–Прочитайте данные слова. Как вы думаете, какую букву будем писать на минутке чистописания? (Будем писать букву е – орфограмму во всех этих словах.)
– Какое здесь слово лишнее? (Лишнее слово – пенал, непроверяемая безударная гласная е, во всех остальных словах можно подобрать проверочное слово: зерно – зёрна, слепой – ослйп, ...)
I. Актуализация знаний
– Какое сейчас время года? (Весна)
–Назовите признаки весны. (Тает снег, пригревает солнышко, дни стали длиннее.)
– Составьте предложения о весне. Посмотрите в окошко. (Наступила весна. Ярко светит солнце. На деревьях набухают почки…)
– А вот Маша и Миша из 2 А класса составили такие предложения:
Миша: Весной яркое светит солнце. Маша: Весной светит яркое солнце.
– Чье предложение вам больше нравится? – Почему? (В Мишином предложении нет связи между словами, предложение построено неправильно.) – О чем нужно помнить при составлении предложений? (Что слова в предложении должны быть связаны по смыслу.) – Как устанавливается связь между словами? (При помощи вопросов.)
II. Целеполагание
– Значит, какая тема сегодняшнего урока? (Связь слов в предложении.) Учитель пишет на доске тему урока.
– А чему мы должны научиться на уроке? (Устанавливать связь слов в предложении по вопросам.) – А для чего нам нужны эти умения? (Чтобы правильно строить предложения.)
III. Новый материал
– Какие члены предложения называются главными?
– Давайте запишем Машино предложение и подчеркнем главные члены предложения.
Весной светит яркое солнце
– Как связаны между собой главные члены предложения? (Вопросами.) – А теперь давайте посмотрим, как связаны подлежащее и сказуемое с другими словами?
– Как вы думаете с каким словом связано слово солнце? (яркое)
–Поставьте вопрос. (солнце какое? яркое) – В предложении эту связь принято показывать стрелками. От какого слова задаем вопрос от того слова и ведем стрелку. – С каким словом связано слово светит? (Весной) – Почему вы так думаете? (Задали вопрос, светит когда? Весной.)
– Сейчас давайте составим алгоритм, который будет помогать нам устанавливать связь слов в предложении. – Что мы будем делать 1 шагом? 2 шагом? и т.д.
- Находим в предложении подлежащее и сказуемое?
- Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь.
- Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь.
фИЗКУЛЬТМИНУТКА
– А теперь пользуясь этими шагами давайте разберем предложение.
На лугу появились первые цветочки
Один ученикработает у доски остальные в тетрадях.
IV. Упражнения в установлении связи между словами.
1. Работа в парах.
– Следующее задание выполните в парах. Установите связь слов в предложении.
1.Тёплый,стоял,день
2. Медведица, по, с, медвежонком, ходила, лесу
3. Дерева, лежал, склоне, обломок, на.
4. По, прошла, семья, дереву, медведей.
5. Поляне, резвились, на, медвежата.
_ у всех предложения такие? У кого отличаются?
– Легко ли было вам выполнять задание?
V. Словарно-орфографическая работа.
Самостоятельная работа
1. Запись под диктовку слов с непроверяемыми гласными: Москва, народ, город, завод, Родина, товарищ, урожай, тетрадь, землянка, малина.
2. Взаимная проверка работ.
3. Составить предложения, используя слова диктанта.
– Какие у вас получились предложения по цели высказывания?
VI. Итог
– Чему мы сегодня учились на роке? (Учились устанавливать связь между словами в предложении.) – Как связаны слова в предложении? (По смыслу и с помощью вопросов.)
– Что у вас вызвало затруднения?
– Значит на следующем уроке мы с вами продолжим работать на этой темой.
Оцените себя с помощью шкалы оценивания.
Дети оценивают себя на линейке успешности.
Домашняя работа. Разноуровневые задания.
– Выберите любое задание из предложенных.
1 уровень. Списать предложение и установить связь между словами по алгоритму.
На поляне появились первые подснежники.
2 уровень. Составить из слов предложение и установить связь между словами по алгоритму.
распустились, лесу, в ландыш, душистые
3. уровень. Составить предложение на тему «Весна» и установить связь между словами по алгоритму.