Активизировать познавательную деятельность учащихся посредством разнообразных заданий.
Учить умению контролировать свою деятельность, умению работать по заданному алгоритму.
Формировать умению работать в коллективе, в парах.
Учить умению выполнять работу с опорой на схемы, проводить сравнение, классификацию, строить объяснение.
Этапы | | Деятельность и ответы учащихся | | |
Организационный момент. Цель: эмоционально настроить детей на работу. | Раз, два, три, четыре, пять – Урок пора нам начинать. Вы друг другу улыбнитесь И тихонечко садитесь. | Выполнение действий по алгоритму | Эмоциональный настрой на работу. Личностные УУД. Регулятивные УУД. |
II. Целеполагание. Цель: повторить, закрепить ранее изученный материал, умения классифицировать звуки по разным признакам. | Поиграем в игру. Прошу вас соединить заглавные и строчные буквы, которые мы научились писать. (А-а, О-о, У-у, М-м, Н-н, Э-э, Р-р, Л-л, ы) | Дети называют пары | Познавательные УУД (демонстрационный материал развешан на листах на доске) |
Сколько всего букв написано? А сколько пар? | 17 букв 8 пар | Познавательные УУД |
Какая буква осталась без пары? | Буква ы. | Фронтальная работа. Регулятивные УУД |
Почему эта буква без пары? Что мы узнали на уроке интересного о ней? | В русском языке, увы, Не бывает слов на "Ы". |
Какая есть буква волшебная и является королевой страны Букволандии? | Буква и. | Фронтальная работа. Познавательные УУД |
Почему? | Она может превращаться во многие буквы. |
А теперь разделите все эти буквы на группы по общему признаку. | Заглавные и строчные, гласные согласные. |
В каких группах оказалась буква ы? | Строчная, обозначает гласный звук. | |
| Давайте вспомним правила при письме. - Руки? – На месте! - Ноги? – На месте! - Локти? – У края! - Спина? – Прямая! Напишем пары изученных букв в соединении. | Выполнение движений вслед за словами. Написание пар букв у доски желающими учениками. Параллельно проводится анализ написанных букв детьми. | Фронтальная работа. Регулятивные УУД |
IV. Этап формирования. | На уроке чтения мы познакомились с печатной буквой ы, а сейчас на уроке письма мы должны поставить себе цель. Какую? | Научимся писать письменную строчную букву ы. | Фронтальная работа. Регулятивные УУД |
Давайте их сравним. | Они похожи по написанию, но отличаются наклоном. |
Посмотрите на образец. Кто попробует назвать алгоритм написания строчной буквы ы. | Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по наклонной линии вниз, задерживаемся на строке, поднимаемся по наклонной, прижимаемся на середине к наклонной, выполняем узелок, уходим вправо вверх и на 1/3 выписываем секрет, по секрету – наклонная линия, качалочка, крючок до середины. | Фронтальная работа. Регулятивные УУД. Познавательные УУД. |
Из каких элементов состоит буква ы? | Наклонная, качалочка, секретик, крючок. |
Найдите общие элементы с буквами а, у, м. | Наклонная, крючок. |
Давайте в парах смоделируем из ленточки букву ы. | Работа в парах. | Коммуникативные УУД. |
III. Физкультминутка. | Перед письмом – пальчиковая гимнастика: Мы капусту – рубим, рубим. Мы капусту – солим, солим. Мы капусту – трём, трём. Мы капусту – жмём, жмём. | Выполнение движений вслед за словами. | |
V. Этап усвоения новых знаний. Цель: формирование навыка письма строчной буквы ы. | Давайте напишем букву в воздухе за мной. | Написание буквы в воздухе. | Регулятивные УУД. Познавательные УУД. |
Напишем букву ы в прописи. | Написание буквы в прописи, помощь учителя нуждающимся детям. |
Кто попробует стать учителем и продиктует своим товарищам алгоритм написания новой буквы? | Одну букву пишут под диктовку ученика, а сам «учитель» пишет её на доске. | Коммуникативные УУД Личностные УУД |
Посмотрите на буквы, которые вы написали, обведите букву, которую написали лучше. Покажите своему товарищу по парте. | Дети обводят в каждой строчке самую лучшую букву карандашом, потом показывают соседу. | Коммуникативные УУД Личностные УУД Самоанализ. |
VI. Репродуктивно-поисковый этап. Цель: Познакомиться со словами, в состав которых входит буква ы. Задачи: Развитие фантазии, воображения, мышления. | Продолжаем работу в парах. В табличке даны 7 букв ы. Найдите правильное написание буквы и обведите в кружок. Сравните свои результаты с соседом. Назовите ошибки в каждой неправильно написанной букве. | Дети находят правильную букву ы. Называют ошибки в других буквах. |
На доске картинки. СТОЛ, ГИТАРА, ПАРТА, ТОРТ - Чем-то они опечалены, им одиноко. Сколько предметов обозначает каждое слово? (1) Каждое слово обозначает 1 предмет. Слова стоят в ед. числе. - Как бы избавить слова от одиночества? Вам приходилось скучать в одиночестве? Как спасались от одиночества? - Когда ты один – скучно, когда нас много – скучать некогда. - Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов. - Сколько предметов обозначает каждое слово? Такие слова стоят во мн. числе. - Какое число имеют слова? (Ед. и мн. число). Какая буква помогла изменить слова? (ы) | Дети называют слова. Дети высказывают своё мнение об одиночестве. | Познавательные УУД. Личностные УУД |
Давайте прочитаем такие пары слов в прописи. | нора-норы рама-рамы мала-малы | Познавательные УУД. |
| Какой буквой они отличаются? | Буквой ы. |
Что обозначают слова с буквой ы? | Слова во множественном числе. |
Запишите пары слов рядом на строке. | Дети записывают слова. | Регулятивные УУД. |
Создание положительного эмоционального климата и снижение у детей напряжения посредством проведения физкультминутки. | Давайте отдохнём. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем! | Повторяют движения вслед за учителем. | |
VI. Репродуктивно-поисковый этап. Цель: Познакомиться со словами, в состав которых входит буква ы. Задачи: Развитие фантазии, воображения, мышления. | Что написано на следующей строке? | Предложение. | Познавательные УУД. |
Почему вы решили, что это предложение? | Большая буква в начале и точка в конце. |
Сколько слов в этом предложении? | Три. |
Прочитайте его. Какое слово ещё написано с большой буквы? | У Лары рыбы. Лара. |
Почему оно написано с большой буквы? | Это имя девочки. |
Какие ещё слова пишутся с большой буквы? | Клички животных, фамилии и имена людей. |
Прочитайте второе предложение на этой строке. | Они малы. | |
Запишите его ниже. | | |
Последняя строчка у вас пустая. Давайте на ней напишем слова во множественном числе. Я буду их называть в единственном. Какая буква их превращает во множественное число? | Буква ы. | Познавательные УУД. |
Мама-мамы, рана-раны, лама-ламы, мэр-мэры, лимон-лимоны | Запись слов у доски по цепочке. | Познавательные УУД. |
VII. Поисково-творческий этап. Цель: Развивать у детей интерес к лексическому анализу слов. Задачи: Развивать у учащихся дикцию, внимание. Развитие речи учащихся, навыков чтения. | Следующий вид работы для смышлёных ребят. В Букволандии какой-то злодей съел половины букв. Вам нужно восстановить буквы. Можно работать в парах. | Дети восстанавливают буквы. | Регулятивные УУД. |
А теперь давайте запишем восстановленные буквы на следующей строке. | На доске по цепочке. | |
Кто из вас может прочитать предложение на следующей строке? | Мы услыхали от совы, что нету слов на букву ы. | Познавательные УУД. |
Впишите по пунктиру буквы. | Письмо по пунктирам. | Регулятивные УУД. |
Выполним геометрический рисунок в заданной последовательности. | Рисование. | |
Вы знаете, что в стране Букволандии случаются чудеса. Вот и сейчас буква ы совершит превращение слов. Посмотрите на ребус. Кто его разгадал и объяснит остальным ребятам? | Дом-дым. | |
Давайте напишем новое слово, но какую букву мы ещё не учили? | Букву д. | |
А какая изученная буква может в неё превратиться? | Буква у. | |
Напишите на доске и в тетради. | | |
РЕЗЕРВ Перед этим физминутка. | На пустых строчках напишем слова и предложения с изученными буквами. | | |
| У мамы мыло. У мамы Мила. Мама мыла Милу мылом. | | |
Он полётам не обучен, Зато в беге – самый лучший. От любой большой проблемы Убегает страус ... | Эму | Познавательные УУД Регулятивные УУД. |
Ночью по небу гуляю, Тускло землю освещаю. Скучно очень мне одной, А зовут меня ... | Луна |
Желтый цитрусовый плод В странах солнечных растёт. Но на вкус кислейший он, А зовут его ... | Лимон |
Бусы красные висят Из кустов на нас глядят, Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. | Малина |
Познакомиться готов? Я бываю всех цветов. Ручки моешь? Очень мило, Значит, пригодиться… | Мыло |
VIII. Подведение итогов. | – Какая цель была в начале урока? - Мы достигли нашей цели? | Научиться писать строчную букву ы. Да. | Познавательные УУД |
IX. Рефлексия. | Если вам было интересно и вы узнали много нового, то нарисуйте красный шарик. Если вы узнали много нового, но было трудно, нарисуйте жёлтый шарик. А если было скучно на уроке, то нарисуйте синий шарик. | Дети рисуют в уголках страницы цветной шарик. | Личностные УУД |