kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Парные согалсны в корне слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку для 2 класса, тема "Парные согласные в корне слова. Способы подбора проверочных слов."  Цель: формирование навыка правописания парных согласных в корне слова.

Просмотр содержимого документа
«Парные согалсны в корне слова»

2 класс. Русский язык.

Учитель : Аникиева Н.Е.

г.Великий Новгород МАОУ «Гимназия №2»

УМК: Н.В. Нечаева «Русский язык» издательский дом «Фёдоров» 2012г.

Тема: Парные согласные в корне слова. Способы подбора проверочных слов.

Цель: формирование навыка правописания парных согласных в корне слова.

Метапредметная цель:

познавательные – строить сообщения в устной и письменной речи; находить в сотрудничестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи.

Планируемый результат: уметь выделять парный согласный в слабой позиции; составить алгоритм по проверке парного согласного в слабой позиции.

Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности.

- Сегодня мы с вами встречаем гостей. Я желаю вам показать себя с лучшей стороны. А для этого нужно быть внимательными, активными и аккуратными. Девизом к нашему уроку я взяла вот такие слова: «Мало уметь писать, надо уметь думать!»

- Для 2 «А» класса пришло письмо! (ученик приносит письмо и читает его).



Здравствуйте ученики 2 «а» класса Гимназии №2

города Великого Новгорода!


К нам поступило сообщение о том, что в нашем государстве Орфографии появились нарушители! Их приметы:

1) Это звуки, которые произносятся с помощью голоса и шума.

2) В целях конспирации имеют двойников, поэтому на письме в конце слов и перед согласными легко меняют внешность, точнее звучание.

3) Скрываются в корне слов.

Тысячи учеников проливают слёзы, пытаясь отыскать невидимок!

Мы, жители Орфографии, просим у вас помощи в обнаружении и обезвреживании нарушителей! На вас вся надежда!

Начальник службы безопасности в стране Орфографии

полковник Буковкин.

- Ну что, друзья, берёмся за дело? Тогда открываем дело №15! ( в тетрадях записываем число- 15 декабря, классная работа).


2.Актуализация знаний, целеполагание, выход на тему урока.

Расследование – дело нелёгкое, поэтому я предлагаю спланировать наши действия по плану. А дополнять пункты плана вы будете сами по опорным словам! ( на доске план)

-Итак, вспомним приметы нарушителей:

1) Это звуки, которые произносятся с помощью голоса и шума. (согласные – слово добавляется в 1 пункт плана)

2) В целях конспирации имеют двойников, поэтому на письме в конце слов и перед согласными легко меняют внешность, точнее звучание. (парные согласные – слово добавляется в 1 пункт плана)

3) Скрываются в корне слов.

- На какие группы делятся парные согласные? (звонкие и глухие)

- Давайте вспомним их написание – облик и составим фоторобот нарушителей. ( чистописание б в г д ж з - п ф к т ш с)


3. Построение проекта и его реализация.

- Приступим к определению места парного согласного в слове. (Учебник стр.76 упр.153.)

- Работаем по вариантам: 1в.–первая строчка, 2в.–вторая строчка. (проверка в

паре) Задание: списать, выделить корень в родственных словах, подчеркнуть повторяющийся парный согласный.

- Где же стоит парный согласный! ( в корне - слово добавляется во 2 пункт плана) Так было сказано и в письме про нарушителей! Посмотрите ещё раз на слова. Может ли парный согласный быть на конце слова? А в середине? (слова добавляются во 2 пункт плана)

- Переходим к 3 пункту плана: наша задача проанализировать где согласный пишется так же, как слышится, а где мы слышим двойника. ( упр.153 – самост. работа, проверка)

- Вывод: сильная позиция – если после парного согласного стоит гласный, слабая позиция – если он стоит на конце слова или перед глухим согласным. (слова добавляются в 3 пункт плана)


Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять. Будем вместе отдыхать.

Руки вверх, руки вниз, на носочки поднимись!

Руки в стороны, вперёд, дальше делаем под счёт.

Раз – присели, два – присели. Чьи там кости заскрипели?

Поворот направо – три, четыре – влево повтори!

Пять – попрыгали на месте, ноги врозь и ноги вместе.

Шесть – всем дружно замереть. Не качаться, не сопеть!

Семь – вздохнули глубоко. Да, учиться нелегко!

Улыбнулись, сели – восемь. Продолжать урок попросим!



-Вот мы и подошли к самому трудному пункту плана нашего расследования. Как же узнать букву парного согласного в слабой позиции?

- Чтобы правильно написать букву парного согласного нужно изменить что? (слово) А как? Когда у парного согласного сильная позиция? (перед гласной или непарным звонким согласным, т.е. изменить так, чтобы оно стало проверочным - слова добавляются в 4 пункт плана)

План:

1. Вспомнить – парные согласные.

2. Определить место – в корне.

3. Анализировать позицию – слабая, сильная.

4.Изменять слово – оно стало проверочным.


- Давайте определим способы подбора проверочных слов. Для этого я предлагаю распределиться по группам. ( 6 групп - у каждой свой маршрутный лист- карточка)


1 группа

Поставь слово во множественное число. Вставь пропущенную букву, выдели корень. Подчеркни слабую и сильную позицию парного согласного в корне.

ду . – расска . –

фла . – ёр . –

пру . – гара . –

Сформулируй способ подбора проверочного слова:

Чтобы подобрать проверочное слово, нужно



2 группа

Подбери родственное слово так, чтобы предмет стал маленьким. Используй суффиксы -ик, -ок. Вставь пропущенную букву, выдели корень. Подчеркни слабую и сильную позицию парного согласного в корне.

арбу . -

зу . -

стол . -

са . -

гри . -

гла . -

Сформулируй способ подбора проверочного слова:

Чтобы подобрать проверочное слово, нужно



3 группа

Назови слово ласково. Образуй от данных слов однокоренные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов ( -очк , -ушк, -оньк). Вставь пропущенную букву, выдели корень. Подчеркни слабую и сильную позицию парного согласного в корне.

морко . ь -

хле . -

тетра . ь -

берё . ка -

ска . ка -

площа . ка -

Сформулируй способ подбора проверочного слова:

Чтобы подобрать проверочное слово, нужно


4 группа

Напиши форму слова с использованием слова НЕТ или с предлогами К, У. Вставь пропущенную букву, выдели корень. Подчеркни слабую и сильную позицию парного согласного в корне.

сне . -

мё . -

тру. ка -

сугро . -

гру . -

каранда . -

Сформулируй способ подбора проверочного слова:


Чтобы подобрать проверочное слово, нужно



5 группа

К слову – предмету подбери родственное слово- действие. Используй вопрос (что делать?). Вставь пропущенную букву, выдели корень. Подчеркни слабую и сильную позицию парного согласного в корне.

обе . -

гру . -

любо . ь -

выру . ка -

расска . -

уло . -

Сформулируй способ подбора проверочного слова:

Чтобы подобрать проверочное слово, нужно


6 группа

К слову – предмету подбери родственное слово- признак. Используй вопросы (какой? какая? какое? какие?). Вставь пропущенную букву, выдели корень. Подчеркни слабую и сильную позицию парного согласного в корне.

са . -

ду . -

мё . -

лу . -

ска . ка -

зу . ки -

Сформулируй способ подбора проверочного слова:

Чтобы подобрать проверочное слово, нужно



- Помните о нашем девизе! А ещё, работая в группе мы говорим: « Один за всех и все за одного!» ( работа в группах, выступление представителей от групп. В результате на доске появляется алгоритм подбора проверочных слов).


1.ед. ч.→ мн.ч.

2. большой → маленький

3. назови ласково

4. со словом НЕТ или предлогом

5.предмет → действие

6.предмет → признак

- У нас появилось 6 способов подбора проверочных слов. А в каких случаях мы изменяли форму слов? ( 1,4) А где подбирали родственные слова? ( 2,3,5,6)



4. Включение в систему знаний и повторение.

- Вывод: Как же проверить, какую букву парного согласного нужно писать, если он стоит в слабой позиции? ( нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук или звонкий непарный согласный звук).

- Работа по карточке: ( в парах с фронтальной проверкой)

Подбери проверочное слово разными способами:

1) сапо . – ,

2) ло . – ,

3) тра . ка – ,

4) са . – ,

5) моро . – ,

6) ры . ка – .

Выдели корень, обозначь слабую и сильную позиции парного согласного.


5. Рефлексия.

- Подведём итоги нашего урока- расследования.

- Нашли мы нарушителей? Какая тема была у расследования- урока?

-Какие задачи ставили? Выполнили их?

- Оценим свою работу в листах самоконтроля.


Лист самоконтроля.

Ф.И.

•Я умею определять тему урока

•Я умею определять задачи урока

•Мне нравится работать в паре и в группе

•Я знаю как выбрать букву для парного согласного в словах

Выбери правильный ответ:

Парные согласные это:

1) б в н г д з 2)б в г д ж з 3)б в г д ж з

п ф м к т с п ф к т ш с к ф п т ш с



Восстанови полный текст правила:

Чтобы правильно выбрать букву для парных согласных звуков, надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы после согласного звука был звук или непарный звук.



Я умею находить проверочное слово для того, чтобы правильно написать букву парного согласного звука. Например:

мор . – ска . ка –

гла . - тру . ка –



У меня настроение.



- Если вы получили удовольствие от расследования и рады за жителей страны Орфографии, то подарите полковнику Буковкину свою улыбку! ( дети прикрепляют на доску карточки с улыбками)

6. Домашнее задание. Упр. 156, упр.158.
































+



++




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Парные согалсны в корне слова

Автор: Аникиева Наталья Евгеньевна

Дата: 23.01.2018

Номер свидетельства: 451834

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства