Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала.
Модели, рисунки, схемы и т.д. отражают взаимоотношения между идеями. Показывают ход мыслей.
Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.
Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения, как способ подготовки к исследованию, как способ организовать размышление над полученными знаниями.
На уроке по технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо) учащиеся не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
Средство технологии позволяют работать с информацией в любой области знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на любом предметном материале.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку. »
Открытый урок по русскому языку в 6-м классе. Тема: "Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ"
Вступление
Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала.
Модели, рисунки, схемы и т.д. отражают взаимоотношения между идеями. Показывают ход мыслей.
Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.
Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения, как способ подготовки к исследованию, как способ организовать размышление над полученными знаниями.
На уроке по технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо) учащиеся не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
Средство технологии позволяют работать с информацией в любой области знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на любом предметном материале.
Открытый урок по русскому языку в 6 классе
Цель: знакомство с правописанием гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ- с опорой на значение этих приставок и с письменным образцом объяснения данной орфограммы.
Воспитательная цель: формирование на уроке общеучебных умений и навыков, включающих воспитание трудолюбия, старательности, настойчивости, ответственности, дисциплины.
Оборудование: учебники; таблички, приготовленные учителем, карточки для индивидуальной работы, карточки-схемы, опорные карты.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности класса к уроку. Приветствие.
II. Проверка домашнего задания
Опрос (фронтальный).
После каких приставок начальный И- в словах на письме обозначается буквой Ы? (После приставок на согласный пишется Ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [И]).
После какой приставки пишется буква И? (после приставки сверх- пишется буква И).
Ребята, все русские приставки вам хорошо известны. Каждый день вы их слышите, произносите и читаете. Для разных приставок – разные законы.
Вы знаете, что разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от того они разделяются на три группы.
К первой группе относятся приставки, которые пишутся всегда одинаково независимо от произношения. Например: отпер, отперла, отдеру. Эта группа самая большая.
Ко второй группе относятся приставки, которые в одних словах пишутся с буквой З, а в других с буквой С: разбавить, расправить, рассорить, раззадорить.
К третьей группе относятся только две приставки: ПРИ- и ПРЕ-.
Эта группа самая маленькая, но самая трудная.
3. Самые трудные! (доска). Вот они: ПРЕ- и ПРИ- (табличка 1 на доске).
Почему эти приставки в одной группе? Потому что у них своё основание для правописания – смысл.
Прежде всего научимся узнавать их в лицо.
Словарный выборочный диктант. (записать только те слова, в которых есть приставка третьей группы.) Пробежать, прибежать, прекрасный, запретный, приподнять, оторвать, преграда, пришкольный, прадедушка.
Почему трудные.
Почему приставки ПРИ- и ПРЕ- самые трудные? По двум причинам. Во-первых, их правописание зависит от понимания их смысла в слове. Во-вторых, о правописании этих приставок есть не одно правило, а целых шесть. Поэтому, чтобы раскрыть секрет правописания ПРИ- и ПРЕ- придётся сразу учиться различать разные смыслы приставок по шести правилам (ОК на партах учащихся)
ОК
При обозначении орфограммы нужно выделить:
приставку;
орфограмму – гласную букву в приставке;
указать значение приставки.
Придвинуть (прибл)
Прервать (= пере-)
4. Что может означать приставка ПРИ-?
Первое значение приставки ПРИ- Давайте посмотрим, какое значение придают словам приставки ПРЕ- и ПРИ-. Самый первый и самый лёгкий случай попробуйте объяснить сами.
А) Догадайтесь, какое общее значение есть у слов: пришёл, приехал, прибежал, прикатился, приблизился, притащился (записать слова).
Б) вы правы, если ответили так: приблизился. С какой приставкой написаны все эти слова? Это легко заметить – с приставкой ПРИ-. Вот мы и сделали первое наблюдение.
Е) Приставку ПРИ- мы употребляем не только тогда, когда предмет приблизился сам, но и когда его приблизил кто-то: принёс, привёз, притащил. (Вывешивается таблица 3).
Второе значение приставки ПРИ-
А) Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи. Чего только не придумали для этой работы. Верёвка, иголка с нитками, молоток с гвоздями, клей – всем этим они пользуются, чтобы присоединить.
Б)
В словах, обозначающих присоединение, всегда пишется приставка ПРИ-
В) Замените данные словосочетания одним словом. Творческий диктант. Присоединить: при помощи верёвки; с помощью молотка и гвоздей; с помощью иглы и нитки; с помощью клея; с помощью винтов и шурупов.
Г) Вот так пелось об этом в песенке из передачи «Радионяня»:
Винт привинтил, прикрутил колесо, Приклеил, пришил умело – Пишем мы при, говоря обо всём, Что добрые руки сделали.
Д) (Вывешивается таблица 4)
Присоединяются некоторые предметы к чему-либо не обязательно с помощью клея и верёвки. Всё, что движется, стремится к какой-то цели и в конце концов достигает её, соединяется с ней
Е) Запись примеров: самолёт приземлился; лодка причалила; корабль пришвартовался; космический корабль прилунился.
Ж) (вывешивается таблица 5)
Приблизиться и присоединиться можно очень ненадолго, не насовсем. Слова с этим значением также пишутся с приставкой ПРИ-
Прикоснуться, прижался
З) Закрепление. Итак, вы узнали о двух значениях приставки ПРИ-, приближение, присоединение.. проверьте вашу память. Запишите по памяти два слова со значением приближения и два слова со значением присоединения.
Третье значение приставки ПРИ-
А) Сейчас вы его выясните сами. Образуйте с помощью приставки ПРИ- имена прилагательные от данных слов и запишите их. Край при море – приморье; Канава при дороге – придорожная; Огород при усадьбе – приусадебный; Посёлок при городе - пригородный
Б) Попробуйте объяснить значение приставки ПРИ- в этих словах. Вы, конечно же, поняли:
А) Если пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножечко, мы говорим – пригорел. Доктор не сжёг вам царапину йодом, а только прижёг, вы не открыли окно широко, а только немножко приоткрыли
Б) Делаем вывод:
Если что-то делается не полностью до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются неполными. Слова их обозначающие пишутся с приставкой ПРИ-
В) (Вывешивается таблица 7)
Вот как об этом значении пелось в песенке из передачи «Радионяня»:
Язык прикусил – не совсем откусил, Пригорело – не значит сгорит. Помни – что сделано, но не совсем Пишется с приставкой при-
Г) Закрепление. Замените данные словосочетания одним словом с приставкой ПРИ-: Немного поднял – приподнял, Немного хромает – прихрамывает, Ненадолго остановился – приостановился, Ненадолго лёг – прилёг, Ненадолго сел - присел
IV. Обобщение
У учащихся карточки со словами на правила, которые они должны правильно прикрепить на доске.
На доске:
Пришёл
Приполз
Прискакал
Пришил
Приклеил
Привязал
Прикусил
Прилёг
Пригорел
Пришкольный
Приречный
Приозёрный
V. Новый материал. Что может означать приставка ПРЕ-?
1. Первое значение приставки ПРЕ-
Всё было бы хорошо с приставкой ПРИ-, если бы не было приставки ПРЕ-. Нечего было бы путать, и не было бы никакой «ошибкоопасности».
Но раз есть такая опасность, давайте её изучим.
Попробуйте при помощи приставки ПРЕ- заменить два слова одним. Вот так:
очень добрый – предобрый; очень скверный – очень гадкий – очень хорошенький – очень маленький –
и вы увидите сами:
Приставка ПРЕ- - значит «очень»
Песенка:
При- или пре-? Пре- или при-? Это совсем не секрет. На содержание слова смотри – Сразу получишь ответ.
Предлинный достанет до крыши рукой – Прежадный не даст вам конфету. Если «очень такой» или «очень сякой» – ПРЕ- мы напишем при этом.
(Вывешивается таблица 1 (ПРЕ-)).
Индивидуальная работа. Карточки для закрепления. Вставьте в текст пропущенные приставки ПРИ- и ПРЕ-.
Карточка 1: Погода была ужасная. Принцесса была …красная (Р. Сеф)
Карточка 2: Городничий между тем Наказал ..строго всем, Чтоб коней не покупали… (П. Ершов)
Карточка 3: …длинной хворостиной Мужик гусей гнал в город продавать (И. Крымов)
Карточка 4: Вдруг откуда-то шакал На кобыле …скакал. (К. Чуковский)
2. Второе значение приставки ПРЕ-
Здесь дело обстоит труднее.
Приставка ПРЕ- - пишется в тех словах, где она по смыслу сходна с приставкой ПЕРЕ-
(Вывешивается таблица 2 (ПРЕ-)).
Выполнить второе правило правописания приставки ПРЕ- вам опять поможет песенка:
Дожди непрерывные льют в октябре, Но грамотным дождь не преграда. Где очень похожи пере- и пре- Писать только ПРЕ- там надо.
VI. Обобщение
Что изучено на уроке?
Запись примеров в тетрадях и на доске, с использованием опорных карт. Прибежал (прибл.) Присел (неполн. действ.) Прервал (= пере-) Прехороший (=очень) Привокзальный (близ.)
Работа с учебником. Чтение правила § 32 «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-»
VII. Итоги урока
Выставление оценок.
VIII. Задание на дом
Выучить правило правописания гласных в приставках Е и И ПРЕ- и ПРИ-, заполнить образец письменного объяснения данной орфограммы (§ 32) выполнить упр. 154