучение Д.Б.Эльконина –В.В.Давыдова.

УУД: коммуникативные – сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) при работе в парах;

личностные – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

регулятивные - определять круг своего незнания; графико-модельная фиксация выводов, полученных в учебной дискуссии;

познавательные – извлекать информацию, представленную в разных формах, конкретизировать способ.

Тип урока: урок конкретизации способа и решения частных задач.

Методы обучения: наблюдение, поисковый, общеклассная дискуссия

Оборудование: карточки с заготовкой таблицы, карточки с заданиями.

Методическая литература:

1. Ломакович СВ., Тимченко Л.И. Русский язык: Учебник для 4 класса начальной школы: - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.


2.Ломакович СВ., Тимченко Л.И. Обучение русскому языку в на­чальной школе. 4 класс: Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2003.


3. Ломакович СВ., Тимченко Л.И. Рабочая тетрадь по русскому языку, 4 класс: В 2 ч. - 6-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.







Ход урока

1. Актуализация знаний (рефлексия изученного)

– Какую тему мы изучаем?
– Кто умеем делать сами и можем научить других?

– Хорошо знаете, как определять род имени существительного. Проверьте ошибки учеников. (На доске: овощи– ср.р.; восемь– ж.р.; вчера – ср.р.)
– Чего не знают ученики нашего класса, которые так определили род?
– Как научить других определять род имени существительного? (зафиксировать способ определения рода с помощью местоименных слов он, мой; она, моя; оно, моё)

2. Мотивация (создание «ситуации успеха»)

– Теперь все умеете определять род имени существительного без ошибок?

– Выполните задание: определите род у имен существительных (1 ряд– выписать слова мужского рода; 2 ряд– женского, 3 ряд– среднего):

– гнев, ярость, бешенство
– дорога, путь, направление
– тишь, штиль, затишье

(Работа над пониманием смысла слов в синонимических рядах)

– Что объединяет слова и в чем их различие?

– Как определяли род?

– Какая морфема выражает значение рода у имен существительных в ваших словах? (Зафиксировать на доске окончания имен существительных).

2. Постановка учебной задачи урока.

– Умеете определять значение рода и делаете это хорошо. Сыграем в игру “Угадай род имени существительного”. (На доске слово закрыто. Открываю только окончание.)

– Определите слово какого рода я задумала: у слова окончание –а. (Дети называют слова ж.р. единственного числа (страна), м.р. (папа), ср.р. в косвенном падеже (нет богатства).

– Почему вы точно не смогли определить род задуманного слова? (недостаточно данных о слове).

Вывод: определить по окончанию род не всегда возможно, так как окончания бывают синонимичны или омонимичны.)

– Я открою другую часть слова: у слова окончание –а и суффикс –их. Теперь сможете определить род имени существительного?

(Дети приводят примеры и убеждаются в том, что все слова называют имена существительные только женского рода.).

Дети ставят задачу, определить есть ли другие суффиксы, которые выражают значение рода.

3. Анализ условий решения задачи.

Задача: определение основных суффиксов– выразителей значения рода имени существительного.

– Чего не достает для решения задачи определения суффиксов– выразителей значения рода? (нужен текст или слова-имена существительные)

(Детям выданы карточки: “Гусь– …, индюк– …, волк – волчица , слон – …. , ученик– …, … – учительница, красноярец– … , цыган– …”)

(В паре доопределяют задачу (найти родовую пару предложенному слову), выделяют суффиксы, определяют род имени существительного и заполняют таблицу)

Суффиксы мужского рода

Суффиксы женского рода

 

 

Работа в паре фронтальная работа с классом заполнение таблицы на доске и индивидуальные.

Вывод: род имени существительного можно определить по окончанию и иногда по суффиксу, если слова образовано от другого слова и является его родовой парой.

Соотнесение вывода детей с правилом в учебнике с. 103

“Если слово образовано от другого существительного, то на его род могут указывать суффиксы.”

4. Конкретизация способа (применение).

– Какие теперь знаете способы определения рода имён существительных?

(Зафиксировать способы):

постановка местоименных слов он, мой; она, моя; оно, моё;

Окончания – а, я-, нулевое – ж.р ; Нулевое– м.р.; -о, -е– ср.р.;

  • Суффиксы: -их, – ын, -иц, -кж.р; -тель, -ец-, -арь, -чикм.р.;

  • На конце слова шипящий +ьж.р.; без мягкого знака –м.р.)

а) Определите род известными способами в сказочных словах: корниха, буртель, вилник, парыня, морощь, грубен, лапироч, расутьё.

– определение по суффиксу: корниха– ж.р., буртель– м.р., вилник– м.р, парыня– ж.р.,
– определение по ш+ или – ь: морощь-ж.р., лапироч– м.р.
– определение по окончанию: расутьё– ср.р.

Учебный диалог-доказательство рода.

б) Сам Самыч тоже учится с нами. Он узнал про суффиксы, которые выражают значение рода и образовал такие родовые пары. Верно, ли он использовал суффиксы для словообразования?

Бык – бычиха,
Баран – баранка
Петух – петушка

Селезень – селезенка
Медведь – медведка

Вывод: способ словообразования верный, но у этих имён существительных нет родовых пар.

5.Итоговая рефлексия

– Кем занимались на уроке?
– Что нового узнали?
– Какие существуют способы определения значения рода?
– Где было трудно? Интересно?
– Чему можете научить других?
– Как вы это будете делать?

6. Домашнее задание. Упр. 131.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дышленко Ольга Ивановна

Дата: 22.06.2015

Номер свидетельства: 220995


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства