kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит технологическую карту урока родного языка в 7 классе "Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Класс:

Дата: 18.10.2019

УМК: « Русский родной язык», О.М. Александрова и др.

Учебный предмет: родной (русский) язык.

Тема: Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации по теме урока.

Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методической линии «Лексика русского языка», формирование умений обучающихся устанавливать причины и условия перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов.

Задачи:

  1. актуализировать знания обучающихся по теме «Активный и пассивный запас лексики русского языка»;

  2. формировать умение применять теоретические основы по теме в практической деятельности обучающихся;

3) воспитывать внимание и бережное отношение к русскому языку.
Формирование УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивации к учебной деятельности.

Метапредметные УУД: определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с обучающимися и учителем, слушать собеседника, формулировать собственное мнение, с точностью и полнотой выражать свои мысли, анализировать объекты с целью выявления признаков, систематизировать материал, находить нужную информацию; оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Предметные УУД: осознание изменений в русском языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление о процессах устаревания лексики в современном русском языке (пассивизация) и о процессах реактивации пассивной лексики русского языка.

Основные понятия: устаревшая лексика: историзмы, архаизмы; неологизмы; окказионализмы; пассивизация; реактивация.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1) Этап мотивации.




Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Слово учителя:

- Русский язык является одним из самых богатых языков мира. Богатство языка состоит прежде всего в его лексике, т. е. словарном составе. А он очень разнообразен, как разнообразен и многолик окружающий нас мир. Каких только слов нет в русском языке!

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Личностные: способность к самооценке на основе мотивации к учебной деятельности;

Метапредметные: умение слушать собеседника;

Предметные: осознание богатства и разнообразия лексики русского языка.

2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.



Организовывает индивидуальную работу - орфографический и пунктуационный практикум.

Организовывает взаимопроверку.

Выполняют орфографическую и пунктуационную разминку:

Сл..варная сокровищ(?)ница нашего языка требу..т к себе исключительно бережного отношения. Нельзя забывать что име(н/нн)о ув..жение к прошл..му, – «черта отл..чающая цивилизова(н/нн)ость от дикости». Разрыв (историко)культурных традиц..й пр..водит к утрате каких(то) важных духовных «генов», искажая языковую личность.

Оценивают работу друг друга в парах:

Словарная сокровищница нашего языка требует к себе исключительно бережного отношения. Нельзя забывать, что именно уважение к прошлому, – «черта, отличающая цивилизованность от дикости». Разрыв историко-культурных традиций приводит к утрате каких-то важных духовных «генов», искажая языковую личность.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные: определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с обучающимися и учителем, оценивать результаты деятельности при работе в паре; Предметные: знать правил орфографии и пунктуации и применять их в практической деятельности.

3) Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.



1. Проводит опрос по теме предыдущего урока




2. Организовывает целеполагание:

- Процесс, при котором лексика перестает употребляться её носителями – это пассивизация. Бывает и обратный процесс – реактивация.

- Попробуем определить, какова будет цель нашего урока, по-вашему?

3. Организует этап знакомства с новым материалом



1.Отвечают на вопросы: - С какими словами мы с вами знакомились на предыдущем уроке?

Употребляете ли вы эти слова в активной речи? Почему?

2.Определяют тему и цель урока.








3. Знакомятся с новым материалом: понятиями общеупотребительной и необщеупотребительной лексики, с лексикой активного и пассивного запаса, с классификацией лексики пассивного запаса.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные: определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с обучающимися и учителем, с точностью и полнотой выражать свои мысли, анализировать объекты с целью выявления признаков, систематизировать материал;

Предметные: осознание изменений в русском языке как объективного процесса; общее представление о процессах пассивизация и реактивации лексики русского языка.

4) Этап включения изученного в систему знаний.






Организует учебную деятельность, контролирует выполнение задания:

1. - Распределите слова на группы (общеупотребительные, историзмы, архаизмы, неологизмы).


2. – Установите соответствие между архаизмом и его современным синонимом.

3. Организовывает лингвистическую разминку:

- Выполним разминку. Я называю вам устаревшие слова, а вы показываете мне часть тела, которая обозначалась этим словом.

4. Организует исследовательскую работу в парах. Анализ отрывка из оды М.В. Ломоносова «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни Елисаветы Петровны 1747 года» на предмет использования в ней устаревшей лексики.

- Подчеркните в тексте оды Ломоносова устаревшие слова. Какие из них являются историзмами? Почему они перешли из активного словарного запаса в пассивный?

- Укажите архаизмы. Почему они переели из активного словарного запаса в пассивный? Подберите к ним современные синонимы.



- Укажите слово, которое является неологизмом сегодня, приняв новое значение?

Обучающиеся выполняют задание устно:


1.Классифицируют лексику в соответствии с поставленной задачей:

Вода, зипун, школьник, царь, оратай, учить, машина, длань, думать, гаджет.

2. Устанавливают смысловые пары слов:

Зодчий – архитектор, кормчий – рулевой, витязь – воин, волхв – колдун.

3. Участвуют в лингвистической разминке:

Очи – глаза

Выя – шея

Перст – палец

Ланиты – щёки

Уста – губы и т.д.

4. Участвуют в исследовательской работе: анализ устаревшей лексики в «Оде на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни Елисаветы Петровны 1747 года» М.В. Ломоносова (нахождение историзмов и архаизмов, подбор синонимов к архаизмам, анализ устаревшего и современного значения слова «клик»):

Божественным устам приличен,
Монархиня, сей кроткий глас:
О коль достойно возвеличен
Сей день и тот блаженный час,
Когда от радостной премены
Петровы возвышали стены
До звёзд плескание и клик!
Когда ты крест несла рукою
И на престол взвела с собою
Доброт твоих прекрасный лик!


клик 

  1. 1. поэт. крик, зов, возглас. клик 

  2. 1. комп. жарг. быстрый несильный удар по кнопке мыши, обычно с целью активизации экранного объекта, выполнения той или иной команды и т. п.

2. комп. жарг. щелчок, раздающийся при таком ударе.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные: умение формулировать собственное мнение, с точностью и полнотой выражать свои мысли, анализировать объекты с целью выявления признаков, систематизировать материал, находить нужную информацию; оценивать результаты деятельности, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

Предметные: осознание изменений в русском языке как объективного процесса; общее представление о процессах пассивизация и реактивации лексики русского языка.

5) Этап рефлексии учебной деятельности.






Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности.











Дает информацию о домашнем задании и комментарий к его выполнению:

- Заполните таблицу, приведя по 10 примеров историзмов, архаизмов и неологизмов.

Отвечают на предложенные учителем вопросы, соотносят цель и результат учебной деятельности, фиксируют степень соответствия:

- Итак, какова была задача нашего урока?

- Чтобы узнать, достигли ли лично вы цели урока, заполните, пожалуйста, лист самооценки

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я:

узнал __________________________________ ;

научился _______________________________ ;

был активен (оцените по пятибалльной системе и обведите в кружок цифру) 1 2 3 4 5.


Записывают домашнее задание в дневник (заполнить таблицу самостоятельно подобранными примерами лексики пассивного запаса), слушают комментарий учителя, намечают цели дальнейшей деятельности.


Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивации к учебной деятельности;

Метапредметные: умение осуществлять итоговый контроль деятельности и самооценку собственной учебной деятельности;

Предметные: общее представление о процессах пассивизация и реактивации лексики русского языка и применение полученных знаний при выполнении домашнего задания.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов

Автор: Пучнина Юлия Николаевна

Дата: 27.09.2020

Номер свидетельства: 558590


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства