kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагается разработка урока с презентацией для 6 класса по теме "Повторение изученного в 5 классе об имени существительном". Конспект данного урока можно использовать как при групповой работе, так и при парной работе с учащимися на уроке. Предлагается презинтация к уроку. Так как данный урок повторения, тип урока комбинированный.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку в 6 классе. »

Класс:6 Дата:18.11.2014

Тема: Повторение изученного в 5 классе об имени существительном


Цель: Цели урока:


I. Обучающие:

1. обобщить и расширить сведения о существительном как части речи;

2. повторить морфологические признаки имени существительного;

3. уметь определять синтаксическую роль существительного в предложении;

4. закрепить навыки правильного написания имен существительных с изученными орфограммами

IL Развивающие:

• создать мотивационную основу для восприятия учебного материала;

• формирование и развитие коммуникативных умений школьников, развитие связной речи, мышления;

III. Воспитательные:

• воспитание культуры общения, уважения к собеседнику и учителям;

• воспитание интереса к русскому языку и информатике.


Задачи:

1. Видеть, слышать, находить имена существительные.

2. Знать, грамматические значения имени существительного.

3. Правильно писать и безошибочно употреблять существительные в своей речи.


Тип урока: комбинированный

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие. Пожелание доброго дня.


2. Работа по теме урока.

1) Беседа с учащимися

- К. Г. Паустовский утверждал: « Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».

- Как вы думаете, ребята, а к какой части речи прежде всего относятся слова К.Г.Паустовского?

- Правильно, ведь в русском языке на каждые сто слов приходится 40 имен существительных. Недаром Л.Успенский говорит: «Имя существительное - хлеб языка». -

- Мы с вами уже знакомы с этой частью речи. Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? ( Повторять и обобщать)

- Правильно.

- Давайте запишем тему урока: Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе», определим его цели и задачи. (Формулирование целей и задач урока).

2) Словарный диктант.

Среди имен существительных много таких, написание которых надо запомнить. Сейчас мы напишем словарный диктант, состоящих из одних существительных. К доске пойдет (ученик), остальные работают в тетрадях. Я буду контролировать правильность написания диктанта.

Апельсин, аппетит, аромат, бульон, бутерброд, винегрет, завтрак, калач, крыжовник, морковь, ветчина, вермишель, котлета, макароны, пельмени.

- Ученик хорошо справилась с этим заданием, проверьте, ребята, чтобы у вас не было ошибок в написании этих слов.

- Ребята, а что обозначают имена существительные?

- Имена существительные обозначают предмет.

Ученик: Обозначать предмет - это основное значение существительного. Под предметом в русском языке подразумевают все слова, отвечающие на вопросы «кто?» или «что?».

- Среди существительных есть такие, которые обозначают действие как предмет и признак как предмет. Задание: продолжите тематические классы слов.

1. Бег, выстрел,....

2. Белизна, сырость,....

Учитель. Какой можно сделать вывод? {Как бы не различались имена существительные по лексическому значению, у них есть общее грамматическое значение.) Какое? {Значение предмета)

(Учитель: Настало время повторить морфологические признаки существительного. Вспомнить все морфологические признаки поможет нам схема морфологического разбора.)

I. Начальная форма, т.е. Им.п. ед.ч.

П. Пост, признаки: собственное/нарицательное; одушевленное/неодушевленное; род, склонение.

III. Непостоянные признаки: падеж, число

IV. Синтаксическая роль

Учитель: Среди постоянных признаков существительных выделяются собственные и нарицательные. Вы помните, какие существительные мы называем собственными, какие -нарицательными? Давайте проверим во время игры. Игра «Третье лишнее»

Учитель: Вы хорошо справились с этим заданием. От себя же могу добавить, что многие имена собственные могут переходить в нарицательные, напр. Слова галифе, маузер, пломбир произошли от фамилий людей, их придумавших. Этот процесс идет и в обратном направлении.

Учитель : Следующим пунктом в нашем разборе идет категория одушевленности / неодушевленности

- На какой вопрос отвечают существительные одушевленные, а неодушевленные?

Учитель: А еще наши предки видели мир не так, как мы, и считали

одушевленными траву, деревья, цветы. А сейчас одушевленными считаются только люди,

животные, насекомые. Поэтому так трудно разграничить одушевленные и

неодушевленные существительные.

Учитель: А теперь давайте вспомним постоянный признак имени существительного - род. У меня для вас есть стишок-подсказка.

СТИШОК - ПОДСКАЗКА:

Женский род запомню я

И скажу: «Она - моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он - мой».

Средний род - оно - моё!

Это правило твоё.

Если вы хорошо умеете определять род имен существительных, то без труда выполните следующее задание

Учитель : мы вспомнили о родах, смело можем говорить о склонении.

А что такое склонение? ( Изменение существительных по падежам называется склонением, а совокупность падежных окончаний помогает нам отнести слово к одному из трех склонений)

Учитель : Посмотрите на экран и запиши имена существительные в три столбика в зависимости от склонения.

Учитель: настало время поговорить об непостоянных признаках имен существительных.

Учитель: Раз уж мы сказали, что склонение - это изменение по падежам, давайте вспомним падежи вместе с падежными вопросами. Внимание на экран.

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать его...................

Родился - и стал...............Первое слово, которое он выучил, было «на», он очень любил со

всеми делиться, раздавать всё. что имел, и его называли................ Но он был большим

озорником, за проделки его винили, и он стал...............Потом подрос, начал творить

добрые дела и стал называться................. Он всем предлагал свою помощь, о нём

заговорили и называли теперь............

Учитель: Вы знаете названия падежей, но легко ли определяете падеж? Проверим! Я читаю стихотворение, вы выписываете из него только слово дорожка и определяете, в каком падеже стоит это слово.

Дорожка домой

Мне мила с детских лет,

Дорожки знакомей, красивее нет!

И если б зашёл я,

Не знаю куда,

Дорожку домой

Отыскал бы всегда

На этой дорожке

И в трудные дни

Я пел бы без устали

Песни свои.

(Высвечивается следующий слайд, уч-ся по-очереди называют падеж имен

существительных).

Учитель: Посмотрите на предложение. Чего тебе надобно, старче? Можете ли вы

определить падеж выделенного слова? Каким современным словом заменим?

(Учитель: Этот падеж называется звательным, он использовался нашими предками специально для обращения к какому-нибудь лицу. Современный вариант - старик)

Физкультминутка

Продолжаем урок.

Учитель:

- Ребята, в чем разница между существительными «карандаш» и «карандаши»? Значит нам осталось поговорить о категории числа имен существительных. Все существительные могут быть в единственном и множественном числе? (Существительные изменяются по числам, но есть существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числаО

- Приведите примеры (ед ч.:листва, молодежь, мн.ч. сани щипцы,) Сколько форм имеют такие существительные (Вдвое меньше: 6 вместо 12).

Учитель: Очень часто нам трудно образовать форму родительного падежа

множественного числа. У Зощенко даже есть рассказ на эту тему : «Как правильно

сказать: пять кочергов или кочерег, а может быть кочережек?»

Помочь запомнить написание слов в Р.п. мн.ч. поможет «мнемоника» - «искусство

запоминания», когда то, что необходимо запомнить , облекается в рифмованные строки.

Это не стихи, в них нет образности, но они дают возможность выучить нужное правило,

например:

В детской сказке колобок

По траве катиться мог

Без ботинок, без сапог,

Без носков и без чулок.

Или

Шесть гектаров апельсинов Яблок, груш и мандаринов. Баклажанов - грядок пять, Помидоров - не собрать!

- А теперь проверим, как вы умеете хорошо слушать. Слова, прозвучавшие в стихотворении, вы должны вспомнить и правильно образовать от них форму Р.п. мн.ч. (учащиеся выполняют работу в тетрадях с последующей взаимопроверкой) Практическая исследовательская работа

Учитель: Прочитайте внимательно предложения, сделайте разбор каждого, проанализируйте, какую роль играет существительное дерево в каждом предложении, и сделайте вывод. (Учащиеся работают по цепочке у доски

Дерево поднялось выше дома

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной.

Сосна - это хвойное дерево.

Из-за редких деревьев вырисовывались белоснежные корпуса домов.

Вывод: существительное может выспупать в роли любого члена предложения.

VII. Рефлексия. Подходит к концу наш урок. Поднимите, пожалуйста, руки те, кому показалось, что урок длился дольше, чем обычно? А кто почувствовал, что урок прошёл быстрее, чем обычно? У кого за время урока снизилось, ухудшилось настроение? А у кого повысилось, стало лучше? Кто из вас очень устал? А у кого прибавилось сил? Определите одним словом или короткой фразой ваше душевное состояние сейчас.

Итог урока

Оценки за урок. Домашнее задание.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе.

Автор: Шамгунова Гулия Сагидулловна

Дата: 16.04.2015

Номер свидетельства: 201999


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства