ПАМЯТКА. Алгоритм разграничения союзов и союзных слов
ПАМЯТКА. Алгоритм разграничения союзов и союзных слов
Данная памятка необходима обучающимся при изучении темы "Союзы и союзные слова". Она способствует умению обучающимися развивать навыки разграничения союзов и союзных слов в сложноподчиненных предложениях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПАМЯТКА. Алгоритм разграничения союзов и союзных слов»
Союзы и союзные слова используются в сложноподчиненных предложениях для связи главной части предложения с придаточной.
Союз является служебной частью речи, служащей для связи предложений. Союзные же слова, являясь местоименными, могут выступать как самостоятельными частями речи, так и служебными.
Имеется несколько правил для различия союза от союзного слова:
Союзное слово может являться членом предложения, в то время как союз лишен этого свойства.
Если в сложноподчиненном предложении изъять из придаточной части союз, то это не изменит смысла всего предложения. В предложении с союзным словом такой «трюк» не пройдет!
На союз, в отличие от союзного слова, не может падать логическое ударение.
После союза невозможно вставить частицы «же» и «именно», а после союзного слова – можно!
Союзное слово можно заменить местоименным наречием либо указательным местоимением, а союз – нельзя. Подробнее: http://kotuch.ru/24/kak-otlichit-soyuz-ot-soyuznogo-slova
На уроке, посвященном этой теме, вначале провожу беседу. Повторяем с девятиклассниками основные сведения о союзах и союзных словах, полученные обучающимися в результате пропедевтической работы на уроках морфологии .Беседа строится с опорой на таблицу.
Простые подчинительные союзы
Составные подчинительные союзы
Союзные слова
Что
Потому что
1. Относительные
Чтобы
Для того чтобы
Местоимения: кто, что, какой,
Как
Так как
Чей, который, сколько
Будто
Как будто
Когда
Так что
2. Относительные наречия: где,
Пока
Когда, куда, откуда, почему,
Хотя
двойные
Зачем и как.
если
Чем - тем
Если - то
Что, когда, как
Предпоследняя строка таблицы в начале беседы закрыта.
В ходе беседы учащиеся вспоминают: союзные слова – относительные местоимения(ср.: вопросы, на которые отвечают части речи, изученные до местоимений) и относительные наречия (ср.: вопросы, на которые отвечают наречия); составными и двойными могут быть только союзы.
Затем даю устный диктант с грамматическим заданием: определить, какой схеме соответствует диктуемое предложение, чем придаточное предложение прикрепляется к главному (союзом или союзным словом).
Чтоб зацвести, земля должна услышать голос соловьиный. (Н.Рыленков) Чем выше небо над Россией, тем больше солнца на земле. (Л.Татьяничева) Склоняются к нам звезды с небосклона, как будто здесь их встреча с кем-то ждет. (С. Вишневский) Если зерна добра мы посеем, завтра всходы поднимет заря. (В. Харитонов) Везде, где солнце светит, товарищи у нас. (С. Щипачев)
Далее работа по таблице продолжается.
Задание: перечитать содержание таблицы ещё раз; выяснить, нет ли на ней таких слов, которые встречаются дважды: и среди союзов, и среди союзных слов? (что, когда, как).
Показываю девятиклассникам предпоследнюю строку таблицы, где написаны названные учениками слова – омонимы.
(Чтобы различать союзы и союзные слова-омонимы, надо помнить: союзы – служебная часть речи, следовательно, членами предложения не могут быть; союзные слова – местоимения и наречия – самостоятельные части речи, следовательно, они являются членами предложения (разумеется, придаточного). Грамматическое различие между союзами и союзными словами – это главное).
Диктант с грамматическим заданием: произвести синтаксический разбор придаточных предложений.
1.Далеко не все понимают, что личный эгоизм – родной отец подлости. (М.Горький)
2. Недаром говорится, что каждый человек – загадка. (Н.Погодин)
3. Не шути над тем, что дорого другому. (Пословица)
4. Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется. ( Н.Рыленков)
5. Когда труд – удовольствие, жизнь хороша. (М.Горький)
6. Вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю силу. (К. Паустовский)
Выразительно читаются предложения 1-4. Делается вывод: на союзное слово обычно падает словесное ударение, союз же произносится менее четко, с ослаблением гласных.
Замена (устно) в предложении 5 союза когда союзом если, в предложении 6 союзного слова когда союзным словом при котором. Вывод: синонимическая замена союзов союзами, союзных слов союзными словами – один из дополнительных приемов разграничения союзов и союзных слов .
Чтобы разграничить союзное слово как и союз как, необходимо знать следующее. В придаточных сравнительных ( они отвечают на вопрос как?) как – всегда союз; в других – оно может быть и союзом, и союзным словом; различать из надо по смыслу, используя дополнительно прием синонимической взаимозамены. Например: 1. Если б знали вы, как (насколько) мне дороги подмосковные вечера! (М. Матусовский) 2. Я слышал, как (что) темные ели немолчный вели разговор. (Р.Рождественский)
В заключении дается творческое списывание.
1. Выросший птенец не вылетал из гнезда. Мы долго не могли понять почему и считали его трусишкой.
2. Щуры плохо переносят неволю. Я знал это и решил выпустить Щурку ранней весной.
3. Падают с веток старые сосновые шишки. Мы лежали на мху, слушали и молчали.