kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Письменное изложение повествовательного текста по цитатному плану «Живи теперь на воле!».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока развития речи - продолжить работу по  формированию умений составлять цитатный план повествовательного текста и писать изложение с опорой на этот план.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изложение повествовательного текста по цитатному плану Живи теперь на воле!»

Пестрякова Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов МБОУ СОШсУИОП №74 г.Кирова.

Урок русского языка. УМК «Школа России». 4 класс.

Тема: Письменное изложение повествовательного текста

по цитатному плану «Живи теперь на воле!».


Цели:

  • предметные: уметь определять тему, основную мысль, тип текста, озаглавливать текст, уметь составлять цитатный план текста и писать изложение с опорой на план, развивать речь, мышление, умения анализировать, систематизировать и обобщать;

  • личностные: формирование положительной мотивации к учению, развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной работой, воспитание бережного отношения к природе.

Тип урока: развитие речи

УМК: «Школа России»

Оборудование: учебник «Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г., 4 класс», «Словарь русского языка» Ожегова С.И., мультимедийная доска, презентация, тетрадь.


ХОД УРОКА


I. Организационный момент


II. Актуализация знаний (Слайд №2)

Пёстрая птичка,

Любит водичку.

Ест червячков

И разных жучков.

Может нырять

И в небе летать.

Ходит вразвалочку-

Спотыкалочку.

(Утка)


III. Работа по теме урока (Слайд №3)

1. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке русского языка мы будем писать изложение.

- Что значит написать изложение или изложить?

- Посмотрим значение слова изложить в Словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова:

Изложить - описать, передать устной или письменной речью.

- Ребята, вам уже знакома такая работа?

- Сегодня ваша задача - подробно письменно пересказать текст, сохраняя авторский стиль, язык.

- Изложение мы будем писать по плану, но не по простому, а по цитатному.

- Что такое цитатный план? Цитата?

- Посмотрим значение слова цитата в Словаре Сергея Ивановича Ожегова.

Цитата – точная, буквальная (дословная) выдержка из какого-нибудь текста. (Слайд №4)


2. Подготовка к восприятию текста. 
Знакомство с биографией писателя. (Слайд №5)

- Я познакомлю вас с некоторыми фактами из биографии Василия Алексеевича Бочарникова, автора текста изложения. Вы познакомитесь с нею, ближе узнаете этого человека.

Родился 11 января 1921 года вс. Бородачи Красно-Ярского района Сталинградской области в крестьянской семье. Учился в Мурманском политико-просветительном техникуме, работал в мурманской молодежной газете "Комсомолец Заполярья". Участник Великой Отечественной войны. Трижды был ранен, отмечен боевыми наградами. После войны работал в редакциях газет и радиовещания Ярославской области. Учился в Ярославской партийной школе (1952-1954 гг.). С 1964 года жил и работал в Костроме. Был редактором радиовещания на Костромском льнокомбинате им.Ленина. Активно сотрудничал в центральной и местной печати как прозаик и поэт. Лауреат премий газет и журналов: "Сельская жизнь", "Гудок", "Крестьянка", "Кругозор". В 1981 году ему было присвоено почетное звание "Заслуженный работник культуры РСФСР".

Член Союза писателей СССР с 1969 года. Умер 11 ноября 1991 года.


3.Работа с текстом

Произведения Бочарникова Василия Алексеевича поэтичны, пронизаны чувством любви к родной природе. (Слайд №6, 7)

Упр. 162, с.79

– Предлагаю вам познакомиться с текстом В. Бочарникова. Он написал рассказ о дружбе человека и птицы. Наша задача – проанализировать текст. (Слайд №8)

– Определите тему текста (Как учитель помог перезимовать уточке.);

-Какова основная мысль текста? (Дикие животные должны жить в природе. Нужно проявлять заботу и доброту к братьям нашим меньшим.)

- Подберите заголовок.

(Уточка Утя; Живи на воле!; Учитель и Утя; Учитель и уточка.)

– Как вы думаете, какой это тип текста?

– Вспомните, какой тип текста относится к повествованию.

Повествование — при таком типе изложения требуется, прежде всего, правильное изложение последовательности событий или основных моментов текста.

– Докажите, что это повествовательный текст.

– Итак, в тексте говорится о событии, эпизоды которого последовательно сменяют друг друга.


4. Чтение по частям. Составление цитатного плана.

- Сколько частей в тексте?

- Как найти границы частей?

- Прочитайте первую часть. Что в этой части главное? (Слайд №9)

(У учителя Николая Дмитриевича всю зиму жила раненая уточка. Он её лечил.)

- Выберите предложение, которое может стать пунктом плана.

(Учитель и Утята привыкли друг к другу.)

Лексическая работа. Объясните значение словосочетания:

  • приволок с речки,

  • привыкли друг к другу.

- Прочитайте вторую часть. (Слайд №10)

- Что в этой части главное?

(Пришла весна. Уточка стала проситься на волю.)

- Что такое полынья?( ПОЛЫНЬЯ́ - Незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.)

- Выберите предложение, которое может стать пунктом плана.

(Уточка заволновалась.)

Лексическая работа. Объясните значение словосочетания:

  • уточка заволновалась,

  • проситься на волю.

Прочитайте третью часть. (Слайд №11)

- Что в этой части главное?

(Николай Дмитриевич попрощался с уточкой и отпустил её на волю.)

- Выберите предложение, которое может стать пунктом плана.

(Пришла разлука.)

Лексическая работа. Объясните значение словосочетаний:

  • вынес на волю,

  • пришла разлука,

  • махнул руками снизу вверх и сильно кинул.

- Прочитайте четвёртую часть. (Слайд №12,13)

- Что в ней главное?

(Уточка радуется весне и воле.)

- Выберите предложение, которое может стать пунктом плана.

(Живи теперь на воле.)

Лексическая работа. Объясните значение словосочетания:

  • твоя весна пришла


Цитатный план (слайд №14)

1.Учитель и Утя привыкли друг к другу.

2. Уточка заволновалась.

3. Пришла разлука.

4. Живи теперь на воле.


IV. Физкультминутка. (Слайд №15)

Ходьба на месте. Повороты головой.

V. Орфографическая подготовка (слайд 16)

- Найдите в тексте знакомые орфограммы.

- Объясните постановку знаков препинания в тексте.

Основные орфограммы:

Николай Дмитриевич, с речки Покши, уточка Утя.

Заволновалась, взлетать, привыкли, позвал, вынырнет.

Осенью, полынья, крылья.

С речки Покши, зажило, чаще, чувствовал, живи, в широкой.

Снизу, вверх, скоро.

Лечил, на реке, появились, взлетать, по голове, весна, проситься.

Друг к другу.

Крылышко.


VI. Продолжение работы по теме урока.

1.Ответы на вопросы учителя.

- Где всю зиму жила уточка?

- Когда она появилась?

- Почему учитель её лечил?

- Как назвали уточку?

- Когда на реке появились полыньи?

- Что произошло с уточкой?

- Что она стала делать?

- Как учитель понял, что пришла разлука?

- Что сделал Николай Дмитриевич?

- Где стала плавать уточка?

2.Пересказ текста по частям.

3.Написание изложения. (Слайд № 17)

Опорные слова. Учитель использует опорные слова в зависимости от подготовленности класса

4.Самопроверка. Индивидуальная работа над речевыми, грамматическими оборотами и орфографией.

5.Редактирование текста.


VII. Итог урока.

- Понравился ли вам текст, с которым мы работали?

- Какие выводы вы сделали для себя?

- Какие трудности вы испытывали при написании изложения?


VIII. Домашнее задание (Слайд №18)

  1. Выписать глаголы из 1 части упр.162, с.79,

  2. Определить число, время глаголов. В глаголах прошедшего времени определить род.






Источники:

https://znanio.ru/media/urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_po_teme_podrobnoe_izlozhenie_na_osnove_zritelnogo_vospriyatiya_teksta_po_samostoyatelno_sostavlennomu_planu_umk_shkola_rossii-21401/26215

http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/136-preschool-russian/7582-2015-04-11-15-12-12.html

http://elib-kostroma.ru/avtor/chleny-kostromskoy-oblastnoy-pisatelskoy-organizacii/bocharnikov-vasiliy-alekseevich/









8


Просмотр содержимого документа
«Приложение»

Приложение


КАРТОЧКА - ПОМОЩНИЦА

План:

Опорные слова

1.Учитель и Утя привыкли друг к другу.


Николай Дмитриевич;

приволок с речки Покши;

ранена в крыло; крылышко зажило; привыкли друг к другу.

2. Уточка заволновалась.


появились полыньи;

стала взлетать, хлопать крыльями, проситься на волю.

3. Пришла разлука.


позвал, посадил на ладонь, погладил; чувствовал, что пришла разлука;

вынес на волю; махнул снизу вверх.

4. Живи теперь на воле!


в широкой полынье;

то нырнет, то вынырнет;

на воле.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пестрякова Татьяна Владимировна

Дата: 18.05.2022

Номер свидетельства: 607303

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства