Предлагается разработка урока с презентацией для 6 класса по теме "Повторение изученного в 5 классе об имени существительном". Конспект данного урока можно использовать как при групповой работе, так и при парной работе с учащимися на уроке. Предлагается презинтация к уроку. Так как данный урок повторения, тип урока комбинированный.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку в 6 классе. »
Класс:6Дата:18.11.2014
Тема: Повторение изученного в 5 классе об имени существительном
Цель: Цели урока:
I. Обучающие:
1. обобщить и расширить сведения о существительном как части речи;
2. повторить морфологические признаки имени существительного;
3. уметь определять синтаксическую роль существительного в предложении;
4. закрепить навыки правильного написания имен существительных с изученными орфограммами
ILРазвивающие:
• создать мотивационную основу для восприятия учебного материала;
• формирование и развитие коммуникативных умений школьников, развитие связной речи, мышления;
III. Воспитательные:
• воспитание культуры общения, уважения к собеседнику и учителям;
• воспитание интереса к русскому языку и информатике.
Задачи:
1. Видеть, слышать, находить имена существительные.
2. Знать, грамматические значения имени существительного.
3. Правильно писать и безошибочно употреблять существительные в своей речи.
Тип урока:комбинированный
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие. Пожелание доброго дня.
2. Работа по теме урока.
1) Беседа с учащимися
- К. Г. Паустовский утверждал: « Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».
- Как вы думаете, ребята, а к какой части речи прежде всего относятся слова К.Г.Паустовского?
- Правильно, ведь в русском языке на каждые сто слов приходится 40 имен существительных. Недаром Л.Успенский говорит: «Имя существительное - хлеб языка». -
- Мы с вами уже знакомы с этой частью речи. Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? ( Повторять и обобщать)
- Правильно.
- Давайте запишем тему урока: Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе», определим его цели и задачи. (Формулирование целей и задач урока).
2) Словарный диктант.
Среди имен существительных много таких, написание которых надо запомнить. Сейчас мы напишем словарный диктант, состоящих из одних существительных. К доске пойдет (ученик), остальные работают в тетрадях. Я буду контролировать правильность написания диктанта.
- Ученик хорошо справилась с этим заданием, проверьте, ребята, чтобы у вас не было ошибок в написании этих слов.
- Ребята, а что обозначают имена существительные?
- Имена существительные обозначают предмет.
Ученик: Обозначать предмет - это основное значение существительного. Под предметом в русском языке подразумевают все слова, отвечающие на вопросы «кто?» или «что?».
- Среди существительных есть такие, которые обозначают действие как предмет и признак как предмет. Задание: продолжите тематические классы слов.
1. Бег, выстрел,....
2. Белизна, сырость,....
Учитель. Какой можно сделать вывод? {Как бы не различались имена существительные по лексическому значению, у них есть общее грамматическое значение.) Какое? {Значение предмета)
(Учитель: Настало время повторить морфологические признаки существительного. Вспомнить все морфологические признаки поможет нам схема морфологического разбора.)
I. Начальная форма, т.е. Им.п. ед.ч.
П. Пост, признаки: собственное/нарицательное; одушевленное/неодушевленное; род, склонение.
III. Непостоянные признаки: падеж, число
IV. Синтаксическая роль
Учитель: Среди постоянных признаков существительных выделяются собственные и нарицательные. Вы помните, какие существительные мы называем собственными, какие -нарицательными? Давайте проверим во время игры. Игра «Третье лишнее»
Учитель: Вы хорошо справились с этим заданием. От себя же могу добавить, что многие имена собственные могут переходить в нарицательные, напр. Слова галифе, маузер, пломбир произошли от фамилий людей, их придумавших. Этот процесс идет и в обратном направлении.
Учитель : Следующим пунктом в нашем разборе идет категория одушевленности / неодушевленности
- На какой вопрос отвечают существительные одушевленные, а неодушевленные?
Учитель: А еще наши предки видели мир не так, как мы, и считали
одушевленными траву, деревья, цветы. А сейчас одушевленными считаются только люди,
животные, насекомые. Поэтому так трудно разграничить одушевленные и
неодушевленные существительные.
Учитель: А теперь давайте вспомним постоянный признак имени существительного - род. У меня для вас есть стишок-подсказка.
СТИШОК - ПОДСКАЗКА:
Женский род запомню я
И скажу: «Она - моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он - мой».
Средний род - оно - моё!
Это правило твоё.
Если вы хорошо умеете определять род имен существительных, то без труда выполните следующее задание
Учитель : мы вспомнили о родах, смело можем говорить о склонении.
А что такое склонение? ( Изменение существительных по падежам называется склонением, а совокупность падежных окончаний помогает нам отнести слово к одному из трех склонений)
Учитель : Посмотрите на экран и запиши имена существительные в три столбика в зависимости от склонения.
Учитель: настало время поговорить об непостоянных признаках имен существительных.
Учитель: Раз уж мы сказали, что склонение - это изменение по падежам, давайте вспомним падежи вместе с падежными вопросами. Внимание на экран.
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать его...................
Родился - и стал...............Первое слово, которое он выучил, было «на», он очень любил со
всеми делиться, раздавать всё. что имел, и его называли................ Но он был большим
озорником, за проделки его винили, и он стал...............Потом подрос, начал творить
добрые дела и стал называться................. Он всем предлагал свою помощь, о нём
заговорили и называли теперь............
Учитель: Вы знаете названия падежей, но легко ли определяете падеж? Проверим! Я читаю стихотворение, вы выписываете из него только слово дорожка и определяете, в каком падеже стоит это слово.
Дорожка домой
Мне мила с детских лет,
Дорожки знакомей, красивее нет!
И если б зашёл я,
Не знаю куда,
Дорожку домой
Отыскал бы всегда
На этой дорожке
И в трудные дни
Я пел бы без устали
Песни свои.
(Высвечивается следующий слайд, уч-ся по-очереди называют падеж имен
существительных).
Учитель: Посмотрите на предложение. Чего тебе надобно, старче? Можете ли вы
определить падеж выделенного слова? Каким современным словом заменим?
(Учитель: Этот падеж называется звательным, он использовался нашими предками специально для обращения к какому-нибудь лицу. Современный вариант - старик)
Физкультминутка
Продолжаем урок.
Учитель:
- Ребята, в чем разница между существительными «карандаш» и «карандаши»? Значит нам осталось поговорить о категории числа имен существительных. Все существительные могут быть в единственном и множественном числе? (Существительные изменяются по числам, но есть существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числаО
- Приведите примеры (ед ч.:листва, молодежь, мн.ч. сани щипцы,) Сколько форм имеют такие существительные (Вдвое меньше: 6 вместо 12).
Учитель: Очень часто нам трудно образовать форму родительного падежа
множественного числа. У Зощенко даже есть рассказ на эту тему : «Как правильно
сказать: пять кочергов или кочерег, а может быть кочережек?»
Помочь запомнить написание слов в Р.п. мн.ч. поможет «мнемоника» - «искусство
запоминания», когда то, что необходимо запомнить , облекается в рифмованные строки.
Это не стихи, в них нет образности, но они дают возможность выучить нужное правило,
например:
В детской сказке колобок
По траве катиться мог
Без ботинок, без сапог,
Без носков и без чулок.
Или
Шесть гектаров апельсинов Яблок, груш и мандаринов. Баклажанов - грядок пять, Помидоров - не собрать!
- А теперь проверим, как вы умеете хорошо слушать. Слова, прозвучавшие в стихотворении, вы должны вспомнить и правильно образовать от них форму Р.п. мн.ч. (учащиеся выполняют работу в тетрадях с последующей взаимопроверкой) Практическая исследовательская работа
Учитель: Прочитайте внимательно предложения, сделайте разбор каждого, проанализируйте, какую роль играет существительное дерево в каждом предложении, и сделайте вывод. (Учащиеся работают по цепочке у доски
Дерево поднялось выше дома
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной.
Сосна - это хвойное дерево.
Из-за редких деревьев вырисовывались белоснежные корпуса домов.
Вывод: существительное может выспупать в роли любого члена предложения.
VII. Рефлексия. Подходит к концу наш урок. Поднимите, пожалуйста, руки те, кому показалось, что урок длился дольше, чем обычно? А кто почувствовал, что урок прошёл быстрее, чем обычно? У кого за время урока снизилось, ухудшилось настроение? А у кого повысилось, стало лучше? Кто из вас очень устал? А у кого прибавилось сил? Определите одним словом или короткой фразой ваше душевное состояние сейчас.