Презентация к уроку " Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях" предназначена для обобщения данной темы и подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ. Презентация состоит из 2 частей: теории и практики. В основном уделяется внимание на трудности выполнения задания А21.Рассматривается отличие вводных конструкций от других слов в предложении( значит.однако,наконец).В конце проводится тестовый тренинг.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока " Разряды имен прилагательных" »
Задачи урока:
1)обучающая-повторение и систематизация материала о вводных конструкциях, отработка умения отличать вводные слова от членов предложения, подготовка к ЕГЭ;
2) развивающая-развитие навыков пунктуационного анализа предложений с вводными конструкциями, развитие умений нахождения вводных слов и их использования при построении собственного высказывания;
2) Мрачная сталинская эпоха, о которой написаны сотни различных произведений, в творчестве В. Шаламова выглядит особенно страшной.
5) Олимпиада, которая начнется в 2014 году в Сочи, снова будет праздником силы, красоты, мужества.
6)Доверься врачу, который приготовит тебе это лекарство.
1. Устная орфоэпическая разминка (А1)
Диспансер
Договор
Донельзя
Доску
Исчерпать
Поставьте ударение в словах
Диспансер
Договор
Донельзя
Доску
Исчерпать
1. Орфоэпический словарь
сирОты, им.п.мн.ч., ударение во всех формах мн.ч.только на 2-ом слоге
срЕдства, им.п.мн.ч.
стАтуя
столЯр,
созЫв,
тамОжня
тОрты, тОртов
2. Орфографическая разминка
А15. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю?
1) они просмотр..т, (не)дремл..щий щенок
2) бор..щиеся отряды, нас (не)догон..т
3) долго (не)та..щий снег, стел..щийся туман
4) они кол..т дрова, стро..щийся дом
3
А15. В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква?
1) они кле..т, (не)мысл...мый поступок
2) (не)дума..щий ни о чём, они мес..т тесто
3) (не)навид..щий ложь, родители (не) колебл..тся
4)пряч..щий ключ, (не)завис..щий от обстоятельств
1
Русский ученый - лингвистПешковский А.М. считал,что вводные конструкции - это
Какие слова (конструкции)называются вводными?
В в о д н ы е с л о в а— это словаили сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он сообщает.
Вводные конструкции в заданиях ЕГЭ-2011
Умение
производить
пунктуацион-
ный анализ
простого
предложения
Умение
находить и
использовать
в речи
языковые
средства
10
Трудности выполнения задания А21
Трудности
Пути их преодоления
Отличие вводных слов от служебных частей речи, а также от некоторых слов – членов предложения
Запомните слова, которые НИКОГДА не употребляются в роли вводных слов
Разграничение одних и тех же форм в роли вводных слов и в роли членов предложения
Определите синтаксическую роль слов (конструкций)
Определение синтаксической роли слов:ОДНАКО, НАКОНЕЦ, ВООБЩЕ, ЗНАЧИТ, ТОЧНЕЕ , СОБСТВЕННО, ВЕРНЕЕ и др.
Определи лексическое значение слова путём подбора синонима
10
Обратите внимание!
Не являются вводнымии не выделяются запятыми слова и словосочетания:
как раз,
к тому же,
по решению,
по представлению,
поэтому,
вдобавок,
в конечном счете,
небось,
как будто
якобы,
словно,
даже,
едва ли,
вдруг,
буквально,
будто,
ведь,
вряд ли,
все-таки,
Отличие вводных слов (конструкций) от других слов в предложении
Члены предложения связаны между собой синтаксической связью, поэтому к каждому из них можнопоставить вопрос от другого члена предложения.
что делает?
Она кажется утомленной.
Вводные слова (конструкции)НЕ ЯВЛЯЮТСЯчленами предложения, поэтому к нимНЕЛЬЗЯ поставить вопрос, их можно опустить или перенести в другую часть предложения.
Я, кажется, вас поняла.
Слово«ОДНАКО»
В началепредложенияили второй части ССП
однако = ноине является вводным
В середине или в концепредложенияявляется вводными выделяется запятыми
Долго,однако, нам пришлось тебя ждать. Ты опоздал,однако.
Однако(=но)письмо он так и не получил.
Слово«НАКОНЕЦ»
НАКОНЕЦ = «под конец», «напоследок», «в результате всего».Можно прибавить частицу-то:
указывает насвязь мыслейи завершает собой перечислениеНАКОНЕЦ = «и ещё»
А.П.Чехов был драматургом, новеллистом и,наконец, образцом самовоспитания.
Он долго ждал вызова из училища, не спал,нервничал
как?
инаконец (-ТО)дождался.
_ . _. _ . _
15
Слово«ВООБЩЕ»
вообще =«в общем», «всегда», «совсем», «в целом», «ни при каких условиях», «во всех отношениях»
вообще = «вообще говоря»
Вообще, мне хотелось бы услышать эту историю из твоих уст.
Ты менявообщене жди
как?
_ . _. _ . _._._
Слово«ЗНАЧИТ»
значит = «означает»
или стоит между подлежащим и сказуемым
значит = «стало быть», «следовательно»
Над уроками ты сидишь редко,значит, вряд ли следует ждать хороших результатов. Ты,значит, к поезду не успел?
Твоё доброе отношение к моим детям значит для меня очень многое.
Отвечать грубо — значит показывать свою невоспитанность.
А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Когда (1) наконец (2) явилось солнце и разогрело землю, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.
1) 1, 2
2) 3, 4
3) 1, 2, 3, 4
4) 2, 3, 4
2
А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Учитель (1) очевидно (2) был прекрасно образован и начитан. По мнению многих (3) его влияние на учеников было (4) очевидно.
1) 3, 4
2) 1, 2, 3
3) 1, 2, 3, 4
4) 1, 3, 4
2
А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В VIII веке н.э. Римская империя (1) как известно (2) прекратила свое существование. Однако (3) это был лишь этап в истории Рима. Недаром (4) Рим называли не только Великим, но и Вечным.
1) 1, 2, 3, 4
2) 2, 3
3) 3, 4
4) 1, 2
4
А21В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мне (1) к счастью (2) пришлось играть в пьесах Чехова одну роль по несколько сот раз, но я (3) вряд ли (4) вспомню спектакль, во время которого не вскрылись бы в моей душе новые ощущения, а в самом произведении — новые глубины или тонкости, которые (5) представьте себе (6) не были мною раньше замечены.
1) 1, 2, 3, 4, 5, 6
2) 1, 2, 3, 4
3) 1, 2, 5, 6
4) 3, 4, 5, 6
3
А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Есть люди, о которых говорят: «Это (1) несомненно (2) человек слова!» Значит (3) на такого человека можно положиться — он (4) как считают (5) выполнит свое обещание без напоминания.
1) 1, 2, 4,5
2) 1, 2, 3, 4, 5
3) 3, 4, 5
4) 1, 2, 3
2
А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Слушателей изумила (1) правда (2) об их прошлом, так неожиданно услышанная. Однако (3) рассказчик заметил, что некоторых она (4) конечно (5) очень смутила.
1) 1, 2
2) 4, 5
3) 3
4) 1, 2, 3, 4, 5
2
А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В такой тишине, когда без кузнечика в траве в своих собственных ушах (1) казалось (2) пели кузнечики (3) наверное (4) с березы, затертой высокими елями, слетел медленно вниз желтый листик.
1) 1, 2
2) 2, 3
3) 3, 4
4) 1, 2, 3, 4
4
А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
За широким полем (1) вероятно (2) большое озеро. Оно (3) видно (4) издалека и (5) кажется (6) узкой синей полоской.
(1)Зависть – это болезнь. (2)Сравнивая себя с другим человеком, мы заранее признаем свое поражение, ведь сильному человеку никогда не припридет в голову сравнивать себя со слабым. (3)На мой взгляд, для того чтобы быть совершенным, человеку достаточно быть собой.(4)Идя своей дорогой, не оглядываясь на успехи других, не примеривая себе одежды с чужого плеча, сравнивая свои успехи сегодня с теми, что были вчера, человек оказывается неподвластным этому горькому чувству. (5)Но, с другой стороны, можно чувство зависти сделать источником для своего личностного роста. (6)Видя, как другие успешно применяют свои способности и имеющиеся возможности, напрячь все свои силы, помериться силами с судьбой и прыгнуть выше головы – разумное занятие для достойного человека.
(Д. С. Лихачев)
Напишите фрагмент сочинения, используя вводные слова
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем текста.
Сформулируйте позицию автора.
Считаю, на мой взгляд, думаю, по-моему, несомненно, как мне кажется и т.д.
Выскажите своё мнение по проблеме, поднятой Д.С. Лихачёвым. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.
По мнению автора, бесспорно,
надо полагать,
кроме того,
с одной стороны, с другой стороны и т.д.
Несомненно, конечно, например, допустим, вообще говоря, словом и т.д.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) – знаменитый
русский филолог, публицист, автор 500 научных и около 600