kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический прект "Организация контроля и учёта знаний на уроках русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представавлен опыт работы по организации контроля и учёта знаний обучающихся на уроках русского языка. Имеются разработки уроков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический прект "Организация контроля и учёта знаний на уроках русского языка"»

27



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ « МЕЛЕКЕССКИЙ РАЙОН»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 р.п. МУЛЛОВКА








Организация контроля и учёта знаний

обучающихся на уроках русского языка.



















Педагогический проект

учителя русского языка и литературы

МКОУ СОШ № 2 р.п. Мулловка

Бударковой Любови Анатольевны






2013 г.

Оглавление:

I. Введение.

II. Основная часть.

1. Виды, формы, способы контроля.

1.1. Текущий опрос.

1.2. Фронтальный опрос.

1.3. Комбинированный опрос.

1.4. Олимпиада как форма контроля знаний учащихся.

1.5. Нестандартные уроки как форма итогового тематического контроля и учёта знаний.

III. Выводы.

IV. Приложение.

V. Библиография.


































Введение.



Актуальность педагогического проекта.

  • Современное общество испытывает потребность в образованном человеке, который

  • стремится к максимальной реализации своих возможностей,

  • открыт для восприятия нового опыта,

  • способен на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях,

  • владеет нормами литературного языка, способен свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения,

  • умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

  • Поэтому задача воспитания образованного человека является в настоящее время одной из главных задач школы и первую очередь уроков русского языка.


  • Задачи проекта:

  • определить наиболее эффективные приемы, виды, формы и способы контроля;

  • повысить интерес к русскому языку и развивать мотивацию учебной деятельности;

  • повысить результативность обучения;

  • активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах


  • Гипотеза.

  • Если целенаправленно и систематически использовать различные виды, формы и способы контроля и учёта знаний и умений учащихся, то это позволит им

  • значительно повысить качество знаний по русскому языку,

  • выражать свои чувства и представления о мире различными способами,

  • свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач.

  • Методы исследования:

  • анализ проблемы исследования;

  • изучение психолого-педагогической, методической литературы;

  • проектирование педагогического эксперимента;

  • диагностика:

  • 1)обобщение;

  • 2)сравнение;

  • 3)анкетирование;

  • 4)тестирование;

  • обобщение полученных результатов;

  • подведение итогов


  • Ожидаемые результаты:

  • Повышение качества образования;

  • повышение интереса к русскому языку и литературе и развитие мотивов учебной деятельности;

  • прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;


  • умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;

  • активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах

Объект исследования: образовательный процесс.


Предмет исследования: деятельность школьников на уроке


Этапы реализации проекта:

  • подготовительный: январь 2011– сентябрь 2011г.

  • Изучение и анализ материалов по теме проекта, современных педагогических технологий.

  • Основной: сентябрь 2011– сентябрь 2012г,

  • проведение уроков.

  • заключительный: сентябрь 2012– декабрь 2012,

  • подведение итогов, анализ результатов


Цель педагогического проекта: разработка системы заданий для контроля знаний и умений учащихся на уроках русского языка.


Практическая значимость проекта заключается в создании эффективных форм и видов ежедневного контроля знаний, умений, способов деятельности. Собранный мною материал может быть использован как на обычных уроках, так и на уроках итогового повторения, обобщения и систематизации изученных грамматических разделов.









Контроль и оценка знаний – важнейшие компоненты учебной деятельности: они помогают учащимся осмыслить изученное, утвердиться в правильности своих знаний и умений, понять зависимость результатов учения от вложенного труда, а также постепенно овладеть приемами контроля и критериями оценки, что является основой самоконтроля и самооценки. Систематический учет знаний школьников помогает своевременно обнаружить проблемы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применении их на практике, а также соответственно корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью. Учитель при этом получает обратную информацию о ходе процесса усвоения знаний и его результатах и соответствующим образом вмешивается в процесс: дает индивидуальные задания учащимся, дополнительно объясняет, приводит вспомогательные примеры, в случае выявления ошибочных суждений сообщает факты, противоречащие неверному суждению, помогает выработать правильный способ рассуждений.

Таким образом, контроль знаний, умений и навыков не только дает возможность учителю установить, что усвоили ученики, какими умениями они овладели, чтобы в процессе дальнейшей познавательной деятельности опираться на приобретенные знания, но и зафиксировать пробелы в знаниях и наметить рациональные пути их устранения с учетом индивидуального подхода к учащимся.

Выявление результатов обучения необходимо также и для решения вопроса об эффективности используемой учителем методики, путях и способах ее совершенствования. Ведь только имея объективную картину продвижения учащихся в усвоении учебного материала, преподаватель может обосновать выбор, применение тех или иных форм организации обучения, своевременно внести коррективы в его методы, направив их на достижение наиболее высокого уровня знаний.

Создание системы эффективных форм и видов ежедневного контроля знаний, умений и навыков учащихся способствует выявлению уровня обученности школьников на каждом уроке, помогает успешной организации дифференцированного обучения, является одним из реальных путей нормализации учебной нагрузки школьников.

Велика и воспитывающая роль проверки знаний учащихся. Систематический контроль дисциплинирует школьников, приучает их трудиться регулярно. Недаром В.А. Сухомлинский считал, что важнейшая задача проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся – укрепление у школьников оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь, - учебного.

Из всего сказанного следует, что учитель может только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо представляет уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация четко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы учета и контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения.

Решение этой проблемы немыслимо без четко разработанной системы ежедневного опроса учащихся с целью выявления уровня достигнутых результатов, основательности усвоения знаний и прочности формирования навыков. При редком опрашивании ученики перестают готовиться к урокам, запускают материал. В процессе опроса знания закрепляются, совершенствуются, развиваются речь, мышление.

В зависимости от степени прохождения материала мы различаем два вида опроса: текущий опрос и обобщающий опрос.

Текущий опрос – основной вид опроса учащихся. При помощи этого опроса осуществляется систематически контроль за работой учеников на всех этапах работы над темой. Именно в ходе текущего опроса происходит основная отработка учебного материала, закрепление знаний, отбирается материал по теме, подчеркивается главное, решающее, вырабатывается последовательность изложения.

Как организовать учет и контроль знаний при текущем опросе? Большое внимание следует уделять тем видам проверки, которые быстро дают учителю информацию о промежуточных результатах усвоения материала. С этой целью практикую такие приемы проверки усвоения материала, как перфокарты, карточки контроля, взаимоконтроль, проверочные работы с выборочным ответом, раздаточный индивидуальный материал.

5 класс. Изучается тема «Буквы з-с на конце приставок.»

Учащимся предлагается поучаствовать в «мотогонках». На доске для каждого ряда дано задание:


бе.болезненный бе.жалостный


бе.шумный бе.чувственный


в.дыхать бе.цельный


в.крикнуть рас.мотреть


ра.жимать ра.гадать


бе.конечный и.портить

Учащиеся (первые шесть человек) по цепочке выходят к доске, берут цветной мелок, вставляют пропущенную орфограмму и графически объясняют. Учитель же видит, как ученики усвоили эту тему.


6 класс. «Гласные в приставках пре- и при-.»

Учитель диктует слова, учащиеся записывают лишь номер слова, приставку и условие написания.

Приморский, преспокойно, прекрасный, прихрамывать, привинтить и т.д.

В тетрадях учащихся появляется запись:


1. при-, близость 3. пре-, = очень 5. при-, присоединение

2. пре-, = очень 4. при-, неполное действие


Затем учитель включает кодоскоп с правильным ответом, учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют зеленым стержнем и ставят оценки. (Критерии им известны). Организованная таким образом взаимопроверка дает учителю информацию о результатах усвоения материала.


9 класс. «Понятие о сложном бессоюзном предложении».


Блиц-опрос.

Учитель читает, учащиеся записывают номер вопроса и букву, под которой находится правильный ответ.


1. Бессоюзные предложения – это

а) простые предложения;

б) сложные предложения;

в) предложения, которые характеризует только отсутствие союза между двумя простыми;

г) предложения, которые характеризует только определенная интонация;

д) предложения, в которых отсутствуют союзы между двумя простыми, а их смысловые отношения выражаются не с помощью союзов, а с помощью знаков препинания на письме и интонации в устной речи.


2. Простые предложения в составе бессоюзных отделяются друг от друга с помощью

а) только запятой;

б)только двоеточия и тире;

в) запятой, точки с запятой, двоеточия, тире.


3. Предложения, входящие в состав бессоюзного, могут иметь следующие значения:

а) одновременности и последовательности;

б) причин и следствия;

в) пояснения;

г) противопоставления;

д) времени и условия;

е) дополнения;

ж) уступки;

з) сравнения;

и) цели;

к) места.


Учитель и ученик читает ответ, все проверяют (Код: 1) б, д; 2) в; 3) а, б, в, г, д, е, з.)

Еще один вид контроля знаний и умений учащихся – это пунктуационный диктант. Технология его такова: учитель читает предложение, а ученики внимательно слушают. Их задача – услышать знаки препинания. В тетрадях пишут только номер предложения и знаки, которые поставили.


Учитель



Раз утром выхожу я из своей квартиры и вижу Пушкина, идущего мне навстречу. Слух о моих стихах, разбежавшихся по рукам, дошел до правительства. Милорадович, лежавший на своем зеленом диване, окутанный дорогими шалями, закричал мне: «У меня сейчас был Пушкин!»

Запись в тетрадях учащихся


  1. ,.

  2. ,,.

  3. ,,,: «!»


После прослушивания и записи знаков препинания первого предложения один ученик читает свой ответ и объясняет, почему поставил данные знаки.

Данный вид контроля учит школьников слышать пунктуационные знаки, на слух определять, какое пунктуационное правило применять и экономит время. При частом использовании этого вида контроля (а ребятам он очень нравится) значительно снижается процент ошибок по пунктуации.

Все выше приведенные способы контроля знаний активизируют познавательную деятельность учащихся на уроке, формируют орфографическую и пунктуационную грамотность, позволяют быстро выявить уровень знаний, умений и навыков, своевременно провести коррекцию.

Изучая обособленные определения, даю задания такого типа – сгруппировать. На доске записаны предложения:


1. Таежная река светлая и холодная зачаровывает.

2. Мягкий сладкий ветер дул навстречу.

3. Еще трава полна прозрачных слёз и гром вдали гремит раскатом.

4. Север дышит ветром ночи и полынь колышет.

5. Володя в голубой футболке покрытой до пояса простыней полулежал на постели.

6. К вечеру небо очистилось от туч и ночь обещала быть холодной.


Учащиеся записывают группы предложений, графически объясняя постановку запятых. Потом три человека выходят к доске и записывают только номера предложений и доказывают, почему они их так сгруппировали.


Например, 1,5 – простые предложения с обособленными

определениями;

2,4 (5) – простые предложения с однородными членами;

3,6 – сложносочиненные предложения.


В среднем звене (5-6 классы) при закреплении того или иного правила, написания часто пользуюсь сигнальными карточками (ь и ъ, е – и, а – о, н –нн и т.п.). Провожу словарный диктант, учащиеся «сигнализируют» написание буквы - орфограммы. Учащиеся активны, проверяем по цепочке. Учитель сразу видит результаты усвоения материала. Все слова, в которых были допущены ошибки, на последующих уроках включаются в индивидуальную работу, провожу так: в начале урока ученик, допустивший ошибки, вызывается к учительскому столу, на котором лежат полоски со словами. Он выбирает 10 слов, записывает их на доске или в тетрадь, графически объясняя выбор орфограммы, затем ученик-ассистент проверяет и оценивает.

Как еще можно организовать взаимопроверку? При помощи «дырявых» текстов, которые ученики готовят дома. Берут книжку, выбирают из нее на свой вкус кусочек текста (полстранички) и сооружает из него дырявый текст. Условия:

1) хотя бы одну дырку в слове;

2) текст должен быть написан разборчиво;

3) дырки вместительны;

4) пропуск знаков препинания;

5) книжка, их которой подобрали текст, прилагается.

Итак, текст продырявлен и лишен знаков препинания. На уроке ученики обмениваются текстами с соседом по парте, и за 3-5 минут штопаются соседские дырки карандашом.


В стар…м парк… к…торый нач…на…т…ся за …град…й наш…го дома есть кл…нов…я а...ея. Пр…хотл…во изв…ваясь заснеже…ая а…ея устр…мляет…ся в гор…д. Сн…г…ри навед…вают…ся туда каждый день их манн…т зимн…е д…ревья сплош… усып…н…ые ле…кими крылатыми о…м…нами.


Теперь – обратный обмен. Тетрадь вернулась к хозяину. Он берет ручку и, сверяясь с книжкой, уже по-настоящему крепко штопает свой текст. Если карандаш не врет, он обводит букву сразу ручкой. Если сосед ошибся, то, ткнув его в ошибку, стирает ее ластиком и вписывает зеленым стержнем единственно правильный вариант. Проверяет знаки препинания. Прошло еще минуты три-пять. Ставят отметки.

Заняты все. Отметки получают все. А учитель выставляет их в журнал.

Данный вид контроля, устраняя скуку, помогает формировать орфографическую и пунктуационную грамотность, так как при каждом обращении к тексту в световое пятно ученического внимания попадали разные (!) слова, пунктограммы.

При текущем контроле в практике работы использую разнообразные формы контроля: индивидуальный, групповой, коллективный, фронтальный, уплотненный и выборочный. Эффективными являются те формы опроса, которые делают неформальным контроль знаний, умений и навыков учащихся, органически вплетаются в конкретное содержание и вытекают из задач данного урока.

Фронтальный опрос – это контрольное опрашивание на уроке, проверка степени и осознанности усвоения учебного материала. Фронтальный опрос способствует развитию учащихся, позволяет охватить проверкой многих учащихся. Проводя фронтальную проверку, использую такие виды контроля, как задания с выборочным ответом. Включая кодоскоп, на пленке даны предложения:


1) Петух вспоет 2) Дуб держится к земле

старуха встала. тростиночка припала.

3) Ты знаешь ведь как дерево высоко

Тебе ни мне туда не влезть…

4) Лягушка на лугу увидевши Вола

Затеяла сама в дородстве с ним сравняться

Она завистлива была.

5) Но получив посланье Тани Онегин живо тронут был

Язык девических мечтаний в нем думы роем возмутил…


Задание: выписать бессоюзные сложные предложения со значением причины, расставить знаки препинания.


По ходу работы учитель проверяет у нескольких учащихся задание. Затем учащиеся «сигнализируют» цифровыми карточками номера предложений. Итог подведён.

Или такое задание: расставь знаки препинания. Найди для каждого предложения соответствующую ему характеристику, соединив их стрелкой.


1. Первая встреча Пушкина с Николаем I

Состоялась 8 сентября 1826 года в московском Кремле куда царь вызвал поэта из Михайловской ссылки.

1. СПП с придаточным цели и условия, с обособленным обстоятельством.

2. Он знал, что в делах почти всех осуждённых декабристов находили его вольнолюбивые стихи что эти стихи были широко распространены в армии что и сам он у царя на подозрении.

2. СПП с придаточными причины и определительным.

3. Несмотря на то что она была глубоко верующей ей до сих пор ни разу не случалось подумать о том сколь велико её преступление перед богом.

3. СПП с тремя однородными придаточными дополнительными.

4. Она не задумываясь пожертвовала бы жизнью чтобы спасти мужа если бы жизнь его была в опасности.

4. СПП с придаточными уступительным, местоимённо-соотносительным.


Проверяя знание теории, можно использовать терминологический диктант, игру «Ромашка», путешествие, например, в страну «Лексика».

При устной фронтальной проверке учитель учитывает количество поднятых рук. Опрос должен быть быстрый. Вопросы ставятся так, чтобы ответ был кратким.

Письменный фронтальный опрос даёт возможность за короткое время (10-15 минут) проверить знания всех учащихся по любой теме. Это может быть и составление алгоритма, ОК, выборочный диктант, работа по карточкам, тестирование, создание схемы.

Метод письменной работы активизирует проверку знаний, умений, навыков и дает возможность учителю постепенно и постоянно следить за уровнем знаний всех учащихся и вовремя ликвидировать пробелы. Если ученик не справился с заданием, приглашаю его на дополнительное занятие.

Помогают учитывать и контролировать знания, умения и навыки учащихся уроки взаимообучения. Характерные особенности данных уроков – групповая работа над материалом, усовение его тут же на уроке (без домашнего задания), взаимопомощь и взаимоответственность ребят. Например, 8 класс, тема «Вводные слова».

В классе формируются «экипажи» из четырех человек: командира (наиболее подготовленный ученик), штурмана, двух пилотов. Перед экипажем ставится цель: освоить новый материал. Учитель подробно его объясняет. После этого «экипаж» начинает действовать. Сначала командир повторяет материал всем подчиненным, затем он принимает зачет у штурмана, потом командир и штурман опрашивают пилотов, ставят оценки. В итоге команда выполняет небольшую практическую работу. «Экипаж» готов к защите знаний.

Эта процедура проводится по-разному. И зависит это от жребия, который вытягивает командир. Если достанется жетон «Выбор», то отвечающего выбирает учитель. Если «Делегат» - «экипаж» сам определяет посланца для ответа, при жетоне «Все» отвечает каждый член «экипажа», а при жетоне «Доверие» оценки в журнал выставляются те, что поставили в группах. Есть еще жетон «Экзаменаторы». Он означает, что «экипаж» командируется для приема зачетов у других «экипажей».

Во время уроков взаимообучения работает система проверки и корректировки отметок, поставленных друг другу. Так, если командир вытянул жетон «Выбор», а на защите член «экипажа» получил оценку ниже, чем заслужил в группе, оценка всех членов «экипажа» снижается на 1 балл. Это правило обеспечивает ответственность всех за одного.

Проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Используя методику взаимного тренажа, учитель получает возможность выработать прочные орфографические навыки с учётом индивидуальных способностей ребят.

Например, закрепляя орфограмму «Слитное и раздельное написание НЕ со словами разных частей речи», ученики работают в парах. Каждый получает тренажную карточку и индивидуальный лист учёта.

Образец тренажной карточки

-н-, -нн- в словах разных частей речи


песча…ый берег

связа…ый шарф

оловя…ый солдатик

тяжело ране…ый солдат

со…ый ребенок

неожида…о проснулся

стра…ик

жаре…ая рыба

ути…ый клюв

жаре…ая в сметане рыба



Образец листа учета


Индивидуальный учет знаний

«-н-, -нн- в словах разных частей речи».


№ карточки

Оценка

Кто проверял

1

5

Кравцов

2

5

Алексеева

3

4

Гуляева

4

5

Жиряков

5

4

Пан

6

3

Штромберг

7

5

Мавзютова

8

4

Пятериков


7 «Б» Драгунова Андрея


Выполнив задание на карточке, ученики обмениваются тетрадями, получают от учителя карточку с правильным ответом, проверяют зеленым стержнем и ставят оценки. Затем обмениваются тренажными карточками с другой парой и т.д. После того, как все карточки по этой теме пройдены, карточка учета сдается учителю, который может проверить любой вопрос и выставить оценку в журнал.

Подобные работы в парах по методике взаимного тренажа способствует укреплению в детях уверенности в себе, а это меняет отношение ученика к собственной деятельности.

Карточки помогают охватить большой объем слов, что позволяет выработать прочные орфографические навыки, расширить словарный запас учащихся.

Преимущество такой работы и в том, что ученики сразу видят ее результат.

Проверяя знания, использую и комбинированный способ, когда вызываются одновременно 3-5 учащихся.

Один отвечает устно, остальные письменно на доске и за партой, работая с перфокартой. После устных ответов учащихся учитель проверяет письменные ответы на доске, перфокарты, задает по одному – два небольших вопроса и ставит всем оценки.

Вот как комбинированный опрос проводится на практике.


Тема: Знаки препинания при сравнительных оборотах.


1. Один учащийся отвечает у доски правило.

2. В это время два человека на доске выполняют задания – расставляют необходимые запятые, графически объясняя.


Я сделал так же красиво как и он. Дождь льёт как из ведра.

Публика ценила Чехова как Старик заплакал как дитя.

тонкого юмориста. Капкан словно живой подпрыгнул

Как чайка парус там белеет. и со звоном захлопнул челюсти.

Мою болезнь как рукой сняло. Вода заблестела как зеркало.


3. Один ученик за партой работает с карточкой-лото. Его задача – закрыть «фишкой» в карте-таблице предложение, соответствующее условию постановки или отсутствию запятой при сравнительных оборотах.

4. Один ученик работает с карточкой.

Комбинированный опрос позволяет в течение 20-25 минут спросить от 6 до 10 человек. Пока ученики выполняют задание, учитель работает с классом.

Следующий шаг в оформлении полученных по теме знаний – это обобщающий опрос. Текущий опрос помог выявить слабые места и ликвидировать их. Основные разделы темы изучены, остается подвести итог работы, сделать основные выводы.

Образовательное значение обобщающего опроса исключительно велико. Он связывает воедино основные элементы целой темы, способствуя выработке четкого представления по ошибочному материалу, развивая кругозор и способности к обобщению.

Обобщающий опрос не требует обязательного выделения целого урока. В обычные 20-25 минут можно проверить от 3 до 6 учеников по пройденному материалу.

Одним из видов обобщающего опроса является тематический опрос. Тематический учет знаний учащихся позволяет учителю выставлять отметки по каждой теме всем без исключения учащимся, что становится одним из стимулов повышения качества знаний учеников.

Практикуя тематический учет знаний, провожу на уроке зачеты. Во время выполнения зачета пользоваться учебником не разрешается.

Работа проводится по двум вариантам. Каждый ученик получает знание. В некоторых заданиях может быть несколько правильных ответов. Задание считается выполненным, если ученик указал все правильные ответы. Выполнение каждого задания оценивается одним баллом. Общая оценка выполнения любого зачета выводится из таблицы, помещенной в начале зачета. Таблица показывает, сколько минимальных баллов надо набрать при выполнении заданий обязательной и дополнительной частей для получения оценки «Зачет», «4», «5».



6 класс. Зачет № 3.


«Морфология и орфография.

Имя существительное».


Отметка

«Зачет»

«4»

«5»

Обязательная часть

7 баллов

9 баллов

11 баллов

Дополнительная часть


2 балла

3 балла


Вариант 1.

Обязательная часть.


1. По каким признакам отличается имя существительное от других частей речи?


2. Назовите постоянные признаки у имени существительного.


3. Когда у имени существительного пишется окончание и?


4. Какие имена существительные относятся ко 2-му склонению?

Приведите примеры.


5. Почему в словах (в) решении, (на) лекции окончание и?

6. Заполните таблицу:


с ь

без ь




Густая рож__, громкий плач__, прибрежный камыш__, колхозный сторож__, рассчитывать на помощ__, ночная тиш__, из-за туч__, ремонт крыш__.


7. Поставьте существительные время, знамя, семя в Р., Д. и П падежи.


8. Подберите имена прилагательные в ед.ч. к существительным: пальто, жалюзи, тюль.


9. Допишите окончания имени прилагательного и глагола.

а) Гостеприимно_Сочи принимает много отдыхающих.

б) МГУ объявил_ набор студентов.


10. В каких словах НЕ входит в состав корня. Обведите кружком правильный ответ.

а) неряха в) неуч

б)неправда г) недостаток


11. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах существительных:

извоз_ик; съем_ик; автопогруз_ик; ореш_к


12. Подберите к данным словам синонимы с приставкой НЕ:

Быль –

Ложь –

Порицание –

Дополнительная часть.


13. Обозначьте род выделенных существительных:

а) Доктор назначила новое лечение.

б) Профессор читал лекцию.


14. Составьте два предложения со словами непогода и не погода.


15. После каких букв пишется суффикс –чик?

Тематический и итоговый контроль можно провести в форме тестирования. Тестовый материал помогает и учителю, и ученику быстро проверить и объективно оценить, что именно усвоено из программы по той или иной теме, определить свой рейтинг среди одноклассников.

Каждое тестирование – это проверка себя. Но одно тестирование ещё не показатель успехов. Бывает много случайностей, и увидеть действительный результат можно, оценивая сразу несколько тестирований. Поэтому после проверки и обсуждения результатов каждого тестирования ученик заполняет таблицу, в которой фиксируется дата тестирования, вариант теста и коды неосвоенных тем. В верхней части таблицы заштриховывается такое количество клеток соответствующего столбца (начиная с первой), которое равно числу выполненных заданий. Клетка напротив цифры « 0» заштриховывается в случае любого (в том числе и нулевого) результата тестирования как показатель участия в нём.

Тестовый балл 6 и т.д.

(число выполненных 5

заданий) 4

3

2

1

0





Дата тестирования

15.09

21.10

23.11

19.12

Варианты теста

1

5

11

9

Коды неосвоенных тем

А,Б,В

А,Д,Е

Г,Д

Д

Сумма баллов


4

7

10


Начиная с третьего тестирования, заполняется строка «Сумма баллов», в которой указывается сумма баллов, полученных за 1-3 тесты. После четвёртого тестирования записывается сумма баллов второго, третьего и четвёртого тестирования. Данная строка позволяет ученику следить за результатами своей работы, т.к. даёт представление о степени подготовленности за данное время. Три тестирования берутся в качестве показателя подготовленности, потому что 18 тестовых заданий дают достаточно надёжный результат.

Уровень подготовки можно считать минимально достаточным при достижении 10 баллов из 18, достаточно хорошим – при 14 баллах и успешным – при 17-18 баллах.

Тестовый материал можно взять из сборников ФГОС КИМ. Русский язык по всем классам, также тесты ГИА, ЕГЭ и другие.

В последнее время хорошо помогают проверить знания учащихся и задания в рабочих тетрадях. Детям нравится работать в них. Это рабочие тетради по орфографии, тетради контроля и оценки знаний ( в них – практические работы по всем темам), рабочая тетрадь «Комплексный анализ текста».

Очень хороший результат дают уроки, на которых учащиеся работают с технологической картой урока, где за каждый этап ставятся баллы. В конце урока баллы суммируются и переводятся в оценку.

Урок по теме «Односоставные предложения»

Цели:

Знать: все виды односоставных предложений.

Уметь: определять вид односоставных предложений;

отличать односоставные предложения;

уметь использовать односоставные предложения в устной и письменной речи.

Развивать: навыки выразительной устной и письменной речи;

навыки грамотного письма;

интерес к предмету.

Воспитывать: ответственность за результаты своего труда и труда своего товарища;

умение работать в коллективе;

умение слушать;

культуру устной и письменной речи;

Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный (учительский)

Методы контроля: тестирование, письменная работа, устный ответ.

Структура урока:

1 этап. Постановка цели урока (Мотивация и целеполагание).

2 этап. Входной контроль.

3 этап. Применение на практике знаний по теме урока.

4 этап. Выходной контроль.

5 этап. Рефлексия.

Карта урока

Урок-практикум.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Односоставные предложения»


Великая цель образования – это не знания, а действия.

Л.Н. Толстой

Этап урока

Содержание задания

Управление деятельностью

Баллы







0

Мой дорогой друг!

Сегодня учить себе ты будешь сам. Сам оценишь свои достижения в изученной теме.

В процессе над учебными элементами ты должен Знать:

  • Что называется предложением;

  • Какие предложения называются односоставными;

  • Виды односоставных предложений;

Уметь:

  • Определять грамматическую основу;

  • Определять вид односоставного предложения;

  • Отличать односоставные предложения;

  • Составлять схемы;

  • Перестраивать предложения;

  • Использовать односоставные предложения в творческой работе.












1

Входной контроль.


Цель: проверить свою готовность к уроку, повторить ранее полученные знания об односоставных предложениях, их видах.


Выполни тест «Проверь себя»

Задание

Верно ли определены виды односоставных предложений в скобках?

Если ты согласен, то обозначь свой ответ Х и занеси его в таблицу.

Если ты не согласен, то оставь место в таблице пустым.

  1. Вижу чудное приволье. (Определенно-личное)

  2. Газеты приносят утром. (Безличное)

  3. Было поздно. (Безличное).

  4. Не плач попусту. (Определенно-личное)

  5. Говорили обо мне. (Неопределенно-личное)

  6. Пахнет сеном над лугами. (Безличное)

  7. Распахни мне объятия свои. (Определенно-личное)

  8. Всех позвали завтракать. (Определенно-личное)

  9. Уже рассвело. (Безличное)


1


2

3

4


5

6

7


8

9


Молодец! Ты справился!

Дерзай дальше!

    • Внимательно прочитай задание.

    • Проверь работу по ключу.











2


Цель: уметь определять вид односоставных предложений.


  • Найди соответствие


1. Бездонную бочку водой не наполнишь.

1. [__н___].

1. -

2. Слово математика пришло к нам из древнегреческого языка.

2. [___б-л____].

2. -

3. Недавно открыли Дворец спорта.

3. [___о-л___].

3. -

4. Уже давно смеркалось.

4. [__обобщ-л].

4. -

5. Пойду сегодня в лес.

5. [___н-л___].

5. -

6. Летнее утро.

6. [____ ͇ ].

6. -


Ты преодолел сложный этап!

  • Работай в парах.

  • Запиши ответы, используя только цифры.

  • Поменяйся работой с соседней партой.

О



О

  • Проверь по ключу.

  • Поставь баллы (каждый правильный ответ равен 1 баллу).

  • Подсчитай баллы.

  • Выставь балл в графу «Баллы».

  • Верни работу.







3


Цель: уметь составлять схемы; редактировать текст.

1.

  • Составьте схемы к данным предложениям, анализируя их по наличию главных членов.

  • Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки.

1. Вечер н…ступил быстро.

1.

2. Ц…плят по осен… считают.

2.

3. (Не)возмутимая тиш…на.

3.

4. Д…рогу зам…ло, нам поссовет…вали переночевать (в)деревне.

4.


2.

Работа по карточкам у доски.


Все отлично! Ты все вспомнил!

  • Работай индивидуально.

  • Поменяйтесь работами друг с другом.

  • Проверь себя по ключу.

  • Поставь баллы (каждый правильный ответ равен 1 баллу).








4

Цель: уметь перестраивать предложения.

  • Перестройте предложения, превращая двусоставные предложения в односоставные с главным членом – сказуемым.


1. Жители села готовятся к севу. – Неопределенно-личное: …



2. Они велели ему не шевелиться. – Безличное:…



3. Ты не будешь насильно мил. – Обобщенно-личное:…



Осталось только проверить свои знания!

  • Внимательно прочитай предложения.

  • Проверь себя.

  • Поставь себе:

3 балла – задание выполнено верно

2 балла – ты в чем-то сомневаешься

1 балл – задание выполнено частично

  • Выставь балл в графу «Баллы»










5

Цель: уметь применять изученный материал.


  • Выходной контроль

  • Выполни творческую работу


Задание.

Используя данное начало, составь небольшой текст (5-6 предложений), на тему «Урок», употребляя различные виды односоставных предложений. В тексте расскажи:

- чем ты занимался;

- что тебе удалось или не удалось;

- какое впечатление на тебя произвел урок;

- какое у тебя настроение.


УРОК.

26 декабря. Урок русского языка



Ты справился с трудной работой!

Молодец!


Теперь вернись к этапу - 0


  • Внимательно прочитай задание.

  • Проверь себя.

  • Поставь себе:

3 балла – задание выполнено верно

2 балла – ты в чем-то сомневаешься

1 балл – задание выполнено частично

  • Выставь балл в графу «Баллы»






6

Резюме.


Подумай, достиг ли ты поставленных целей?



УСПЕХА!!!

  • Подсчитай баллы:

16-15 – «5»

14-13 – «4»

12-10 – «3»

  • Перенесите баллы в графу «Баллы»

  • Оцени отметкой свою работу





Итоговый, тематический контроль и учет знаний помогают провести и нестандартные уроки – урок-игра, урок-практикум, урок-конкурс… Такие уроки вносят оживление, разнообразие, повышают интерес, способствуют совершенствованию учебного процесса. Ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.


7 класс. Тема урока: Орфографический практикум.


Тип урока – контроль и оценка знаний.

Вид контроля – тестовый контроль.


1. На доске:


Настеж…, (не)красивый; утеш…; (не)вежда; гоняет…ся, (не)далеко, а близко; гонят…ся, постич…, узкоплеч…, от полчищ…, совсем (не)далеко, (не)выполненная вовремя работа, (не)замеченная ошибка, уж…, (не)удача, (не)зашел, (не)зная, (не)крашена.


Задание: Сгруппировать по орфограммам и списать, графически объясняя.


2. Самопроверка и самооценка по ключу на доске:


ь в нареч. ь в глаг ь ь в прилаг. ь в сущ. мн.ч.


настежь утешь гоняется узкоплеч от полчищ


ь в нареч. гоняться уж


уж постичь



не с прилаг. не с нареч. не с причаст. не с глагол., дееприч.

некрасивый не далеко, а не выполненная не зашел

близко вовремя работа не зная

совсем не незамеченная

далеко ошибка


не с сущест.

невежда (искл)

неудача (отсутств. удачи)


17-18 правильных написаний – «5»

14-16 – «4»

9-13 – «3»

далее – «2»


Кто справился?

Те, кто справился, получают книги и составляют дидактический материал по этой же теме для следующего урока (словарные диктанты, тесты и т.д.)


3. Работа с карточками.

Все остальные учащиеся работают по карточкам-тестам, которые лежат у них на столе. Выбирают карточки на те орфограммы, в которых допустили больше ошибок.


Карточка-тест № 1 Карточка-тест № 2


1. дышит..ся 1. утешься

2. надо заботит..ся 2. уничтожь

3. надеят..ся на себя 3. насладиться

4. друг позаботит..ся 4. стеречь

5. не зазнават..ся 5. спрячь

6. обидет..ся 6. рассечешь

7. обидит..ся 7. защитиш..ся

8. надеют..ся 8. беречься

9. учит..ся 9. расстилаешь

10. человек учит..ся 10. отрежьте


Укажите, к какому правилу Объясните написание ь в

о написании ь в глаголах глагольных формах

относятся эти примеры: а) ф. 2л. ед.ч.

а) глаг. в ф. 3л. ед.ч. или мн.ч. б) ф. инфенитива

б) глаг. в ф. инфинитива в) ф. повелительного наклонения


Карточка-тест № 3

1. Смерч__ 4. Невмоч__ 7. Наотмаш__ 10. Блестящ__

2. Роскош__ 5. Хорош__ 8. Пахуч__

3. Ряд неудач__ 6. Матч__ 9. Пошел проч__


Укажите, к какому правилу о правописании ь после шипящих вы отнесете эти примеры:


ь пишется ь не пишется

а) в сущесв. Ж.р. ед.ч. И.п. а) в существ. муж.р. и сущ. мн.ч.

б) в наречиях б) в кратных прилаг.


4. Самопроверка и самооценка по ключу на доске (в ключе есть запланированные учителем ошибки), который читает учитель.


№ теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

а

б

б

б

а

б

а

а

б

а

2

а

в

а

б

в

а

а

б

а

в

3

в

а

в

б

г

в

б

г

б

г


10 правильных ответов – «5»

9-8 - «4»

6-7 - «3»

далее - «2»


5. Работа по карточкам-тестам, самопроверка и самооценка.


Карточка-тест № 4 Карточка-тест № 5

1. (не)прочитан 1. еще (не)обжитый край

2. (не)урожай 2. рассчитать (не)точно, а приблизительно

3. (не)играю 3. вовсе (не)скромный

4. (не)здоровый 4. (не)насытный день

5. (не)прочитанное письмо 5. никем (не)упакованные товары

6. (не)получив 6. (не)смешной, а смешливый

7. (не)лепый 7. (не)ряшливый человек

8. (не)сдана 8. гласные, (не)проверяемые ударением

9. (не)ухоженное поле 9. совсем (не)красивый

10. (не) был 10. (не)замеченная мною тропинка


Укажите, к какому правилу о правописании не относятся эти примеры:

а) слитное написание сущ. с не Не со словами пишется:

б) раздельное написание с не а) прич. Р., есть З.С.

глаголов б) С.прилаг., без не не употр.

в) раздельное написание не с в) Р., прилаг., есть З.С.

краткими причастиями г) Р., нареч., есть ˃,а ˂

г) раздельное написание не с д) Р., прилаг., есть ˃,а ˂

деепричастиями

д) слитное написание не с

полными причастиями

е) слитное написание не с

прилагат.-исключениями

ж) слитное написание не с

прилагательными


Ключ:

№ теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

в

а

б

ж

д

г

е

в

д

б

2

а

г

в

б

а

д

б

а

в

а


Учительский контроль.


6. Орфографический практикум. Списать, раскрыть скобки, графически объясняя условия написания не со словами.


1) (Не)ожиданно мы вышли на (не)большую полянку. Трава здесь была сочная, зеленая, никем (не) помятая.

2) (Не) зажигая огня, мы сидели тихо и переговаривались.

3) (Не)скошенные луга так душисты, что с (не)привычки туманится и тяжелеет голова.


7. Домашнее задание: составить текст или связный текст, насыщенный орфограммами, в которых были допущены ошибки.

В конце урока тетради сдаются. Учитель проверяет работы и оценивает.


Обобщение знаний по теме. 8 класс.


«Односоставные предложения.»


Игра «Крестики и нолики.»


Цель урока: проверить уровень усвоения материала по данной теме, выявить пробелы в знаниях учащихся.


Оборудование урока: таблица-схема с заданиями, фишки-крестики и нолики, перфокарты, открытки с репродукциями картин, схемы, карточки, тесты, кодоскоп, записи на доске.


Ход урока.


- Сегодня мы проводим урок в форме игры «Крестики и нолики», в которой участвуют 2 команды – «Крестики» и «Нолики». Болельщики обеих команд могут принести дополнительные очки командам. Во время игры вы сможете проверить, умеете ли вы применять знания на практике, выходить из трудных положений, проявить находчивость, помогать друг другу.

Судить нашу встречу будет жюри.

Итак, вперед! (По жеребьевке одна из команд начинает игру: выбирает ход).

На доске (справа):


Синтаксический разбор предложений

Проверь себя!

Текст

Теория

Структура односоставных предложений

Тестирование

Творчество

Схемы

Роль односоставных предложений



Ход «Синтаксический разбор предложений».


На доске выполняет 1 ученик

По нивам по лугам уставле_ым ст_гами бр_жу в пр_хладной (полу)тьме и песнь сл_гает(?)чя в уме4.


Болельщики работают с карточками, в которых даны предложения для синтаксического разбора.

Если представитель команды затрудняется в чем-либо, ему помогают другие члены команды. Задание выполнено – на таблице-схеме появляется значок команды. Если же команда не справилась с заданием, помогает вторая команда. Тогда ее знак закрывает этот ход.


Ход «Структура односоставных предложений».


На магнитной доске

Простое предложение

простое осложненное предложение

сложное предложение

БСП союзное

ССП СПП


Устно. Прочитать данные предложения. Определить, пользуясь схемой, структурой, вид односоставных предложений. Работают по цепочке.


  1. Горы, покрытые лесом.

  2. Нам показали редкие минералы и рассказали о них.

  3. Холодно, но кому-то не сидится дома в такую погоду.

  4. Не спится, потому что мне нездоровится.

  5. Солнечное утро, чуть моросит.


Ход «Текст».


Зачитать односоставные предложения, определить их вид. Работают по цепочке.


Утро. Я еще в полусне. Чувствуется приятная свежесть летнего утра. Вдруг в дверь постучались. Быстро вскакиваю, одеваюсь, бегу открывать. На пороге – мои друзья. В руках держат удочки, сачки и корзинки. Завтракаем легко, и в путь. Узкая тропинка, цветы вокруг, птицы! Знаю – день проведем отлично! Поэтому весело.

Болельщики – Д.М. № 102 (2)

Ход «Схемы».

Команды получают карточки-лото по вариантам. Учитель читает предложения, а учащиеся закрывают фишкой с номером схему. Проверка – взаимопроверка (команды обмениваются карточками-лото. 2 человека пишут ответ на плёнке кодоскопа).

Болельщики получают перфокарты, составляют схему к данному предложению и определяют его вид. Проверяют члены жюри.

Ход «Тестирование»

Команды и болельщики получают тест, отвечая на вопросы теста, записывают № предложения. Проверка – самопроверка. 1ученик читает ответы. Оценка.

Ход «Творчество»

1 ученик работает у доски. Даны предложения.

1) Я чувствую себя нездоровым. (Перестроить в безличное пр-е)

2) Хлебороб украшает землю цветением полей, множит благосостояние отчизны, творит будущее. (Изменить пр-е так, чтобы оно начиналось с Именительного темы)

Командам даются открытки с репродукциями картин Саврасова «Грачи прилетели», Айвазовского «Девятый вал», Перова «Тройка», Шишкина «Утро в сосновом бору». Задание: представить картины известных русских художников, используя только назывные пр-я.

Болельщики получают задание:

1 вариант: Построить пр-е по схеме [н-л], и [двусост.].

2 вариант: [о-л], и [бл.].

Задание ученика на доске и у болельщиков проверяет учитель. Команды читают свои представления картин и получают общий балл.

Ход «Роль односоставных предложений»

Работают все.

Рассуждение-анализ: данном отрывке из рассказа И.С. Тургенева «Муму» много односоставных пр-ий. Каких? Почему?

Вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.

Ему отвели над кухней каморку.

Оценивает жюри.

Ход «Теория»

Игра «Ромашка». Каждый член команды «отрывает» лепесток и даёт ответ.

Ход «Проверь себя»

Все получают цветные карточки, на которых написаны односоставные пр-я. Задание: определить вид односоставных пр-ий.

Проверяет учитель: просит поднять карточки, на которых

-обобщённо-личные пр-я (белые)

-безличные пр-я (синие)

-определённо-личные пр-я (красные)

-неопределённо-личные пр-я (жёлтые)

Подводятся итоги. Их видно на таблице-схеме.

Личные итоги подводятся по ведомости личных результатов:

ход

теория

творчество

схемы

Роль односост. пр-ий

Текст

Тест

Синтакс.

разбор

Структура односост. пр-ий

Проверь себя

итог

Ф.И.












Все указанные виды контроля решают проблему накопляемости оценок, поскольку обеспечивают строгий учёт знаний и пробелов в знаниях учащихся, дают возможность так строить повторение ранее изученного, чтобы в кратчайший срок ликвидировать эти пробелы.

Каждая форма учёта и контроля знаний, имея свои преимущества, не является вместе с тем универсальной. Выбор той или иной формы контроля определяется целями и задачами обучения и воспитания на данном этапе, типом урока, спецификой проверяемого материала, подготовленностью класса. Сочетание различных форм контроля делают уроки русского языка намного интереснее и эффективнее.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Педагогический прект "Организация контроля и учёта знаний на уроках русского языка"

Автор: Бударкова Любовь Анатольевна

Дата: 30.07.2017

Номер свидетельства: 424622


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства