Просмотр содержимого документа
««Письмо учителю, по поводу окончания начальной школы».»
«Письмо учителю, по поводу окончания начальной школы».
Цель урока:
- показать учащимся, что письмо имеет свою структуру и стилистические особенности;
- доказать важность переписки в жизни людей;
- развивать устную и письменную речь учащихся.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны:
пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, средствами массовой информации;
знать этикетные правила написания письма;
уметь создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи этикетные диалоги;
уметь определять основную мысль письма, планировать письмо, составлять логически последовательный текст письма, редактировать письмо.
Оборудование:
1. «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.
2. Образец написания адреса на конверте.
Ход урока:
I. Актуализация знаний учащихся
Как люди могут общаться друг с другом?
Формы общения?
Что такое письмо?
Для чего люди пишут письма друг другу?
Сегодня на уроке, мы познакомимся с правилами написания писем, с их видами, а так же научимся правильно оформлять конверт.
Тема нашего урока «Письмо учителю по поводу окончания начальной школы».
II. Основная часть урока
Ребята, а что же такое письмо? Давайте поработаем с толковым словарем и найдем точное значение этого слова.
- Любой ли листочек, с сообщением можно считать письмом?
- Что нужно для того, чтобы этот листок бумаги с сообщением превратился в настоящее письмо?
Какие бывают письма.
Но как правильно писать письма?
Какими они бывают?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны изучить несколько писем.
Сейчас я прочитаю вам первое письмо, а вы определите, кому, и с какой целью оно написано.
Чтение учителем письма №1.
Дорогой мой друг - Пятачок!
Поздравляю тебя с днем рождения!
Желаю много-много счастья.
Шлю подарочек — очень Полезный Горшочек.
Твой Пух.
- С какой же целью было написано это письмо?
- Давайте послушаем следующее письмо.
Чтение учителем письма №2.
Дорогие ребята!
Я хочу рассказать вам о чудной истории, произошедшей со мной. Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках. У меня были свои собственные утки, которые носили меня, куда мне было угодно. Я побывала на юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много съедобных насекомых. Я скоро заеду к вам. До встречи!
Ваша лягушка-путешественница.
О чем это письмо? Кому оно адресовано?
Чтение учителем письма №3
Юный друг!
Всегда будь юным,
Ты взрослеть не торопись!
Будь веселым, дерзким, шумным.
Надо драться, так дерись.
Никогда не знай покоя,
Плачь и смейся невпопад.
Я сама была такою
Триста лет тому назад.
Черепаха Тортила.
С какой целью написано это письмо?
Так какими же бывают письма?
Кому могут быть адресованы письма? (Письма могут быть адресованы разным людям: родным и близким, друзьям, учителям и др.)
Особенности текста письма. Структура письма.
Письмо, как и любой другой текст, имеет три части: начало (зачин), основную часть и концовку. Но письмо имеет и свои особенности. Ему присущи приветствие, обращение, прощание.
Давайте рассмотрим схему написания письма.
Обращение.
- К кому мы должны обратиться? Каким должно быть это обращение? (Примерные ответы детей: к человеку, которому пишем это письмо. Приветствие и обращение должно быть ласковым, добрым.).
2. Начало письма.
В этой части письма можно выявить человеку свою благодарность. Например:Благодарю за письмо. Спасибо что написал мне. Я был рад получить от тебя известие…
3. Основная часть письма
Это самая содержательная его часть. Здесь можно сообщать о каких-либо новостях, поделиться радостными событиями, рассказать какую-нибудь историю из своей жизни.
4. Концовка письма.
Это заключительная часть, в которой отправитель может высказать свои просьбы, передать приветы и обязательно должен подписать письмо.
Послушайте внимательно еще одно письмо.
Здравствуй, дедушка!
Мы живём хорошо. Не волнуйся, всё в порядке. Мне подарили собаку. В воскресенье ездили в лес за ягодами. Нашли чернику.
До свидания!
Ваня.
- С чего начал свое письмо Ваня?
-Какое обращение было бы дедушке более приятным?
Конечно, обращение должно быть более ласковым. Тогда письмо принесет дедушке большую радость.
- О чем можно было бы еще написать в начале письма?
- Подтверждает ли Ваня свою мысль «Мы живём хорошо»?
- Какие части включает концовка письма?
- О чем еще можно было бы написать в концовке письма?
Первое правило. Полученное письмо может распечатать и прочитать только его адресат. Нельзя читать чужие письма!
Правило второе. Невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее 3-5 дней после получения и в вежливой форме.
Третье четвертое. Пишут письма только в хорошем настроении. Ведь многие люди сохраняют письма от близких и уважаемых людей, и часто их перечитывают.
Написание писем.
Да, дети, бывают важные моменты в жизни, когда необходимо поговорить с другом, с родителями, поделиться своими переживаниями.
Напишите сейчас письмо своему учителю, по поводу окончания вами начальной школы. В нём вы можете написать всё что захотите. Мне будет очень интересно их прочитать.
Итог урока.
На сегодняшнем уроке мы познакомились с эпистолярным жанром. Интернет уже почти совсем вытеснил живые письма из жизни людей. Но не следует забывать об этом древнем способе общения. Письмом вы оказываете внимание, любовь и уважение человеку. Спасибо за ваши письма!