kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Отличие вводных слов от омонимичных конструкций».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме " Отличие вводных слов от омонимичных конструкций" содержит материал, который в доступной форме поможет учащимся отличить данные слова от других частей речи, правильно ставить знаки препинания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Отличие вводных слов от омонимичных конструкций».»

Урок по русскому языку в 8 классе

Тема урока «Отличие вводных слов от омонимичных конструкций».

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. У нас сегодня гости, надеюсь все успели с ними поздороваться( если не успели-сделайте это сейчас)

У меня к вам просьба- результативно поработайте, пусть покажите, как вы умеете работать на урок.

- Ребята, скажите, какую большую тему мы сейчас изучаем?

- вводные конструкции. Что входит в понятие конструкции, уточните?-слова, словосочетания, предложения.

- мы продолжаем сегодня работать с этой темой, но я предлагаю вам вот такой подзаголовок для нашего урока «Оказывается, что…». Слайд№1

Фраза не закончена, она требует продолжения. Что стоит за этим ЧТО, мы ответим в конце урока. Этот вывод вы сделаете в урока сами на основе материала, используемого на уроке.

Итак, небольшой элемент повторения того, что вы знаете.

1 задание:

Перепутанные логические цепочки. Слайд№ 2

Соедините по смыслу данные фразы и получите в результате определение, а термин уже угадаете САМИ.

это- слова – что он сообщает – сочетания слов- при помощи которых говорящий(пишущий) – предложения – выражает свое отношение к тому. Слайд № 3 (Определение вводных конструкций)


2 задание:

Найдите соответствие.(стрелочками покажите)(раздать таблички)

Ответы- слайд№4------- У кого ошибки есть??


Дополнительное задание: Какой группы нет в данном задании? Приведите примеры на эту группу.(Обращение к собеседнику: извините, позвольте, спасибо, поймите )


Группы вводных слов по значению


Вводные слова

Уверенность


Во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, итак


Неуверенность


Конечно, бесспорно, безусловно, без сомнения


Различные чувства


Вероятно, очевидно, возможно, может быть, по-видимому


Источник сообщения


На радость, к сожалению, к счастью, к несчастью


Оформление мысли

По словам, по мнению, как говорят, по-моему





3 задание слайд № 5

Продолжите предложение, используя вводные слова:


Со значением уверенности



Со значением неуверенности



П ришел гость Различные чувства



Источник сообщения



Оформление мыслей

А теперь давайте возьмем листы с таблицей «ЗХУ» и заполним первую колонку.

Знаю

Хочу узнать

Узнал




Объяснение нового материала.

Слайд№6 Ребята, я предлагаю вам следующую учебную ситуацию.

Она (1) верно (2) поступила

Вы(3) верно (4) уже пообедали.

Выберите вариант постановки запятой.

1. 1,2

2. 3,4

3. 1,2,3,4

4. 1,3

Поднимите руки, кто выбрал 1 вариант, а 2? 3? 4?

- Ребята, а почему так? Почему получились разные ответы? Непонятно. А почему непонятно?

(не хватает знаний ,чтобы разобраться)

Итак, наша с вами основная задача сегодня какая?

СЛАЙД №7 Верно: научиться определять, где вводное слово, а где член предложения.

Скажите,пожалуйста,как называются слова которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное значение??? Правильно- ОМОНИМЫ. Попробуйте сформулировать тему урока.(формулируют ,а я им помогаю )

Откройте тетради и запишите число и тему урока:

Слайд № 8 «Отличие вводных слов от омонимичных слов»

Давайте опять обратимся к таблице «Знаю. Хочу узнать. Узнал», которая лежит перед вами и заполним вторую колонку.

Знаю

Хочу узнать

Узнал




-Итак, ребята, мы уже увидели, что одни и те же слова могут употребляться и в роли вводных слов, и в качестве членов предложения.

Сейчас поработайте в паре и составьте ПЛАН, по которому вы будете их различать

( 5 минут)

Чтобы различать вводные слова от омонимичных слов НУЖНО: Слайд№ 9

Отличие вводных слов от омонимичных слов:

1) задать вопрос( к члену предложения он легко задается)

2) определить, является ли членом предложения( часть речи иногда можно заменить другими словами)

3) попробовать исключить слово из предложения ( не всегда)

4) определить значение.

5) к вводному слову (иногда ) можно прибавить слово «ГОВОРЯ» Он, кстати, так и не пришёл («кстати говоря»);; Короче, книжка нужная («короче говоря»)

6) интонация (у вводных слов она особая)

Закрепление. Определяем , где вводные слова, а где члены предложения. Дополнительное задание: Члены предложения подчеркнуть и определить часть речи, у вводных слов определить значение. Действуем по алгоритму.

1) Один человек к доске. Запишите под диктовку два предложения.

1) Я кажется заболел

Отец мне кажется скрягой.

2)Поезд мчит меня к счастью.

К счастью все мы остались живы.

Действуем по алгоритму. Вопрос, ЧП, пробуем исключить, определяем значение.

Аналогично работаем самостоятельно.

Тест. Выберите правильный вариант постановки знаков препинания. СЛАЙД № 10

Слайд + распечатка

1) Это было совершенно (1) очевидно.

Очевидно(2) сегодня будет дождь. 

1. 1,2 2. 1 3. 2  

2) Упражнение (1)должно быть(2) выполнено.

Мы(3) должно быть(4) заблудились.

1. 1,2 2. 3,4 3. 1,2,3,4

3) Мы не надеялись больше не встретиться (1)однако(2) встретились.

Ты(3)однако(4) выглядишь прекрасно.

 1. 1,2,3, 4 2. 1,2 3. 2,3, 4 4. 3,4


Проверка на слайде. СЛАЙД № 11.

 

1) 3 2) 2 3) 4


Рефлексия.

Ребята, возьмите сейчас свои таблички и заполните последнюю третью колонку.


Знаю

Хочу узнать

Узнал




Листочки с таблицей подпишите и сдайте мне.

Ребята, давайте вспомним, какой подзаголовок мы дали нашему сегодняшнему уроку?

Совершенно верно. «Оказывается, что…»

Давайте подведем итог нашего урока при помощи этой фразы.

Домашнее задание

Ребята, 2023 год объявлен указом президента Годом ЧЕГО? Совершенно верно. Годом Педагога и наставника.

Задание на дом. Карточки + творческое задание.

Я предлагаю Вам следующее творческое задание: напишите небольшой план действий для себя, с чем именно для вас будет связан этот год. Планировать , используя вводные конструкции. Начало я вам предлагаю такое: «2023 год в России объявлен Годом Педагога и Наставника. Поэтому…»

Кому поставили 5 за тест, подойдите ко мне.

Спасибо за работу.



























Группы вводных слов по значению


Вводные слова

Уверенность


Во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, итак

Неуверенность


Конечно, бесспорно, безусловно, без сомнения

Различные чувства


Вероятно, очевидно, возможно, может быть, по-видимому

Источник сообщения


На радость, к сожалению, к счастью, к несчастью

Оформление мысли

По словам, по мнению, как говорят, по-моему

Группы вводных слов по значению


Вводные слова

Уверенность


Во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, итак

Неуверенность


Конечно, бесспорно, безусловно, без сомнения

Различные чувства


Вероятно, очевидно, возможно, может быть, по-видимому

Источник сообщения


На радость, к сожалению, к счастью, к несчастью

Оформление мысли

По словам, по мнению, как говорят, по-моему

Группы вводных слов по значению


Вводные слова

Уверенность


Во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, итак

Неуверенность


Конечно, бесспорно, безусловно, без сомнения

Различные чувства


Вероятно, очевидно, возможно, может быть, по-видимому

Источник сообщения


На радость, к сожалению, к счастью, к несчастью

Оформление мысли

По словам, по мнению, как говорят, по-моему

Группы вводных слов по значению


Вводные слова

Уверенность


Во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, итак

Неуверенность


Конечно, бесспорно, безусловно, без сомнения

Различные чувства


Вероятно, очевидно, возможно, может быть, по-видимому

Источник сообщения


На радость, к сожалению, к счастью, к несчастью

Оформление мысли

По словам, по мнению, как говорят, по-моему



Отличие вводных слов от омонимичных конструкций:

1) задать вопрос( к члену предложения он легко задается)

2) определить, является ли членом предложения( часть речи иногда можно заменить другими словами)

3) попробовать исключить слово из предложения ( не всегда)

4) определить значение.

5) к вводному слову (иногда ) можно прибавить слово «ГОВОРЯ» Он, кстати, так и не пришёл («кстати говоря»);; Короче, книжка нужная («короче говоря»)

6) интонация (у вводных слов она особая)

Отличие вводных слов от омонимичных конструкций:

1) задать вопрос( к члену предложения он легко задается)

2) определить, является ли членом предложения( часть речи иногда можно заменить другими словами)

3) попробовать исключить слово из предложения ( не всегда)

4) определить значение.

5) к вводному слову (иногда ) можно прибавить слово «ГОВОРЯ» Он, кстати, так и не пришёл («кстати говоря»);; Короче, книжка нужная («короче говоря»)

6) интонация (у вводных слов она особая)

Отличие вводных слов от омонимичных конструкций:

1) задать вопрос( к члену предложения он легко задается)

2) определить, является ли членом предложения( часть речи иногда можно заменить другими словами)

3) попробовать исключить слово из предложения ( не всегда)

4) определить значение.

5) к вводному слову (иногда ) можно прибавить слово «ГОВОРЯ» Он, кстати, так и не пришёл («кстати говоря»);; Короче, книжка нужная («короче говоря»)

6) интонация (у вводных слов она особая)

Отличие вводных слов от омонимичных конструкций:

1) задать вопрос( к члену предложения он легко задается)

2) определить, является ли членом предложения( часть речи иногда можно заменить другими словами)

3) попробовать исключить слово из предложения ( не всегда)

4) определить значение.

5) к вводному слову (иногда ) можно прибавить слово «ГОВОРЯ» Он, кстати, так и не пришёл («кстати говоря»);; Короче, книжка нужная («короче говоря»)

6) интонация (у вводных слов она особая)

Отличие вводных слов от омонимичных конструкций:

1) задать вопрос( к члену предложения он легко задается)

2) определить, является ли членом предложения( часть речи иногда можно заменить другими словами)

3) попробовать исключить слово из предложения ( не всегда)

4) определить значение.

5) к вводному слову (иногда ) можно прибавить слово «ГОВОРЯ» Он, кстати, так и не пришёл («кстати говоря»);; Короче, книжка нужная («короче говоря»)

6) интонация (у вводных слов она особая)

Отличие вводных слов от омонимичных конструкций:

1) задать вопрос( к члену предложения он легко задается)

2) определить, является ли членом предложения( часть речи иногда можно заменить другими словами)

3) попробовать исключить слово из предложения ( не всегда)

4) определить значение.

5) к вводному слову (иногда ) можно прибавить слово «ГОВОРЯ» Он, кстати, так и не пришёл («кстати говоря»);; Короче, книжка нужная («короче говоря»)

6) интонация (у вводных слов она особая)

Отличие вводных слов от омонимичных конструкций:

1) задать вопрос( к члену предложения он легко задается)

2) определить, является ли членом предложения( часть речи иногда можно заменить другими словами)

3) попробовать исключить слово из предложения ( не всегда)

4) определить значение.

5) к вводному слову (иногда ) можно прибавить слово «ГОВОРЯ» Он, кстати, так и не пришёл («кстати говоря»);; Короче, книжка нужная («короче говоря»)

6) интонация (у вводных слов она особая)

Отличие вводных слов от омонимичных конструкций:

1) задать вопрос( к члену предложения он легко задается)

2) определить, является ли членом предложения( часть речи иногда можно заменить другими словами)

3) попробовать исключить слово из предложения ( не всегда)

4) определить значение.

5) к вводному слову (иногда ) можно прибавить слово «ГОВОРЯ» Он, кстати, так и не пришёл («кстати говоря»);; Короче, книжка нужная («короче говоря»)

6) интонация (у вводных слов она особая)





1) Это было совершенно (1) очевидно.

Очевидно(2) сегодня будет дождь. 

1. 1,2 2. 1 3. 2

2) Упражнение (1)должно быть(2) выполнено.

Мы(3) должно быть(4) заблудились.

1. 1,2 2. 3,4 3. 1,2,3,4

3) Мы не надеялись больше не встретиться (1)однако(2) встретились.

Ты(3)однако(4) выглядишь прекрасно.

 1. 1,2,3, 4 2. 1,2 3. 2,3, 4 4. 3,4


Ответ: 1-

2-

3-


1) Это было совершенно (1) очевидно.

Очевидно(2) сегодня будет дождь. 

1. 1,2 2. 1 3. 2

2) Упражнение (1)должно быть(2) выполнено.

Мы(3) должно быть(4) заблудились.

1. 1,2 2. 3,4 3. 1,2,3,4

3) Мы не надеялись больше не встретиться (1)однако(2) встретились.

Ты(3)однако(4) выглядишь прекрасно.

 1. 1,2,3, 4 2. 1,2 3. 2,3, 4 4. 3,4


Ответ: 1-

2-

3-


1) Это было совершенно (1) очевидно.

Очевидно(2) сегодня будет дождь. 

1. 1,2 2. 1 3. 2

2) Упражнение (1)должно быть(2) выполнено.

Мы(3) должно быть(4) заблудились.

1. 1,2 2. 3,4 3. 1,2,3,4

3) Мы не надеялись больше не встретиться (1)однако(2) встретились.

Ты(3)однако(4) выглядишь прекрасно.

 1. 1,2,3, 4 2. 1,2 3. 2,3, 4 4. 3,4


Ответ: 1-

2-

3-


1) Это было совершенно (1) очевидно.

Очевидно(2) сегодня будет дождь. 

1. 1,2 2. 1 3. 2

2) Упражнение (1)должно быть(2) выполнено.

Мы(3) должно быть(4) заблудились.

1. 1,2 2. 3,4 3. 1,2,3,4

3) Мы не надеялись больше не встретиться (1)однако(2) встретились.

Ты(3)однако(4) выглядишь прекрасно.

 1. 1,2,3, 4 2. 1,2 3. 2,3, 4 4. 3,4


Ответ: 1-

2-

3-


1) Это было совершенно (1) очевидно.

Очевидно(2) сегодня будет дождь. 

1. 1,2 2. 1 3. 2

2) Упражнение (1)должно быть(2) выполнено.

Мы(3) должно быть(4) заблудились.

1. 1,2 2. 3,4 3. 1,2,3,4

3) Мы не надеялись больше не встретиться (1)однако(2) встретились.

Ты(3)однако(4) выглядишь прекрасно.

 1. 1,2,3, 4 2. 1,2 3. 2,3, 4 4. 3,4


Ответ: 1-

2-

3-


1) Это было совершенно (1) очевидно.

Очевидно(2) сегодня будет дождь. 

1. 1,2 2. 1 3. 2

2) Упражнение (1)должно быть(2) выполнено.

Мы(3) должно быть(4) заблудились.

1. 1,2 2. 3,4 3. 1,2,3,4

3) Мы не надеялись больше не встретиться (1)однако(2) встретились.

Ты(3)однако(4) выглядишь прекрасно.

 1. 1,2,3, 4 2. 1,2 3. 2,3, 4 4. 3,4


Ответ: 1-

2-

3-












Знаю

Хочу узнать

Узнал

















Знаю

Хочу узнать

Узнал
















Знаю

Хочу узнать

Узнал
















Знаю

Хочу узнать

Узнал
















Знаю

Хочу узнать

Узнал





Знаю

Хочу узнать

Узнал












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Отличие вводных слов от омонимичных конструкций».

Автор: Дударева Ольга Викторовна

Дата: 23.10.2023

Номер свидетельства: 638586


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства