kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по русскому языку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вступление

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала.

Модели, рисунки, схемы и т.д. отражают взаимоотношения между идеями. Показывают ход мыслей.

Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения, как способ подготовки к исследованию, как способ организовать размышление над полученными знаниями.

На уроке по технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо) учащиеся не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

Средство технологии позволяют работать с информацией в любой области знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на любом предметном материале.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку. »

Открытый урок по русскому языку в 6-м классе. Тема: "Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ"


Вступление

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала.

Модели, рисунки, схемы и т.д. отражают взаимоотношения между идеями. Показывают ход мыслей.

Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения, как способ подготовки к исследованию, как способ организовать размышление над полученными знаниями.

На уроке по технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо) учащиеся не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

Средство технологии позволяют работать с информацией в любой области знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на любом предметном материале.

Открытый урок по русскому языку в 6 классе

Цель: знакомство с правописанием гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ- с опорой на значение этих приставок и с письменным образцом объяснения данной орфограммы.

Воспитательная цель: формирование на уроке общеучебных умений и навыков, включающих воспитание трудолюбия, старательности, настойчивости, ответственности, дисциплины.

Оборудование: учебники; таблички, приготовленные учителем, карточки для индивидуальной работы, карточки-схемы, опорные карты.







Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку. Приветствие.

II. Проверка домашнего задания

Опрос (фронтальный).

  1. После каких приставок начальный И- в словах на письме обозначается буквой Ы? (После приставок на согласный пишется Ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [И]).

  2. После какой приставки пишется буква И? (после приставки сверх- пишется буква И).

  3. Словарный диктант.

Подытожить, розыск, предыстория, сверхинициативный, сверхинтересный, подыграть.

III. Объяснение нового материала

1. Объявление темы и цели урока.

2. Вступительное слово учителя.

Ребята, все русские приставки вам хорошо известны. Каждый день вы их слышите, произносите и читаете. Для разных приставок – разные законы.

Вы знаете, что разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от того они разделяются на три группы.

К первой группе относятся приставки, которые пишутся всегда одинаково независимо от произношения. Например: отпер, отперла, отдеру. Эта группа самая большая.

Ко второй группе относятся приставки, которые в одних словах пишутся с буквой З, а в других с буквой С: разбавить, расправить, рассорить, раззадорить.

К третьей группе относятся только две приставки: ПРИ- и ПРЕ-.

Эта группа самая маленькая, но самая трудная.

3. Самые трудные! (доска). Вот они: ПРЕ- и ПРИ- (табличка 1 на доске).

Почему эти приставки в одной группе? Потому что у них своё основание для правописания – смысл.

Прежде всего научимся узнавать их в лицо.

  1. Словарный выборочный диктант. (записать только те слова, в которых есть приставка третьей группы.)
    Пробежать, прибежать, прекрасный, запретный, приподнять, оторвать, преграда, пришкольный, прадедушка.

  2. Почему трудные.

Почему приставки ПРИ- и ПРЕ- самые трудные? По двум причинам. Во-первых, их правописание зависит от понимания их смысла в слове. Во-вторых, о правописании этих приставок есть не одно правило, а целых шесть. Поэтому, чтобы раскрыть секрет правописания ПРИ- и ПРЕ- придётся сразу учиться различать разные смыслы приставок по шести правилам (ОК на партах учащихся)

ОК

При обозначении орфограммы нужно выделить:

  1. приставку;

  2. орфограмму – гласную букву в приставке;

  3. указать значение приставки.

Придвинуть (прибл)

Прервать (= пере-)

4. Что может означать приставка ПРИ-?

  1. Первое значение приставки ПРИ-
    Давайте посмотрим, какое значение придают словам приставки ПРЕ- и ПРИ-. Самый первый и самый лёгкий случай попробуйте объяснить сами.

А) Догадайтесь, какое общее значение есть у слов: пришёл, приехал, прибежал, прикатился, приблизился, притащился (записать слова).

Б) вы правы, если ответили так: приблизился.
С какой приставкой написаны все эти слова? Это легко заметить – с приставкой ПРИ-.
Вот мы и сделали первое наблюдение.

В) Слова, обозначающие приближение пишутся с приставкой ПРИ-. (вывешивается табличка 2).

Г) Чтение четверостишия из передачи «Радионяня».

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
В словах придёт, прилетит, приплывёт –
Пишется ПРИ- несомненно.

Д) запишите слова, обозначающие:
приближение птицы, коня, рыбы, змеи;
приближение круглого предмета.

Е) Приставку ПРИ- мы употребляем не только тогда, когда предмет приблизился сам, но и когда его приблизил кто-то: принёс, привёз, притащил. (Вывешивается таблица 3).

  1. Второе значение приставки ПРИ-

А) Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи. Чего только не придумали для этой работы.
Верёвка, иголка с нитками, молоток с гвоздями, клей – всем этим они пользуются, чтобы присоединить.

Б)

В словах, обозначающих присоединение, всегда пишется приставка ПРИ-

В) Замените данные словосочетания одним словом. Творческий диктант.
Присоединить: при помощи верёвки;
с помощью молотка и гвоздей;
с помощью иглы и нитки;
с помощью клея;
с помощью винтов и шурупов.

Г) Вот так пелось об этом в песенке из передачи «Радионяня»:

Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело –
Пишем мы при, говоря обо всём,
Что добрые руки сделали.

Д) (Вывешивается таблица 4)

Присоединяются некоторые предметы к чему-либо не обязательно с помощью клея и верёвки. Всё, что движется, стремится к какой-то цели и в конце концов достигает её, соединяется с ней

Е) Запись примеров: самолёт приземлился;
лодка причалила;
корабль пришвартовался;
космический корабль прилунился.

Ж) (вывешивается таблица 5)

Приблизиться и присоединиться можно очень ненадолго, не насовсем. Слова с этим значением также пишутся с приставкой ПРИ-

Прикоснуться, прижался

З) Закрепление.
Итак, вы узнали о двух значениях приставки ПРИ-, приближение, присоединение.. проверьте вашу память. Запишите по памяти два слова со значением приближения и два слова со значением присоединения.

  1. Третье значение приставки ПРИ-

А) Сейчас вы его выясните сами. Образуйте с помощью приставки ПРИ- имена прилагательные от данных слов и запишите их.
Край при море – приморье;
Канава при дороге – придорожная;
Огород при усадьбе – приусадебный;
Посёлок при городе - пригородный

Б) Попробуйте объяснить значение приставки ПРИ- в этих словах. Вы, конечно же, поняли:

ПРИ- обозначает нахождение около чего-то

(Вывешивается таблица 6)

В) Закрепление. Выборочный диктант:

Приокский, прилетел, прилепил, приполз, привинтить, прибрежный,

  1. Четвёртое значение приставки ПРИ-.

А) Если пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножечко, мы говорим – пригорел. Доктор не сжёг вам царапину йодом, а только прижёг, вы не открыли окно широко, а только немножко приоткрыли

Б) Делаем вывод:

Если что-то делается не полностью до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются неполными. Слова их обозначающие пишутся с приставкой ПРИ-

В) (Вывешивается таблица 7)

Вот как об этом значении пелось в песенке из передачи «Радионяня»:

Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит сгорит.
Помни – что сделано, но не совсем
Пишется с приставкой при-

Г) Закрепление. Замените данные словосочетания одним словом с приставкой ПРИ-:
Немного поднял – приподнял,
Немного хромает – прихрамывает,
Ненадолго остановился – приостановился,
Ненадолго лёг – прилёг,
Ненадолго сел - присел

IV. Обобщение

У учащихся карточки со словами на правила, которые они должны правильно прикрепить на доске.

На доске:

Пришёл

Приполз

Прискакал

Пришил

Приклеил

Привязал

Прикусил

Прилёг

Пригорел

Пришкольный

Приречный

Приозёрный

V. Новый материал. Что может означать приставка ПРЕ-?

1. Первое значение приставки ПРЕ-

  1. Всё было бы хорошо с приставкой ПРИ-, если бы не было приставки ПРЕ-. Нечего было бы путать, и не было бы никакой «ошибкоопасности».

Но раз есть такая опасность, давайте её изучим.

Попробуйте при помощи приставки ПРЕ- заменить два слова одним. Вот так:

очень добрый – предобрый;
очень скверный –
очень гадкий –
очень хорошенький –
очень маленький –

и вы увидите сами:

Приставка ПРЕ- - значит «очень»

  1. Песенка:

При- или пре-? Пре- или при-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.

Предлинный достанет до крыши рукой –
Прежадный не даст вам конфету.
Если «очень такой» или «очень сякой» –
ПРЕ- мы напишем при этом.

  1. (Вывешивается таблица 1 (ПРЕ-)).

  2. Индивидуальная работа. Карточки для закрепления.
    Вставьте в текст пропущенные приставки ПРИ- и ПРЕ-.

Карточка 1:
Погода была ужасная.
Принцесса была …красная (Р. Сеф)

Карточка 2:
Городничий между тем
Наказал ..строго всем,
Чтоб коней не покупали… (П. Ершов)

Карточка 3:
…длинной хворостиной
Мужик гусей гнал в город продавать (И. Крымов)

Карточка 4:
Вдруг откуда-то шакал
На кобыле …скакал. (К. Чуковский)

2. Второе значение приставки ПРЕ-

  1. Здесь дело обстоит труднее.

    Приставка ПРЕ- - пишется в тех словах, где она по смыслу сходна с приставкой ПЕРЕ-

  2. (Вывешивается таблица 2 (ПРЕ-)).

  1. Выполнить второе правило правописания приставки ПРЕ- вам опять поможет песенка:

Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь не преграда.
Где очень похожи пере- и пре-
Писать только ПРЕ- там надо.

VI. Обобщение

  1. Что изучено на уроке?

  2. Запись примеров в тетрадях и на доске, с использованием опорных карт.
    Прибежал (прибл.)
    Присел (неполн. действ.)
    Прервал (= пере-)
    Прехороший (=очень)
    Привокзальный (близ.)

  3. Работа с учебником. Чтение правила § 32 «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-»

VII. Итоги урока

Выставление оценок.

VIII. Задание на дом

Выучить правило правописания гласных в приставках Е и И ПРЕ- и ПРИ-, заполнить образец письменного объяснения данной орфограммы (§ 32) выполнить упр. 154




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
План-конспект урока по русскому языку.

Автор: Литау Элеонора Петровна

Дата: 09.03.2015

Номер свидетельства: 183545


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства