kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПАМЯТКА. Алгоритм разграничения союзов и союзных слов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная памятка необходима обучающимся при изучении темы "Союзы и союзные слова". Она способствует умению обучающимися развивать навыки разграничения союзов и союзных слов в сложноподчиненных предложениях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПАМЯТКА. Алгоритм разграничения союзов и союзных слов»

Союзы и союзные слова используются в сложноподчиненных предложениях для связи главной части предложения с придаточной.

Союз является служебной частью речи, служащей для связи предложений. Союзные же слова, являясь местоименными, могут выступать как самостоятельными частями речи, так и служебными.

Имеется несколько правил для различия союза от союзного слова:

  1. Союзное слово может являться членом предложения, в то время как союз лишен этого свойства.

  2. Если в сложноподчиненном предложении изъять из придаточной части союз, то это не изменит смысла всего предложения. В предложении с союзным словом такой «трюк» не пройдет!

  3. На союз, в отличие от союзного слова, не может падать логическое ударение.

  4. После союза невозможно вставить частицы «же» и «именно», а после союзного слова – можно!

  5. Союзное слово можно заменить местоименным наречием либо указательным местоимением, а союз – нельзя.
    Подробнее: http://kotuch.ru/24/kak-otlichit-soyuz-ot-soyuznogo-slova





На уроке, посвященном этой теме, вначале провожу беседу. Повторяем с девятиклассниками основные сведения о союзах и союзных словах, полученные обучающимися в результате пропедевтической работы на уроках морфологии .Беседа строится с опорой на таблицу.

 

Простые подчинительные союзы

Составные подчинительные союзы

Союзные слова

Что

Потому что

1. Относительные

Чтобы

Для того чтобы

Местоимения: кто, что, какой,

Как

Так как

Чей, который, сколько

Будто

Как будто

 

Когда

Так что

2. Относительные наречия: где,

Пока

 

Когда, куда, откуда, почему,

Хотя

            двойные

Зачем и как.

если

Чем - тем

 

 

Если - то

 

 

 

 

 

Что, когда, как

 

 

 

 

 

Предпоследняя строка таблицы в начале беседы закрыта.

В ходе беседы учащиеся вспоминают: союзные слова – относительные местоимения(ср.: вопросы, на которые отвечают части речи, изученные до местоимений) и относительные наречия (ср.: вопросы, на которые отвечают наречия); составными и двойными могут быть только союзы.

Затем даю устный диктант с грамматическим заданием: определить, какой схеме соответствует диктуемое предложение, чем придаточное предложение прикрепляется к главному (союзом или союзным словом).

Чтоб зацвести, земля должна услышать голос соловьиный. (Н.Рыленков) Чем выше небо над Россией, тем больше солнца на земле. (Л.Татьяничева) Склоняются к нам звезды с небосклона, как будто здесь их встреча с кем-то ждет. (С. Вишневский) Если зерна добра мы посеем, завтра всходы поднимет заря. (В. Харитонов) Везде, где солнце светит, товарищи у нас. (С. Щипачев)

Далее работа по таблице продолжается.

Задание: перечитать содержание таблицы ещё раз; выяснить, нет ли на ней таких слов, которые встречаются дважды: и среди союзов, и среди союзных слов? (что, когда, как).

Показываю девятиклассникам предпоследнюю строку таблицы, где написаны названные учениками слова – омонимы.

(Чтобы различать союзы и союзные слова-омонимы, надо помнить: союзы – служебная часть речи, следовательно, членами предложения не могут быть; союзные слова – местоимения и наречия – самостоятельные части речи, следовательно, они являются членами предложения (разумеется, придаточного). Грамматическое различие между союзами и союзными словами – это главное).

Диктант с грамматическим заданием: произвести синтаксический разбор придаточных предложений.

1.Далеко не все понимают, что личный эгоизм – родной отец подлости. (М.Горький) 

2. Недаром говорится, что каждый человек – загадка. (Н.Погодин)

3.   Не шути над тем, что дорого другому. (Пословица)

 4. Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется. ( Н.Рыленков)

5. Когда труд – удовольствие, жизнь хороша. (М.Горький)

6.   Вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю силу. (К. Паустовский)

 Выразительно читаются предложения 1-4. Делается вывод: на союзное слово обычно падает словесное ударение, союз же произносится менее четко, с ослаблением гласных.

Замена (устно) в предложении 5 союза когда союзом если, в предложении 6 союзного слова когда союзным словом при котором. Вывод: синонимическая замена союзов союзами, союзных слов союзными словами – один из дополнительных приемов разграничения союзов и союзных слов .

Чтобы разграничить союзное слово как и союз как, необходимо знать следующее. В придаточных сравнительных ( они отвечают на вопрос как?) как – всегда союз; в других – оно может быть и союзом, и союзным словом; различать из надо по смыслу, используя дополнительно прием синонимической взаимозамены. Например:   1. Если б знали вы, как (насколько) мне дороги подмосковные вечера! (М. Матусовский) 2. Я слышал, как (что) темные ели немолчный вели разговор. (Р.Рождественский)

В заключении дается творческое списывание.

1.       Выросший птенец не вылетал из гнезда. Мы долго не могли понять почему и считали его трусишкой.

2.        Щуры плохо переносят неволю. Я знал это и решил выпустить Щурку ранней весной. 

3.        Падают с веток старые сосновые шишки. Мы лежали на мху, слушали и молчали.

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ПАМЯТКА. Алгоритм разграничения союзов и союзных слов

Автор: Тишина Светлана Вячеславовна

Дата: 23.11.2016

Номер свидетельства: 361973


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства