Пестрякова Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов МБОУ СОШсУИОП №74 г.Кирова.
Урок русского языка. УМК «Школа России». 4 класс.
Тема: Письменное изложение повествовательного текста
по цитатному плану «Живи теперь на воле!».
Цели:
предметные: уметь определять тему, основную мысль, тип текста, озаглавливать текст, уметь составлять цитатный план текста и писать изложение с опорой на план, развивать речь, мышление, умения анализировать, систематизировать и обобщать;
личностные: формирование положительной мотивации к учению, развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной работой, воспитание бережного отношения к природе.
Тип урока: развитие речи
УМК: «Школа России»
Оборудование: учебник «Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г., 4 класс», «Словарь русского языка» Ожегова С.И., мультимедийная доска, презентация, тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний (Слайд №2)
Пёстрая птичка,
Любит водичку.
Ест червячков
И разных жучков.
Может нырять
И в небе летать.
Ходит вразвалочку-
Спотыкалочку.
(Утка)
III. Работа по теме урока (Слайд №3)
1. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке русского языка мы будем писать изложение.
- Что значит написать изложение или изложить?
- Посмотрим значение слова изложить в Словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова:
Изложить - описать, передать устной или письменной речью.
- Ребята, вам уже знакома такая работа?
- Сегодня ваша задача - подробно письменно пересказать текст, сохраняя авторский стиль, язык.
- Изложение мы будем писать по плану, но не по простому, а по цитатному.
- Что такое цитатный план? Цитата?
- Посмотрим значение слова цитата в Словаре Сергея Ивановича Ожегова.
Цитата – точная, буквальная (дословная) выдержка из какого-нибудь текста. (Слайд №4)
2. Подготовка к восприятию текста.
Знакомство с биографией писателя. (Слайд №5)
- Я познакомлю вас с некоторыми фактами из биографии Василия Алексеевича Бочарникова, автора текста изложения. Вы познакомитесь с нею, ближе узнаете этого человека.
Родился 11 января 1921 года вс. Бородачи Красно-Ярского района Сталинградской области в крестьянской семье. Учился в Мурманском политико-просветительном техникуме, работал в мурманской молодежной газете "Комсомолец Заполярья". Участник Великой Отечественной войны. Трижды был ранен, отмечен боевыми наградами. После войны работал в редакциях газет и радиовещания Ярославской области. Учился в Ярославской партийной школе (1952-1954 гг.). С 1964 года жил и работал в Костроме. Был редактором радиовещания на Костромском льнокомбинате им.Ленина. Активно сотрудничал в центральной и местной печати как прозаик и поэт. Лауреат премий газет и журналов: "Сельская жизнь", "Гудок", "Крестьянка", "Кругозор". В 1981 году ему было присвоено почетное звание "Заслуженный работник культуры РСФСР".
Член Союза писателей СССР с 1969 года. Умер 11 ноября 1991 года.
3.Работа с текстом
Произведения Бочарникова Василия Алексеевича поэтичны, пронизаны чувством любви к родной природе. (Слайд №6, 7)
Упр. 162, с.79
– Предлагаю вам познакомиться с текстом В. Бочарникова. Он написал рассказ о дружбе человека и птицы. Наша задача – проанализировать текст. (Слайд №8)
– Определите тему текста (Как учитель помог перезимовать уточке.);
-Какова основная мысль текста? (Дикие животные должны жить в природе. Нужно проявлять заботу и доброту к братьям нашим меньшим.)
- Подберите заголовок.
(Уточка Утя; Живи на воле!; Учитель и Утя; Учитель и уточка.)
– Как вы думаете, какой это тип текста?
– Вспомните, какой тип текста относится к повествованию.
Повествование — при таком типе изложения требуется, прежде всего, правильное изложение последовательности событий или основных моментов текста.
– Докажите, что это повествовательный текст.
– Итак, в тексте говорится о событии, эпизоды которого последовательно сменяют друг друга.
4. Чтение по частям. Составление цитатного плана.
- Сколько частей в тексте?
- Как найти границы частей?
- Прочитайте первую часть. Что в этой части главное? (Слайд №9)
(У учителя Николая Дмитриевича всю зиму жила раненая уточка. Он её лечил.)
- Выберите предложение, которое может стать пунктом плана.
(Учитель и Утята привыкли друг к другу.)
Лексическая работа. Объясните значение словосочетания:
приволок с речки,
привыкли друг к другу.
- Прочитайте вторую часть. (Слайд №10)
- Что в этой части главное?
(Пришла весна. Уточка стала проситься на волю.)
- Что такое полынья?( ПОЛЫНЬЯ́ - Незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.)
- Выберите предложение, которое может стать пунктом плана.
(Уточка заволновалась.)
Лексическая работа. Объясните значение словосочетания:
уточка заволновалась,
проситься на волю.
Прочитайте третью часть. (Слайд №11)
- Что в этой части главное?
(Николай Дмитриевич попрощался с уточкой и отпустил её на волю.)
- Выберите предложение, которое может стать пунктом плана.
(Пришла разлука.)
Лексическая работа. Объясните значение словосочетаний:
- Прочитайте четвёртую часть. (Слайд №12,13)
- Что в ней главное?
(Уточка радуется весне и воле.)
- Выберите предложение, которое может стать пунктом плана.
(Живи теперь на воле.)
Лексическая работа. Объясните значение словосочетания:
Цитатный план (слайд №14)
1.Учитель и Утя привыкли друг к другу.
2. Уточка заволновалась.
3. Пришла разлука.
4. Живи теперь на воле.
IV. Физкультминутка. (Слайд №15)
Ходьба на месте. Повороты головой.
V. Орфографическая подготовка (слайд 16)
- Найдите в тексте знакомые орфограммы.
- Объясните постановку знаков препинания в тексте.
Основные орфограммы:
Николай Дмитриевич, с речки Покши, уточка Утя.
Заволновалась, взлетать, привыкли, позвал, вынырнет.
Осенью, полынья, крылья.
С речки Покши, зажило, чаще, чувствовал, живи, в широкой.
Снизу, вверх, скоро.
Лечил, на реке, появились, взлетать, по голове, весна, проситься.
Друг к другу.
Крылышко.
VI. Продолжение работы по теме урока.
1.Ответы на вопросы учителя.
- Где всю зиму жила уточка?
- Когда она появилась?
- Почему учитель её лечил?
- Как назвали уточку?
- Когда на реке появились полыньи?
- Что произошло с уточкой?
- Что она стала делать?
- Как учитель понял, что пришла разлука?
- Что сделал Николай Дмитриевич?
- Где стала плавать уточка?
2.Пересказ текста по частям.
3.Написание изложения. (Слайд № 17)
Опорные слова. Учитель использует опорные слова в зависимости от подготовленности класса
4.Самопроверка. Индивидуальная работа над речевыми, грамматическими оборотами и орфографией.
5.Редактирование текста.
VII. Итог урока.
- Понравился ли вам текст, с которым мы работали?
- Какие выводы вы сделали для себя?
- Какие трудности вы испытывали при написании изложения?
VIII. Домашнее задание (Слайд №18)
Выписать глаголы из 1 части упр.162, с.79,
Определить число, время глаголов. В глаголах прошедшего времени определить род.
Источники:
https://znanio.ru/media/urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_po_teme_podrobnoe_izlozhenie_na_osnove_zritelnogo_vospriyatiya_teksta_po_samostoyatelno_sostavlennomu_planu_umk_shkola_rossii-21401/26215
http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/136-preschool-russian/7582-2015-04-11-15-12-12.html
http://elib-kostroma.ru/avtor/chleny-kostromskoy-oblastnoy-pisatelskoy-organizacii/bocharnikov-vasiliy-alekseevich/
8