kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока-исследования по русскому языку в 8 классе на тему "Виды обстоятельств"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Виды обстоятельств" входит в систему уроков по изучению синтаксиса простого предложения в 8 классе. На уроке используется метод исследования. Научной основой при подготовке к уроку послужили идеи Абрамовой С.В. "Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока-исследования по русскому языку в 8 классе на тему "Виды обстоятельств" »






ВИДЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Урок-исследование по русскому языку в 8 классе






Аббазова Фания Федаиловна

учитель русского языка и литературы

















Краткая аннотация урока


Актуальность

Современному обществу требуются инициативные, творчески мыслящие люди, способные актуализировать свои потенциальные возможности и прогрессивно преобразовывать это общество. Поэтому самостоятельность должна стать в современных условиях одной из главных черт личности у подрастающего поколения. Повышению самостоятельности школьников способствует использование в учебно-познавательном процессе проектно-исследовательской деятельности.


Научная основа

Урок "Виды обстоятельств" входит в систему уроков по изучению синтаксиса простого предложения в 8 классе. На уроке используется метод исследования. Научной основой при подготовке к уроку послужили идеи Абрамовой С.В. "Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку".


Инновационная направленность

Использование проектно-исследовательской деятельности в системе моей работы с целью повышения уровня самостоятельности и творческой активности учащихся.


Краткая аннотация

Содержание урока-исследования "Виды обстоятельств" включено в обязательный программный минимум по русскому языку в 8 классе. На уроке используются такие формы и методы работы, как:

- исследовательская деятельность;

- поисковый метод;

- самостоятельная работа;

- работа в парах, групповая работа на уроке, индивидуальная;

- творческая работа.

Использование на уроке исследовательских, поисковых методов обучения предполагает активное развитие у школьников творческой самостоятельности, логических умений и мыслительных операций, воспитывает любовь к родному языку.


Степень распространенности

Урок-исследование "Виды обстоятельств" по русскому языку был показан в качестве открытого урока на методическом заседании учителей гуманитарного цикла.





Тема: "Виды обстоятельств"

Цели:

1. Сформировать у учащихся представление о видах обстоятельств по значению; научить выделять обстоятельства в предложениях и определять их вид по значению;

2. Развивать самостоятельность мышления учащихся, а также их творческие способности;

3. Воспитывать самостоятельно мыслящую личность.


Формы и методы: самостоятельная работа в группах, самостоятельная исследовательская

- работа в парах, работа с учебником, индивидуальная работа;

- частично поисковый метод, анализ языкового материала;

- выступление-представление по теме урока, творческая работа.


Оборудование: оформленная доска, карточки для самостоятельной работы в парах, ответы для самопроверки (на компьютере).


«Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: "Это я! У меня есть такая чашка доброты!"






Ход:

I. Организационный момент

Сегодня мы продолжаем наш с вами разговор о второстепенных членах предложения. Но прежде чем я конкретизирую тему урока, предлагаю вам повторить ранее изученный материал.


II. Домашнее задание

- записать предложение, найти определённый второстепенный член предложения в нём, доказать свою точку зрения.

(По одному ученику с каждого ряда выходит к доске, выполняет задание; дополнительное задание – орфографический, пунктуационный, фонетический разборы – предлагаются учащимся такого-то ряда, правильность же ответа определяют ученики соседней группы-ряда.)


1 ряд: Найти определения в предложении: Пришли и старшие царевичи, принесли свой хлеб.

-есть ли в этом предложении слова с орфограммой в приставке??

-ошибочно ли суждение «В слове хлеб есть звук «п»? (А4)

-объясните постановку запятой


2 ряд: найти дополнение в предложении: О сестрица, расскажи нам сказку.

- укажите в данном предложении орфограммы-согласные.

-объясните постановку запятой


3 ряд: найти обстоятельство в предложении :

Круглый,гладкий и пузатый

Больно бьют его ребята.

-Ошибочно ли суждение: «В слове бьют звуков больше чем звуков?

-В каком слове при произношении происходит оглушение звука?

4 ряд. Тут Иван- крестьянский сын выскочил из кузницы.

Найдите приложение.

Есть ли в этом предложении слово с чередующейся гласной в корне?

Итоги.





II. Работа по теме "Виды обстоятельств"


1. Актуализация знаний


- ? Какой из второстепенных членов предложения имеет несколько видов по значению?

- ! Определите значение обстоятельств в третьем предложении!

- ? Как вы это сделали?(По вопросу)

- ? Только ли значение образа действия, места имеют обстоятельства? Существуют ли другие виды обстоятельств по значению?


2. Цели и задачи урока

Итак, цель сегодняшнего урока, выяснить, какие виды обстоятельств существуют в языке. (Записываем тему урока.) Построим мы с вами свою работу в виде исследования, которое будет проводиться в парах. Каждая из пар получит карточку с практическим заданием. В результате проделанной работы у вас должно сложиться чёткое представление о том, какие бывают виды обстоятельств по значению и как определить вид обстоятельства.


3. Изучение нового материала

Класс делится на пары по уровню знаний. Каждая пара выполняет задания по своей карточке и в конце урока знакомит нас с выводами по данной теме, сделанными на основе наблюдений и заданий по своим карточкам.

Для сильных учеников

Сгруппируйте предложения с обстоятельствами, относящимися к одной группе. Для этого найдите главное слово, поставьте от него вопрос к обстоятельству, определите его группу по значению (в случае затруднения обращайтесь к учебнику). Укажите, чем выражено обстоятельство.

Знай много - говори мало.

Никогда не оставляй назавтра то, что можно сделать сегодня.

Не тронул Иван-царевич медведя, пошел дальше.

Черненькая собачка, свернувшись лежит.

Не скроив, не сошьешь.

И волк задрожал от страха.

Нарядные сестренки весь день гостей встречают, сластями угощают. Для своего освобождения девочка решилась на хитрость.

Не учась, и лапти не сплетешь.

20 лет прожил Шахрияр в довольстве и радости.

При знакомом табуне конь гулял на воле.

Не из жалости поступила так плутовка ,а из жадности.

Послала меня мачеха к своей сестре попросить иголку и нитку.

В ходе исследования заполните следующую таблицу:


Виды обстоятельств







Вопросы






Примеры






Какой частью речи выражены



Для средних учеников

В предложениях каждой группы найдите обстоятельства. Для этого найдите главное слово, поставьте от него вопрос и определите вид обстоятельства (при затруднении используйте таблицу учебника). Укажите, чем могут быть выражены обстоятельства.

1гр. Знай много - говори мало.

Черненькая собачка свернувшись лежит.

2гр.Никогда не оставляй назавтра то, что можно сделать сегодня.

20 лет прожил Шахрияр в довольстве и радости.

Нарядные сестренки весь день гостей встречают, сластями

угощают.

3 гр.Не тронул Иван-царевич медведя, пошел дальше.

При знакомом табуне конь гулял на воле

4гр. Не скроив, не сошьешь.

Не учась, и лапти не сплетешь


5гр.И волк задрожал от страха.

Не из жалости поступила так плутовка ,а из жадности.

6гр. Послала меня мачеха к своей сестре попросить иголку и нитку.

Ради скуки кушай яблочко, мой свет!









В ходе исследования заполните следующую таблицу


Виды обстоятельств

 






Вопросы






Примеры






Какой частью речи выражены



Для слабых учеников

В каждой группе подчёркнуты обстоятельства. К какому слову они относятся? На какой вопрос отвечают? Чем выражены обстоятельства в приведённых предложениях? Найдите по таблице группу обстоятельств по значению.

1гр. Знай много - говори мало.

Черненькая собачка, свернувшись лежит.

2гр. Никогда не оставляй назавтра то, что можно сделать сегодня.

20 лет прожил Шахрияр в довольстве и радости.

Нарядные сестренки весь день гостей встречают, сластями

угощают.

3 гр. Не тронул Иван-царевич медведя, пошел дальше.

При знакомом табуне конь гулял на воле

4гр. Не скроив, не сошьешь.

Не учась, и лапти не сплетешь


5гр. И волк задрожал от страха.

Не из жалости поступила так плутовка ,а из жадности.

6гр. Послала меня мачеха к своей сестре попросить иголку и нитку.

Ради скуки кушай яблочко, мой свет!






В ходе исследования заполните следующую таблицу


Виды обстоятельств

 

Время

Образ действия

Место

Причина

Цель

Вопросы

 

 

 

 

 

Примеры

 

 

 

 

 

Какой частью речи выражены

 


По окончании работы начинаем проверку: ученики из разных групп представляют свои результаты: сильные называют виды обстоятельств по значению, слабые – вопросы к каждому виду, средние приводят примеры, один из сильных подводит итог, сообщая, чем могут быть выражены обстоятельства.


После предлагается обобщающая таблица для самоконтроля


Виды обстоятельств

 

Время

Образ действия

Место

Причина

Цель

Вопросы

Когда?

Как долго?

Как?

Каким образом?

Где?

Куда? Откуда?

Почему?

По какой причине?

Зачем?

С какой целью?

Примеры






Какой частью речи выражены

Наречия, существительные с предлогом и без предлога, деепричастия, глаголы в форме инфинитива, цельные словосочетания


Какие возникли вопросы?

Никто уже, к сожалению, не узнает имён тех далёких творцов, сложивших замечательные сказки, занятные загадки, народные песни, нравоучительные пословицы и поговорки живущие уже на протяжении многих веков. Единственное что мы можем с уверенностью говорить, что автор фольклора вечно живой и развивающийся поэт, имя которого НАРОД. Именно народу мы обязаны в сохранении и совершенствовании всех народных сокровищ поэзии.

Они учат нас мудрости, смелости, верности, дружбе, трудолюбию.

Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.

Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются.

 Русская песня оказала значительное влияние на культуру России в целом при исполнении русских народных песен улучшается самочуствие, повышается общий тонус. Люди, поющие русские народные песни чаще считают себя счастливыми.  народ высказал в своих произведениях свою собственную жизнь, Виды песен!!!!!7 класс



III. Закрепление

Осталось только проверить, насколько теоретические ваши знания подкреплены практическими знаниями и умениями.


1. Выписать из текста все обстоятельства, определить их виды по значению.

Добежал медведь до леса (место), едва (образ действия) дышит. А тут девушки пришли по грибы (цель).

Выскочил медведь на поляну (место), девушки завизжали и так (образ действия) грохнули палками по бидону, что медведь упал. Он ткнулся мордой в сухую траву (место) и затих. Девушки убежали.

Медведь стонал-стонал, а потом (время) съел какой-то гриб, отдышался, вытер лапами пот и пополз на брюхе в своё логово (место).


- взаимопроверка, оценивание;

- комментирование ответов.


2. Индивидуальное задание (для 2 – 3 сильных): составить и записать шуточный рассказ с использованием разных видов обстоятельств по шаблону.

(Обстоятельство времени) два зайца отправились (обстоятельство цели) (обстоятельство места). Но (обстоятельство места) не попали (обстоятельство причины). (Обстоятельство образа действия/степени) неудачная получилась вылазка.

- слушаем составленные тексты (шаблон выведен на экран), анализируем правильность выполнения, выбираем лучший рассказ

Никто уже, к сожалению, не узнает имён тех далёких творцов, сложивших замечательные сказки, занятные загадки, народные песни, нравоучительные пословицы и поговорки живущие уже на протяжении многих веков. Единственное что мы можем с уверенностью говорить, что автор фольклора вечно живой и развивающийся поэт, имя которого НАРОД. Именно народу мы обязаны в сохранении и совершенствовании всех народных сокровищ поэзии.

Они учат нас мудрости, смелости, верности, дружбе, трудолюбию.

 Русская песня оказала значительное влияние на культуру России. При исполнении русских народных песен улучшается самочувствие, повышается общий тонус. Люди, поющие русские народные песни чаще считают себя счастливыми.  народ высказал в своих произведениях свою собственную жизнь, Виды песен!!!!!7 класс


Песня-физкультминутка


IV. Контроль Тест-пятиминутка

1. Какой второстепенный член предложения обозначает, при каких обстоятельствах и как происходит действие?

а) определение, б) дополнение, в) обстоятельство, г) подлежащее.


2. В каком из вариантов ответа правильно указано обстоятельство в предложении?

"К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением?"

а) к убеждениям б) нужно в) относиться г) с уважением


3. Определите вид однородных обстоятельств от жары и духоты по значению в предложении

"От жары и духоты Аладин стал слабеть":

а) место, б) время, в) образ действия, г) причина.


4. Определите вид обстоятельства напиться по значению в предложении

"Ягнёнок в жаркий день пришёл воды напиться":

а) цель, б) время, в) образ действия, г) причина.


5. Определите вид обстоятельства гораздо по значению в предложении:

Популярные народные сказания оказались гораздо древнее, чем считалось ранее:

а) цель, б) место, в) образ действия, г) причина.


6. Какое обстоятельство употреблено правильно в данных словосочетаниях?

а) обратно опечалился б) опять приехал


V. Итог

- Какой член предложения мы называем обстоятельством?

- Какими частями речи может быть выражено обстоятельство?

- С какими видами обстоятельств мы с вами сегодня познакомились?

- На какие вопросы они отвечают?

Оценки за урок


VI. Домашнее задание

- п. 178;

- на выбор:

а) упр. 167: подчеркните обстоятельства в предложениях, укажите их вид и чем они выражены;

б) составить свой рассказ с использованием разных видов обстоятельств.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Аббазова Фания Федаиловна

Дата: 23.12.2014

Номер свидетельства: 147365


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства