Просмотр содержимого документа
«Панорамный урок по русскому языку Тема: «Имя прилагательное»»
Панорамный урок по русскому языку
Тема: «Имя прилагательное»
ПАНОРАМА- от греческого ПАН–всё; то есть полный охват явления, РАМА – вид, в живописи панорама – это картина с крупным обзором и передним планом, чем достигается иллюзия реального пространства.
Панорамный урок есть не что иное, как попытка педагога охватить мыслью и взглядом систему своих уроков, выделить в ней главное звено, основные идеи опыта, определить их роль и влияние на результативность работы. Панорамный урок есть один из вариантов самообщения и пропаганды передового опыта учителя с выделением главного, существенного в системе уроков и показа его словесно-иллюстративным методом широкой аудитории.
В зависимости от целей, которые преследует педагог, особенностей опыта, специфики предмета и других причин в практике появилось уже несколько разновидностей урока-панорамы.
1.Диалоговая панорама
2.Дискуссионная панорама
3.Панорама – заявка на изобретение
4.Панорама – как результат творческого воплощения апробирования чужой научной цели
5.Коллективная панорама
Панорамный урок выдвинут в число ведущих и прогрессивных форм методической работы, ибо эта форма демократична.
Цели: Познакомить с именами прилагательными, их существенными признаками – как часть речи, учить распознавать их в тексте, находить имя существительное к которому относится имя прилагательное, углубить представление о синонимах и антонимах, изменять прилагательные по родам, числам и падежам, правильно писать родовые окончания.
Развивающие: Развивать фонематический слух, внимание, устную и письменную речь учащихся.
Воспитывающие: Воспитывать интерес к русскому языку.
В 1 классе не дается понятие имя прилагательное – часть речи. Но я думаю каждый учитель это понятие дает. В основном работа ведется с упором на нахождение признаков предмета по иллюстрациям предмета, упражнениям в учебниках.
Играем в игру «Третий лишний»
Пример: «Красный, синий, трава»
Отгадываем загадки в которых много прилагательных «Сам алый, сахарный, кафтан - зеленый, бархатный.
Соединяем слова в пары
собака трусливый
лиса злая
заяц хитрая
Коллективно ребята выполняют упражнения, где нужно вставить слова, называющие признаки предметов.
Наступила … весна.
При чтении текста даю задания на нахождение слов обозначающих признаки предметов.
В первом классе дети научились выделять и группировать слова обозначающие признаки предметов. Они научились ставить к прилагательным вопросы, составлять словосочетание.
Видов работ очень много я рассказала лишь о некоторых.
Во 2 классе, после имени существительного идет изучение имени прилагательного. С первого урока даю понятие - имя прилагательное и работаю с правилом. Особый упор делаю на развитие речи учащихся, написанию сочинений – миниатюр: «Мой лучший друг», «Мое любимое животное».
Много работаем с иллюстрациями, описываем предметы, составляем тексты, выделяя имена прилагательные.
Провожу работу по нахождению синонимов и антонимов.
Солнышко яркое, …
Мальчик умный,…
Учимся составлять план. Сочинение носит обучающий характер. Даже физминутки стараюсь провести по теме.
Дружный класс, нежное пюре, веселые девочки, жаркий день …
Если читаю словосочетание в ед.ч дети поднимаются на носочки и делают один хлопок над головой, если во мн.ч – два хлопка.
При изучении темы «Изменение имен прилагательных по числам» с использованием объяснения учителя делаем вывод по плану.
1.Что еще узнали сегодня об имени прилагательном?
2. В каком числе могут употребляться имена прилагательные?
3. На какой вопрос отвечают имена прилагательные во мн.ч, в ед.ч?
4. Какие окончания имеют прилагательные во мн.ч,ед.ч
Получается таблица:
Изменение имен прилагательных по числам:
ед.ч мн.ч
какой? какая? какое? Какие?
-ой, -ий, -ый, -ая, -яя, -ое -ые, -ие
Использую упражнения по изменению имен прилагательных по числам, дети вставляют пропущенные окончания, выписывают словосочетания. Также не забываю использовать пословицы и загадки в которых очень много прилагательных.
В отличии от существительных прилагательные не имеют постоянного рода, они изменяются по родам, род зависит от существительного. Это свойство стараюсь открыть самими учащимися с помощью языкового чутья: высокий + сосна = высокая сосна. Делаем вывод. Такой способ связи называется согласованием.
Использую 3 цвета светофора, которые отмечаем на полях.
Зеленый – Я очень хорошо понял тему урока, даже могу поделиться своими знаниями с товарищами.
Желтый – Я хорошо понял тему урока, но пока нуждаюсь в помощи со стороны учителя
Красный –Я ничего не понял на уроке.
При закреплении знаний об имени прилагательном использую «Ромашку».
(В центе круг, по краям лепестки, на которых написано, что относится и не относится к имени прилагательному. К кругу нужно прикрепить те лепестки, которые нам помогут все рассказать об имени прилагательном.
В 3 классе на изучение темы отводится 10 часов. Материал углубляется.
При изучении темы в 3 классе применяю те виды работ, о которых уже говорила, добавляю тесты. Использую тест «Веришь не веришь». «А верите ли вы что род, число, падеж имен прилагательных зависит от рода, числа и падежа имен существительных?
С целью формирований обще – учебных умений ребята обращаются к содержанию учебника, находя нужную страницу и зачитывая названия темы. Задаю вопрос: «Что мы уже знаем?» Учащимся не составляет труда поставить цель данного урока.
Применяю работу «Продолжи высказывание»:
1.Имя прилагательное – это … .
2.Имя прилагательное изменяется по … ,по …, по … .
3.Имя прилагательное в предложении является … .
Уроки строю так, что дети самостоятельно делают «открытия», выводы. Стимулирую исследовательскую деятельность детей, контролирую ход работы и корректирую. Активная роль отводится ученикам. Посещая уроки коллег, стараюсь идти в ногу со временем. Начинаю вести уроки применяя новые технологии. С 3 класса начинаю работу в группах.
В 4 классе уроки строю по повторению. Дети активно участвуют в постановке цели урока, хорошо работают, потому что тема уже знакома. Методика работы над темой, представляет собой целенаправленный процесс.
Хочу остановиться на теме: «Склонение имен прилагательных».Это одна из труднейших тем курса грамматики и орфографии в начальных классах. Начинаю тему со связи прилагательного с существительным к которому оно относится. Читая и анализируя текст учащиеся находят в нем словосочетание выделяют их голосом и выписывают, задавая вопросы к прилагательным. Учащиеся убеждаются, что и сам вопрос к прилагательному можно просклонять. Так же обращается внимание на то что окончание вопроса ударяемое. Далее идут упражнения по склонению словосочетаний. Составляется таблица окончаний. Учащиеся делают выводы на уровне своих возможностей. Начатую в 3 классе групповую работу продолжаю. Расскажу о нескольких видах групповой работы.
Прием «Зигзаг».
Класс разбивается на группы. Каждый ученик в группе получает индивидуальную дидактическую карточку, материал которой отличен от материала карточки другого члена группы, то есть каждый знает то, что не знает другой. Самостоятельно изучает информацию.
Далее ученики с одинаковыми карточками объединяются в кооперативную группу, теперь у всех членов группы одинаковые карточки.
- Обсудите в группе свой материал, решите какие сведения, представляют особый интерес, подготовьте коллективный пересказ (опоры, схемы).
Заканчивается урок фронтальной работой (первичное закрепление) – выступлением членов от каждой кооперативной группы.
Приём "Лови ошибку!"
Учитель даёт правила, цитаты, формулы, где одно или несколько утверждений - неверны. Необходимо найти ошибку и доказать ошибочность, аргументируя свой выбор.
-Контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение.
Думаю что начатую мной работу и полученные детьми знания продолжит учитель в 5 классе. А в следующем наборе я продолжу эту работу с новыми видами работ, посещая уроки коллег, читая средства массовой информации, занимаясь самообразованием .