Просмотр содержимого документа
«"Патриотизм:знак вопроса?"»
Аннотация урока русского языка .
Урок предназначен для учащихся 11 класса общеобразовательной школы,
а также лицеев и гимназий. Весь урок направлен на формирование культуры устной и письменной русской речи. Каждый патриот должен любить не только родину, но и свой язык. Урок проходит в форме дискуссии.
Тема урока: «Патриотизм: знак вопроса?»
Задачи урока.
Проверить знание теоретического материала по стилистике.
Развивать устную речь учащихся.
Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, к родному языку.
Воспитывать культуру общения поведения.
Цели урока.
Образовательные:
Закрепление правила устного выступления учащихся на практике.
Повторение орфографических и пунктуационных правил.
Воспитание требовательности к себе, трудолюбия, дисциплинированности, ответственности.
Ход урока.
Вступительное слово учителя. Словарная работа.
Родина - Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит.
Патриотизм- любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу. (Д. Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка.) Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины». (Философский словарь.))
Считаете ли себя патриотом? Почему?
Какие поступки надо совершить, чтобы их назвали патриотическими?
-Ребята перед вами высказывания великих людей о патриотизме, прочитайте их и прокомментируйте.
- Ребята, запишите предложения, укажите типы сложных предложений, объясните знаки препинания.
Отечеством мы называем свою страну потому, что в ней жили отцы и деды наши Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились. Матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, выучила своему языку, (сложноподчиненные с придаточными обстоятельственными)
- С помощью чего осуществляется связь между предложениями. (Связь между предложениями осуществляется синонимами: Отечество, Родина, страна, мать. Синонимы позволяют избежать употребление одних и тех же слов.)
Интересуетесь ли героическим прошлым нашей страны? Испытываете ли горечь за поражения и ошибки?
Как различаете понятия «русский» и «россиянин»? (Слова «российский», «россиянин» - то же, что и «русский», применяются в официальной речи, считаются устаревшими. История государства Российского (сочинение Карамзина). Российская словесность; О, громкий век военных споров, свидетель Славы россиян! (А. Пушкин.))
Как относитесь к чистоте русской речи?
(Русский язык - это достояние народа. Пока есть язык, есть и народ. Осознание языка как ценности россиянина включает в себя отношение к языку как национальному достоянию.
Русский язык- ценнейшее народное достояние, часть народной культуры. У истоков русского литературного языка стояли такие гиганты, как Ломоносов и Пушкин. Без хорошего знания народного языка нельзя стать культурным человеком. Сегодня наш русский язык болен. Он мучительно переживает нашествие «сленгов», с экранов телевизоров постоянно звучат американизмы: «о'кей», «вау», «йес», магазинные вывески пестрят словом «шоп». Речь молодых людей щедро насыщена нецензурными словами. Вседозволенность и свобода (может быть, распущенность?) во всем: в книгах, песнях, кинофильмах. Где же великий русский язык? Хочется процитировать Михаила Ломоносова: «Язык, которым Российская держава великой частью света повелевает, по его могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает».)
Комплексный анализ текста (текст распечатан). Величайшее богатство народа — его язык! (Тысяче)летиями накапливаются и вечно живут в слове (не) сметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, (н..) в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так (много) гранно (н..) проявляется его ум, так кристаллически (н..) отл.тается его национальная история, обществе(н,нн)ый строй, быт, мирово(з,зз)рение, как в пословицах.
Меткий и обр..зный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч(?)! Как на крыльях, они перел..тают из века (в).
век, от одного поколения к другому, и (н..) видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость... Различны эпохи породившие пословицы. (Не) обозримо многообразие человеческих отношений которые запеч..тлелись в чека(н,нн)ых народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и б..зверие, правда и кривда, чес(?)ность и обман, трудолюбие и лень, крас..та истин и уродство предра(с,сс)удков.
(Н..) когда (н..) померкнет наша патриотическая гордость закова(н,нн)ая в таких пословиц: «Наступил на землю русскую, да оступился», «За правое дело стой смело»...
(М. Шолохов.) Задание:
Выразительное чтение текста.
Определить тему, основную мысль текста. Определить стиль текста, тип речи, доказать. Индивидуальная работа:
Объяснить знаки препинания в предложениях 3 и 4 абзацев.
Выписать слова с пропущенными буквами, объяснить их написание.
Виды орфограмм, какие встречаются в заданиях ЕГЭ?
(Тема текста - величие и богатство русского языка. Текст содержит
четыре микротемы: слово как сокровище человеческой мысли;
пословицы - богатство русского языка; отражение в пословицах
многообразия человеческих отношений; патриотическая гордость в
русских пословицах.
Вывод: пословицы - это крылатая мудрость народа.
Текст принадлежит к публицистическому стилю. Автор убеждает
Чшгтателяпутём приведения аргументов к правоте своего ведения
проблем. Основной тип речи_- рассуждение.
Ключевые слова текста — язык, сокровища, пословица, гордость,
народные.,
Для текста характерно употребление многозначных слов (богатство, сокровища), 'ярких эпитетов, сравнений (несметные богатства, гордость, закованная в булат пословиц, из бездны времени, красота истин, уродство предрассудков). В тексте встречаются восклицательные предложения, ему свойствен синтаксический параллелизм как средство связи предложений и абзацев. Проверка орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.)
Что такое национализм?
(Национализм — один из принципов идеологии и политики, заключающийся в проповеди национальной обособленности и исключительности, недоверия к другим нациям и межнациональной вражде.булат
Престижна ли профессия офицера? Вы за или против службы в армии?
5. Кто такой патриот современной России?
(Кто такой патриот современной России? Кто любит свою Родину не
на словах, а на деле?
Тот, кто любит бриться наголо, носить униформу и ходить строем,
кричать всем, что он - патриот; или тот, кто считает службу в
российской армии своим долгом; или тот, кто стремится получить
С чего и когда нужно начинать патриотическое воспитание?
Нужно ли патриотическое воспитание в школе?
Необходимо ли формирование личности самостоятельного человека?
Нужно ли нести ответственность за себя, своих друзей, как относитесь к взаимовыручке?
Чтение статьи Д.С.Лихачева. Заметки о патриотизме.
Заключительное слово учителя.
Наша дискуссия подходит к концу, надеюсь, что она была полезна для всех нас, участников диалога.
Подведение итогов и выставление оценок за урок.
Домашнее задание.
Сегодня на уроке прозвучало много высказываний о русском языке. Каждый патриот должен любить не только родину, но и свой язык.
Приложение к уроку №1
Заметки о патриотизме академика Д.С.Лихачева.
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству и человеческой культуре.
Истинный патриотизм - это первая ступень к действенному интернационализму. Когда я хочу представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. Крошечная планета, на которой мы все живем, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отдаленных друг от друга миллионами световых лет!
Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству... Человечество тратит миллиарды и миллиарды на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна.
Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурно среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни...
Улицы, площади, каналы, дома, парки - напоминают, напоминают ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение - это как бы связующее звено во времени.
Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны - он, как правило, равнодушен к своей стране.
Приложение к уроку №2.
Величайшее богатство народа — его язык! (Тысяче)летиями накапливаются и вечно живут в слове (не) сметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, (н.. в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так (много) гранно (н..) проявляется его ум, так кристаллически (н..) отл.тается его национальная история, обществе(н,нн)ый строй, быт, мирово(з,зз)рение, как в пословицах. Меткий и обр..зный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч(?)! Как на крыльях, они перел.тают из века (в) век, от одного поколения к другому и (н..) видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...
Различны эпохи породившие пословицы. (Не) обозримо многообразие человеческих отношений которые запеч..тлелись в чека(н,нн)ых народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и б..зверие, правда и кривда, чес(?)ность и обман, трудолюбие и лень, крас.та истин и уродство предра(с,сс)удков. (Н..) когда (н..) померкнет наша патриотическая гордость закова(н,нн)ая в булат таких пословиц: «Наступил на землю русскую, да оступился», «За правое дело стой смело»... (М.Шолохов)