kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по русскому языку на тему: «Буквы Ь и Ъ », 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Тема: Буквы Ь и Ъ», урок 7.
  2. Базовый учебник: Разумовская М.М., Лекант П.А. «Русский язык» 6 класс.
  3. Цель урока: знать и безошибочно употреблять ь  как разделительный, как показатель грамматической формы ( 3 склонение сущ., глаг.,  нареч.), для обозначения мягкости согласных; ъ как разделительный. Сформировать способность определять, когда ставится разделительный знак, и дифференцировать условия употребления ь и ъ разделительных.
  4. Задачи:

Образовательные:

  • формирование умений  писать  слова с разделительными ъ и ь знаками, обозначать орфограмму;
  • различать написания с разделительным ъ и разделительным ь, объяснять          выбор разделительного знака;
  • развитие умения различать в звучащей речи отдельные звуки, слышать звук й.

Воспитательные:

  • формирование умения работать в парах;
  • воспитывать самостоятельность, организованность.

Развивающие:

  • развивать речь, мышление, познавательные интересы;
  • развивать умение работать с ЭОР

Тип урока: повтор.-обобщающий

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку на тему: «Буквы Ь и Ъ », 7 класс»

План-конспект урока на тему

«Буквы Ь и Ъ з»


  1. Кузьменко Н.И.

  2. Место работы: г. Гатчина. МОУ №8 «Центр образования»

  3. Должность: учитель русского языка и литературы

  4. Предмет: русский язык.

  5. Класс: 6

  6. Тема: Буквы Ь и Ъ», урок 7.

  7. Базовый учебник: Разумовская М.М., Лекант П.А.. «Русский язык» 6 класс.

  8. Цель урока: знать и безошибочно употреблять ь как разделительный, как показатель грамматической формы ( 3 склонение сущ., глаг., нареч.), для обозначения мягкости согласных; ъ как разделительный. Сформировать способность определять, когда ставится разделительный знак, и дифференцировать условия употребления ь и ъ разделительных.

  9. Задачи:

Образовательные:

  • формирование умений писать слова с разделительными ъ и ь знаками, обозначать орфограмму;

  • различать написания с разделительным ъ и разделительным ь, объяснять выбор разделительного знака;

  • развитие умения различать в звучащей речи отдельные звуки, слышать звук й.

Воспитательные:

  • формирование умения работать в парах;

  • воспитывать самостоятельность, организованность.

Развивающие:

  • развивать речь, мышление, познавательные интересы;

  • развивать умение работать с ЭОР;

  1. Тип урока: повтор.-обобщающий

  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

  3. Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор.

  4. Структура и ход урока русского языка.

Этап урока

Название

ис­пользуемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные

дейст­вия (УУД)

Время (в мин)

1

Самоопределение к учебной дея­тельности


1. Прежде чем начать урок, соз­дадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настрое­ние начинается с улыбки. Улыбни­тесь друг другу, подарите и мне свои улыбки, Улыбка всегда располагает нас к приятному обще­нию. Сегодня вы будете работать в парах.

А, сейчас про­верь, дружок.

Ты готов начать урок?


  1. Разминка для пальцев.

Подготовка класса к работе.











Дети выполняют разминку.

Коммуникатив­ные: планирова­ние учебного со­трудничества с учителем и свер­стниками;

личностные : самоопределение;

готовность и спо­собность обу­чающихся к са­моразвитию..

1-2


Проверка дом. задания


1. Употребление прописных букв


Назван.

Имена, Географ. журнал.

отчества, назван. книг и

фамилии ( города, т.д.

реки и т.д.)

2.Словарный диктант: ЗСП-1

Учитель диктует слово


Дети выходят к доске и записывают по 5 примеров







Записывают словосочетание с данным словом, выделяет корень:

Давить,

Отчество,

Консультировать,

Театр,

тревога


2










2

2

Актуализация знаний и фикса­ция затруднения в деятельности.

Формирование темы и целей урока.






















































Слайд 1,2,3,4,5 «Правила право­писания раздели­тельных Ъ и Ь знаков».


1.Словарная ра­бота.

- запишите слова с буквой Ь.


- первый день не­дели;

- южное плодовое дерево;

- морское живот­ное;

- у двух матерей по пять сыновей, одно имя всем;

- одной рукой всех встречает, другой всех про­вожает;

- название кус­тарника.


- Что объединяет все эти слова?



- На какую орфо­грамму эти слова?


2. Прослушивание стихотворения.


- А сейчас по­слушайте стихо­творение.

Мы с приятелем вдвоём

Шли на лыжах на подъём.

А потом с горы спускались,

Разъезжались и съезжались,

Объезжали все пеньки,

Доезжали до реки.

А от речки отъ­езжали,

Снова к горке подъезжали,

Снова лезли на подъём,

Чтобы съехать вниз потом.


- Слова на какую орфограмму часто встречались в этом стихотво­рении?




3. Работа с ил­люстрацией учебника..

- Откройте учеб­ник на с.133. Рас­смотрите иллю­страцию.

- Чем занят Афа­насий?



- Почему буква Ь находится в сере­дине?


- Что бы вы посо­ветовали Афана­сию приготовить с буквой Ь?


4. Работа с таб­лицей на доске.

- Посмотрите на таблицу, вам зна­комы следующие схемы?

- «Прочитайте» их и сформули­руете тему урока.

- Исходя из темы урока, какую цель можно по­ставить перед со­бой?

Дети записывают слова.


понедельник

апельсин

дельфин

пальцы


дверь


сирень


Обозначают предметы, во всех словах есть буква Ь.

Ь – обозначаю­щий мягкость со­гласного.


Дети слушают стихотворение.















Разделительный Ъ и Ь – обозна­чающий мягкость согласных








Он готовит не­обычные бутер­броды

Потому что пи­шется в середине слова


Бульон, варенье, печенье





Ответы детей.


Повторить как разли­чать и писать слова с раздели­тельными Ъ и Ь знаками.

Коммуникатив­ные:

планирование учебного сотруд­ничества с учите­лем и сверстни­ками;

выражение своих мыслей с доста­точной полнотой и точностью

Познаватель­ные:

осознание и про­извольное по­строение рече­вого высказыва­ния;

Регулятивные:

Составлять план и последователь­ность своих дей­ствий;

Личностные:

самоопределении; смыслообразо­вание.


























5-6

3

Постановка учебной задачи.















Сравнение Ь и Ъ (ссылка на веб ресурс)


- Когда и где пи­шутся раздели­тельные Ъ и Ь знаки?


Сценка. «Мягкий знак и Твёрдый знак»


- Не чересчур ли ты добряк?-

Так знаку Мяг­кому промолвил Твёрдый знак.

- Слова и буквы ты всегда смяг­чить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

- Кто б говорил, но ты б уж по­молчал!

- Знак Мягкий Твёрдому на это отвечал.

- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.

Давным - давно пора, как букву Ять,

Тебя из азбуки изъять…

- Друзья! Наш разговор - ник­чемные слова,

- Услышав этот спор, Сказала бу­ква А.

- Вы оба хороши, достойны оба чести.

Когда стоите в нужном месте.


Выдвигают гипо­тезы.


Выступление де­тей.
















Познавательные: общеучебные умения.


Регулятивные: целеполагание.

Коммуникатив­ные: инициатив­ное сотрудниче­ство в поиске и выборе информа­ции.













5-6

4



Слайд 6.


Прочитай слова. В каких словах есть звук Й?

После какого звука слышится? Ка­кими буквами он обозначен?»


Задание выполня­ется у доски.


-Спишите слова. Подчеркните бу­квы, которые обозначают звук Й.













- Почему урок, тема которого Разделительные ь и ъ знаки, мы по­вторяем обозна­чение звука й?





- Вспомните, ка­кую работу вы­полняет ь в сло­вах?



В слове прибой звук й слышится после гласного о, на письме звук й обозначен буквой «и краткое».

Запишем это слово.

В слове ладья звук й слышится после согласного д и перед глас­ным а. Звук й обозначен буквой я.

Запишем это слово.

Если после со­гласного звука перед гласным есть звук й, то в слове пишется ь или ъ.


Обозначает мяг­кость согласного звука.

Познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, умение осознанно и про­извольно строить речевое высказы­вание.

9-10

5

Первичное за­крепление.




Слайд 7.

Выразите смысл одним словом и запишите слова отгадки. Распределите слова в соответствующие два столбика:







Слайд 9.

На следующем слайде вы увидите картинки и фотографии.


В каждом слове есть разделительные мягкий или твёрдый знаки.


Физкультми­нутка.


1. Работа в парах.



- Почему пишется ь, ъ?



- Сформулируете правило написа­ния разделитель­ного ь и ъ знаков.


2. Работа с пра­вилом по учеб­нику с. 17.

- Запишите слова.


- Выполните гра­фическое обозна­чение орфо­граммы.





Взаимопроверка задания.

Ответы детей.



Разделительный ь пишется в корне слова, а ъ – между пристав­кой и корнем.

Ответы детей.




1 ученик работает на доске.








Регулятивные:

готовность к пре­одолению труд­ностей;

умение адекватно оценивать свою деятельность.


Коммуникатив­ные: согласова­ние действий с партнёром.


Личностные: самоопределение.


Регулятивные: контроль, кор­рекция,

Выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание каче­ства и уровня ус­воения.

5-6

6

Самостоятель­ное применение знаний.









1.Работа по учебнику. Упр. 43.


- Выполним уп­ражнение








Ученики рабо­тают самостоя­тельно.




Ученики встав­ляют пропущен­ные буквы в тек­сте.

Проверка учителем.




Коммуникатив­ные: умение с достаточной пол­нотой и точно­стью выражать свои мысли.


9-10

7

Рефлексия деятельности (итог урока)



- Какую орфо­грамму вы обо­значали в словах?

- Назовите клю­чевые слова этой темы.


- Оцените свою работу на уроке кружками тёх цветов, которые лежат у вас на парте.

Зеленый – от­лично,

желтый – хорошо,

красный - надо еще порабо­тать.

  • корень,

  • при­ставка,

  • звук Й.

Познавательные: рефлексия.


Регулятивные: самооценка.


5-6

8

Домашнее за­дание


Упр. 40 (схема), с. 17, выучить упр.41



2-3


Приложение к плану-конспекту урока

«Правила правописания разделительных Ь и Ъ знаков»


ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР


Название

ресурса

Тип вид ресурса

Форма

предъявления информации

Гиперссылка на ресурс,

обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Сравнение Ь и Ъ


Мультимедийный, практический

Интерактивное упражнение на основе иллюстраций

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bd1f1cef-730c-4224-8a3f-ba12686afe70/%5BNS-RUS_3-11%5D_%5BTI_141%5D.html

2

Что писать


Мультимедийный, практический

Интерактивное упражнение на основе иллюстраций

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b76c740c-ba5e-4324-9aea-00b5a7b35e6d/%5BNS-RUS_3-11%5D_%5BIG_142%5D.swf

3

Презентация: «Правила правописания разделительных ь и ъ знаков»

Мультимедийный, практический








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
План-конспект урока по русскому языку на тему: «Буквы Ь и Ъ », 7 класс

Автор: Кузьменко Наталия Ивановна

Дата: 09.12.2015

Номер свидетельства: 263929


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства