1) Этап мотивации. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Слово учителя: - Русский язык является одним из самых богатых языков мира. Богатство языка состоит прежде всего в его лексике, т. е. словарном составе. А он очень разнообразен, как разнообразен и многолик окружающий нас мир. Каких только слов нет в русском языке! | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Личностные: способность к самооценке на основе мотивации к учебной деятельности; Метапредметные: умение слушать собеседника; Предметные: осознание богатства и разнообразия лексики русского языка. |
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Организовывает индивидуальную работу - орфографический и пунктуационный практикум. Организовывает взаимопроверку. | Выполняют орфографическую и пунктуационную разминку: Сл..варная сокровищ(?)ница нашего языка требу..т к себе исключительно бережного отношения. Нельзя забывать что име(н/нн)о ув..жение к прошл..му, – «черта отл..чающая цивилизова(н/нн)ость от дикости». Разрыв (историко)культурных традиц..й пр..водит к утрате каких(то) важных духовных «генов», искажая языковую личность. Оценивают работу друг друга в парах: Словарная сокровищница нашего языка требует к себе исключительно бережного отношения. Нельзя забывать, что именно уважение к прошлому, – «черта, отличающая цивилизованность от дикости». Разрыв историко-культурных традиций приводит к утрате каких-то важных духовных «генов», искажая языковую личность. | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Метапредметные: определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с обучающимися и учителем, оценивать результаты деятельности при работе в паре; Предметные: знать правил орфографии и пунктуации и применять их в практической деятельности. |
3) Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. | 1. Проводит опрос по теме предыдущего урока 2. Организовывает целеполагание: - Процесс, при котором лексика перестает употребляться её носителями – это пассивизация. Бывает и обратный процесс – реактивация. - Попробуем определить, какова будет цель нашего урока, по-вашему? 3. Организует этап знакомства с новым материалом | 1.Отвечают на вопросы: - С какими словами мы с вами знакомились на предыдущем уроке? Употребляете ли вы эти слова в активной речи? Почему? 2.Определяют тему и цель урока. 3. Знакомятся с новым материалом: понятиями общеупотребительной и необщеупотребительной лексики, с лексикой активного и пассивного запаса, с классификацией лексики пассивного запаса. | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Метапредметные: определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с обучающимися и учителем, с точностью и полнотой выражать свои мысли, анализировать объекты с целью выявления признаков, систематизировать материал; Предметные: осознание изменений в русском языке как объективного процесса; общее представление о процессах пассивизация и реактивации лексики русского языка. |
4) Этап включения изученного в систему знаний. | Организует учебную деятельность, контролирует выполнение задания: 1. - Распределите слова на группы (общеупотребительные, историзмы, архаизмы, неологизмы). 2. – Установите соответствие между архаизмом и его современным синонимом. 3. Организовывает лингвистическую разминку: - Выполним разминку. Я называю вам устаревшие слова, а вы показываете мне часть тела, которая обозначалась этим словом. 4. Организует исследовательскую работу в парах. Анализ отрывка из оды М.В. Ломоносова «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни Елисаветы Петровны 1747 года» на предмет использования в ней устаревшей лексики. - Подчеркните в тексте оды Ломоносова устаревшие слова. Какие из них являются историзмами? Почему они перешли из активного словарного запаса в пассивный? - Укажите архаизмы. Почему они переели из активного словарного запаса в пассивный? Подберите к ним современные синонимы. - Укажите слово, которое является неологизмом сегодня, приняв новое значение? | Обучающиеся выполняют задание устно: 1.Классифицируют лексику в соответствии с поставленной задачей: Вода, зипун, школьник, царь, оратай, учить, машина, длань, думать, гаджет. 2. Устанавливают смысловые пары слов: Зодчий – архитектор, кормчий – рулевой, витязь – воин, волхв – колдун. 3. Участвуют в лингвистической разминке: Очи – глаза Выя – шея Перст – палец Ланиты – щёки Уста – губы и т.д. 4. Участвуют в исследовательской работе: анализ устаревшей лексики в «Оде на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни Елисаветы Петровны 1747 года» М.В. Ломоносова (нахождение историзмов и архаизмов, подбор синонимов к архаизмам, анализ устаревшего и современного значения слова «клик»): Божественным устам приличен, Монархиня, сей кроткий глас: О коль достойно возвеличен Сей день и тот блаженный час, Когда от радостной премены Петровы возвышали стены До звёзд плескание и клик! Когда ты крест несла рукою И на престол взвела с собою Доброт твоих прекрасный лик! клик 1. поэт. крик, зов, возглас. клик 1. комп. жарг. быстрый несильный удар по кнопке мыши, обычно с целью активизации экранного объекта, выполнения той или иной команды и т. п. 2. комп. жарг. щелчок, раздающийся при таком ударе. | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Метапредметные: умение формулировать собственное мнение, с точностью и полнотой выражать свои мысли, анализировать объекты с целью выявления признаков, систематизировать материал, находить нужную информацию; оценивать результаты деятельности, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; Предметные: осознание изменений в русском языке как объективного процесса; общее представление о процессах пассивизация и реактивации лексики русского языка. |
5) Этап рефлексии учебной деятельности. | Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности. Дает информацию о домашнем задании и комментарий к его выполнению: - Заполните таблицу, приведя по 10 примеров историзмов, архаизмов и неологизмов. | Отвечают на предложенные учителем вопросы, соотносят цель и результат учебной деятельности, фиксируют степень соответствия: - Итак, какова была задача нашего урока? - Чтобы узнать, достигли ли лично вы цели урока, заполните, пожалуйста, лист самооценки СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я: узнал __________________________________ ; научился _______________________________ ; был активен (оцените по пятибалльной системе и обведите в кружок цифру) 1 2 3 4 5. Записывают домашнее задание в дневник (заполнить таблицу самостоятельно подобранными примерами лексики пассивного запаса), слушают комментарий учителя, намечают цели дальнейшей деятельности. | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивации к учебной деятельности; Метапредметные: умение осуществлять итоговый контроль деятельности и самооценку собственной учебной деятельности; Предметные: общее представление о процессах пассивизация и реактивации лексики русского языка и применение полученных знаний при выполнении домашнего задания. |