Открытый урок по русскому языку для 2 класса, тема "Парные согласные в корне слова. Способы подбора проверочных слов." Цель: формирование навыка правописания парных согласных в корне слова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Парные согалсны в корне слова»
2 класс. Русский язык.
Учитель : Аникиева Н.Е.
г.Великий Новгород МАОУ «Гимназия №2»
УМК:Н.В. Нечаева «Русский язык» издательский дом «Фёдоров» 2012г.
Тема: Парные согласные в корне слова. Способы подбора проверочных слов.
Цель: формирование навыка правописания парных согласных в корне слова.
Метапредметная цель:
познавательные – строить сообщения в устной и письменной речи; находить в сотрудничестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи.
Планируемый результат: уметь выделять парный согласный в слабой позиции; составить алгоритм по проверке парного согласного в слабой позиции.
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня мы с вами встречаем гостей. Я желаю вам показать себя с лучшей стороны. А для этого нужно быть внимательными, активными и аккуратными. Девизом к нашему уроку я взяла вот такие слова: «Мало уметь писать, надо уметь думать!»
- Для 2 «А» класса пришло письмо! (ученик приносит письмо и читает его).
Здравствуйте ученики 2 «а» класса Гимназии №2
города Великого Новгорода!
К нам поступило сообщение о том, что в нашем государстве Орфографии появились нарушители! Их приметы:
1) Это звуки, которые произносятся с помощью голоса и шума.
2) В целях конспирации имеют двойников, поэтому на письме в конце слов и перед согласными легко меняют внешность, точнее звучание.
3) Скрываются в корне слов.
Тысячи учеников проливают слёзы, пытаясь отыскать невидимок!
Мы, жители Орфографии, просим у вас помощи в обнаружении и обезвреживании нарушителей! На вас вся надежда!
Начальник службы безопасности в стране Орфографии
полковник Буковкин.
- Ну что, друзья, берёмся за дело? Тогда открываем дело №15! ( в тетрадях записываем число- 15 декабря, классная работа).
2.Актуализация знаний, целеполагание, выход на тему урока.
Расследование – дело нелёгкое, поэтому я предлагаю спланировать наши действия по плану. А дополнять пункты плана вы будете сами по опорным словам! ( на доске план)
-Итак, вспомним приметы нарушителей:
1)Это звуки, которые произносятся с помощью голоса и шума. (согласные – слово добавляется в 1 пункт плана)
2) В целях конспирации имеют двойников, поэтому на письме в конце слов и перед согласными легко меняют внешность, точнее звучание. (парные согласные – слово добавляется в 1 пункт плана)
3) Скрываются в корне слов.
- На какие группы делятся парные согласные? (звонкие и глухие)
- Давайте вспомним их написание – облик и составим фоторобот нарушителей. ( чистописание б в г д ж з - п ф к т ш с)
3. Построение проекта и его реализация.
- Приступим к определению места парного согласного в слове. (Учебник стр.76 упр.153.)
- Работаем по вариантам: 1в.–первая строчка, 2в.–вторая строчка. (проверка в
- Где же стоит парный согласный! ( в корне - слово добавляется во 2 пункт плана) Так было сказано и в письме про нарушителей! Посмотрите ещё раз на слова. Может ли парный согласный быть на конце слова? А в середине? (слова добавляются во 2 пункт плана)
- Переходим к 3 пункту плана: наша задача проанализировать где согласный пишется так же, как слышится, а где мы слышим двойника. ( упр.153 – самост. работа, проверка)
- Вывод: сильная позиция – если после парного согласного стоит гласный, слабая позиция – если он стоит на конце слова или перед глухим согласным. (слова добавляются в 3 пункт плана)
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять. Будем вместе отдыхать.
Руки вверх, руки вниз, на носочки поднимись!
Руки в стороны, вперёд, дальше делаем под счёт.
Раз – присели, два – присели. Чьи там кости заскрипели?
Поворот направо – три, четыре – влево повтори!
Пять – попрыгали на месте, ноги врозь и ноги вместе.
Шесть – всем дружно замереть. Не качаться, не сопеть!
-Вот мы и подошли к самому трудному пункту плана нашего расследования. Как же узнать букву парного согласного в слабой позиции?
- Чтобы правильно написать букву парного согласного нужно изменить что? (слово) А как? Когда у парного согласного сильная позиция? (перед гласной или непарным звонким согласным, т.е. изменить так, чтобы оно стало проверочным - слова добавляются в 4 пункт плана)
План:
1. Вспомнить – парные согласные.
2. Определить место – в корне.
3. Анализировать позицию – слабая, сильная.
4.Изменять слово – оно стало проверочным.
- Давайте определим способы подбора проверочных слов. Для этого я предлагаю распределиться по группам. ( 6 групп - у каждой свой маршрутный лист- карточка)
1 группа
Поставь слово во множественное число. Вставь пропущенную букву, выдели корень. Подчеркни слабую и сильную позицию парного согласного в корне.
ду . – расска . –
фла . – ёр . –
пру . – гара . –
Сформулируй способ подбора проверочного слова:
Чтобы подобрать проверочное слово, нужно
2 группа
Подбери родственное слово так, чтобы предмет стал маленьким. Используй суффиксы -ик, -ок. Вставь пропущенную букву, выдели корень. Подчеркни слабую и сильную позицию парного согласного в корне.
арбу . -
зу . -
стол . -
са . -
гри . -
гла . -
Сформулируй способ подбора проверочного слова:
Чтобы подобрать проверочное слово, нужно
3 группа
Назови слово ласково. Образуй от данных слов однокоренные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов ( -очк , -ушк, -оньк). Вставь пропущенную букву, выдели корень. Подчеркни слабую и сильную позицию парного согласного в корне.
морко . ь -
хле . -
тетра . ь -
берё . ка -
ска . ка -
площа . ка -
Сформулируй способ подбора проверочного слова:
Чтобы подобрать проверочное слово, нужно
4 группа
Напиши форму слова с использованием слова НЕТ или с предлогами К, У. Вставь пропущенную букву, выдели корень. Подчеркни слабую и сильную позицию парного согласного в корне.
сне . -
мё . -
тру. ка -
сугро . -
гру . -
каранда . -
Сформулируй способ подбора проверочного слова:
Чтобы подобрать проверочное слово, нужно
5 группа
К слову – предмету подбери родственное слово- действие. Используй вопрос (что делать?). Вставь пропущенную букву, выдели корень. Подчеркни слабую и сильную позицию парного согласного в корне.
обе . -
гру . -
любо . ь -
выру . ка -
расска . -
уло . -
Сформулируй способ подбора проверочного слова:
Чтобы подобрать проверочное слово, нужно
6 группа
К слову – предмету подбери родственное слово- признак. Используй вопросы (какой? какая? какое? какие?). Вставь пропущенную букву, выдели корень. Подчеркни слабую и сильную позицию парного согласного в корне.
са . -
ду . -
мё . -
лу . -
ска . ка -
зу . ки -
Сформулируй способ подбора проверочного слова:
Чтобы подобрать проверочное слово, нужно
- Помните о нашем девизе! А ещё, работая в группе мы говорим: « Один за всех и все за одного!» ( работа в группах, выступление представителей от групп. В результате на доске появляется алгоритм подбора проверочных слов).
1.ед. ч.→ мн.ч.
2. большой → маленький
3. назови ласково
4. со словом НЕТ или предлогом
5.предмет → действие
6.предмет → признак
- У нас появилось 6 способов подбора проверочных слов. А в каких случаях мы изменяли форму слов? ( 1,4) А где подбирали родственные слова? ( 2,3,5,6)
4. Включение в систему знаний и повторение.
- Вывод: Как же проверить, какую букву парного согласного нужно писать, если он стоит в слабой позиции? ( нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук или звонкий непарный согласный звук).
- Работа по карточке: ( в парах с фронтальной проверкой)
Подбери проверочное слово разными способами:
1) сапо . – ,
2) ло . –,
3) тра . ка – ,
4) са . – ,
5) моро . – ,
6) ры . ка – .
Выдели корень, обозначь слабую и сильную позиции парного согласного.
5. Рефлексия.
- Подведём итоги нашего урока- расследования.
- Нашли мы нарушителей? Какая тема была у расследования- урока?
-Какие задачи ставили? Выполнили их?
- Оценим свою работу в листах самоконтроля.
Лист самоконтроля.
Ф.И.
•Я умею определять тему урока
•Я умею определять задачи урока
•Мне нравится работать в паре и в группе
•Я знаю как выбрать букву для парного согласного в словах
•Выбери правильный ответ:
Парные согласные это:
1) б в н г д з 2)б в г д ж з 3)б в г д ж з
п ф м к т с п ф к т ш с к ф п т ш с
•Восстанови полный текст правила:
Чтобы правильно выбрать букву для парных согласных звуков, надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы после согласного звука был звук или непарный звук.
•Я умею находить проверочное слово для того, чтобы правильно написать букву парного согласного звука. Например:
мор . – ска . ка –
гла . - тру . ка –
•У меня настроение.
- Если вы получили удовольствие от расследования и рады за жителей страны Орфографии, то подарите полковнику Буковкину свою улыбку! ( дети прикрепляют на доску карточки с улыбками)