kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок в рамках семинара «Методическая неделя русского языка и литературного чтения. Великие лексикографы: В. И. Даль и С. И. Ожегов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Повторение знаний  о предложении».

Класс: 4 «Г»

Учитель:  Шпак Ольга Михайловна

Дата: 18.11. 2015 г.

Тип урока: «Урок отработки умений и рефлексии».

Цель посещения урока: применение информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных технологий.

При организации данного урока продемонстрировала  высокое педагогическое мастерство. С учетом общих требований к уроку, возможностей обучающихся она применила  на уроке материалы    сайта  fcior.edu.ru, активизирующий умственную деятельность детей, развивающий познавательную активность, творческие способности, самостоятельность учащихся. На уроке осуществляется дифференцированный и личностно-ориентированный поход на основе учета особенностей учащихся. В течение всего урока в классе сохранялась деловая атмосфера, учащиеся по мере выполнения заданий переходили от одного вида деятельности к другому.

Вследствие использования на уроке различных цифровых ресурсов учителем, в классе наблюдается повышенный уровень учебной мотивации к изучению предмета. Учитель использует на уроке информационные образовательные технологии: интерактивную доску, универсальный мультимедийный тренажер «Русский язык 4 класс».    Для сопровождения объяснения материала учитель   использует созданную специально для урока мультимедийную презентацию-конспект, содержащую предложения для анализа, рисунки, видеофрагмент.  Для контроля знаний, полученных на уроке, использует компьютерное тестирование. Вследствие использования на уроке различных цифровых ресурсов наблюдается повышенный уровень учебной мотивации к изучению предмета. При выполнении практических действий  проявляется самоконтроль.

    На уроке видно  использование  сетевых и дистанционных технологий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в рамках семинара «Методическая неделя русского языка и литературного чтения. Великие лексикографы: В. И. Даль и С. И. Ожегов»»

МАОУ гимназия №5

г.Новороссийск







Открытый урок в рамках семинара «Методическая неделя русского языка и литературного чтения.

Великие лексикографы:

В. И. Даль и С. И. Ожегов»

(с 16 ноября по 20 ноября 2015г.)

4 класс






Шпак Ольга Михайловна

учитель начальных классов




2015 г.


Тема: Повторение знаний о предложении.

Цели урока:

Образовательные:

  • актуализация и систематизация знаний учащихся о различных видах предложений по цели высказывания и интонации и составу; развитие умения распознавать однородные члены предложения и правильно строить предложения;

  • развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности.

Развивающие:

  • развитие речевого слуха учащихся: формирование умения к интонационной стороне речи; умения сравнивать и различать предложения, различные по интонации, соотносить цель высказывания предложения и интонацию, выбирать интонацию в зависимости от высказывания и эмоциональной окрашенности речи;

  • развитие логической последовательности действий обучающегося на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.

Воспитательные:

  • воспитание навыка самостоятельности;

  • формирование чувства языка;

  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать умственную и письменную речь, делать её точной и богатой.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностных:

  • Понимание значимости хорошего владения языком для выражения своих мыслей и чувств;

  • Умение оценивать свои и чужие действия, стремление к созидательной деятельности.

Регулятивных:

  • Принимать и сохранять учебную задачу, контролировать свою деятельность по ходу и через результат выполнения задания. Осознавать трудности и стараться преодолевать их.

Познавательных:

  • Понимать схемы, модели, передавать информацию в словесной форме;

  • Наблюдать за построением предложений, за разнообразием способов выражения мыслей и чувств, делать умозаключения, сравнивать сделанные выводы с информацией, строить необходимые рассуждения;

  • Подводить факты языка под понятия, классифицировать, моделировать рассуждения, конструировать их, выбирать вариант построения, действовать по аналогии.

Коммуникативные:

  • Рассказывать о приобретённых знаниях и умениях;

  • Строить небольшие монологи;

  • Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь;

  • Участвовать в диалоге и коллективной беседе;

  • Строить предложения для решения различных коммуникативных задач, учитывать позицию партнёра, ориентироваться на него, проявлять доброе отношение к людям.

Задачи:

  1. Повторить знания о предложении.

  2. Познакомить с краткой биографией Владимира Даля

  3. Расширять читательский кругозор у учащихся, обогащать их словарный запас

  4. Развивать умения учащихся работать с книгами и словарями

  5. Воспитывать любовь к родному языку, гордость за великий русский язык

Оборудование: мультимедиа, презентация , выставка книг В.И. Даля.





Ход урока


  1. Организационный момент (2 слайд)

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный.

А почему он важный -

Скажет каждый!


  1. Постановка задач и целей урока (3 слайд)

Прочитайте великие высказывания:

«Язык есть вековой труд целого поколения»

«Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш»


-О чём будем говорить сегодня на уроке?

-Зачем необходима эта тема?

-Правильно, будем говорить о языке, о русском языке, о его вели-чии и богатстве. Каждый человек должен знать и изучать свой родной язык.

-Эти знаменитые высказывания были произнесены великим лекси-кографом Владимиром Далем, который внёс большой вклад для русского народа.

22 ноября у Владимира Даля день рождения.


План урока (4 слайд)

-А сейчас мы познакомимся с планом нашего урока.

  1. Биография Владимира Даля (5-11 слайды)

-Родился Владимир Даль в посёлке Луганский завод (ныне — Луганск) 22 ноября 1801 года.ПОСЧИТАЙТЕ, СКОЛЬКО ЛЕТ БЫЛО БЫ ЕМУ СЕЙЧАС? 214 Его семья была высокообразованной. Отец, Иван Матвеевич Даль, был врачом, лингвистом. А мать, Мария Христофоровна Фрейтаг(кстати, в переводе с немецкого «пятница»), была пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Неудивительно, что Владимир получил прекрасное домашнее образование. В детстве в своей биографии Владимир Даль очень привязался душой к родному краю, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.

Образование Владимир Даль получил в Петербургском Морском кадетском корпусе и на медицинском факультете в Дерптском университете.

Служил морским офицером, хирургом, чиновником, но всю жизнь посвятил изучению русского языка и литературному творчеству.

Он заводит знакомства и дружбу с известными писателями и поэтами: Гоголем, Пушкиным, Крыловым, Жуковским и другими.

За свою биографию Владимир Даль написал более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни. Он много путешествовал, поэтому отлично знал русский быт. Также Даль составил учебники «Ботаника», «Зоология».

Но самой значительной и объёмной работой в биографии Владимира Даля остается «Толковый словарь», содержащий примерно 200 тысяч слов. Будучи хорошо знакомым со многими профессиями, ремёслами, приметами и поговорками, Даль все знания поместил в «Толковый словарь живого великорусского языка».

В 1862 г. был опубликован уникальный сборник «Пословицы русского народа», в который вошло более 30 000 пословиц, поговорок, прибауток. Большинство из них и поныне живёт в произведениях писателей, в повседневной речи людей.

В 1871 г. появились два сборника народных сказок для детей, которые были обработаны В. И. Далем. Среди них «Девочка Снегурочка», «Старик - годовик», «О дятле», «Привередница», «У тебя у самого свой ум», «Лучший певчий», «Про мышь зубастую да про воробья богатого» и др.

Скончался Даль 4 октября 1872 года.Сколько лет он прожил?


  1. Работа со словарём. (12 слайд) Разбор слова «ВЕТЕР». Фразеологизм «бросать слова на ветер». (13 слайд)

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Запись двух словосочетаний и предложения с этим словом.

-Докажите, что оно является предложением.

- Напишите, какой частью речи является в вашем предложении слово «ВЕТЕР».

-Укажите, в каком падеже стоит имя существительное «ВЕТЕР».

(Слайды 14-18)


  1. Работа над орфограммами. (слайд 19-20)

Подчеркнуть в словах буквы, написание которых надо запомнить или проверить:

- Спишите слова в тетрадь с красной строки, устно подбирая проверочные.

.сенний, х.л.да, ненас.ный, дож.ь, лист.па., .ктябрь, ж.лтый, лист.я, поз.ний .

- Назовите орфограммы.

Самопроверка.

  1. Скороговорки .(21 слайд)

-Скороговорки – это не просто забава, они развивают речевой аппарат. Речь становится правильной, выразительной, чёткой, понятной. Сейчас мы потренируемся в их произношении.

Работа в парах.

- Выберите одну скороговорку, потренируйтесь 2 мин. Расскажите соседу свою скороговорку.


  • Ткёт ткач ткани на платок Тане.

  • Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

  • Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

- Перепишите 1-ю и 2-ю скороговорки с доски. Подчеркните грамматические основы в предложениях. А что такое граммати-ческая основа? - Какие это предложения по интонации (ПОВЕСТВ.), по цели высказывания (НЕВОСКЛ.)?

- В каком предложении есть однородные члены? Чем они являются в предложении?


  1. Загадки (22-24 слайды)

Загадки помогают развивать сообразительность, мыслить нестан-дартно, проявлять логику, азартно искать решение. Это учит ду-мать, осваивать разную тематику.

  • Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц)

  • Что зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает? (Снег)

  • Вся дорожка обсыпана горошком. (Звёзды на небе)

- Запишите 1-ю и 2-ю загадки.

- Определите, какие они по интонации, по цели высказывания? - Выполните синтаксический разбор 1-ой загадки.


  1. Пословицы (25 слайд)

-В пословицах запечатлена история, мудрость наших предков, их представления о том, что такое хорошо и плохо. Поэтому сейчас мы поработаем с пословицами. На слайде будет начало пословицы, а вы должны вспомнить окончание и поразмышлять над смыслом.


  • Грамоте учиться (всегда пригодится.)

  • Азбуку учат, (во всю избу кричат.)

  • Написано пером, (не вырубить и топором.)

  • Ученье - свет, (а неученье - тьма.)

  • Не спеши языком, (торопись делом.)


  1. Физкультминутка. (26 слайд)

  2. Сказки. (27-29 слайды)

-Сказки развивают внимание, заставляют размышлять. Прививают понятия о добре и зле. Показывают, что с трудными ситуациями можно справиться. А сейчас вспомним сказки В. Даля. Вниматель-но слушайте отрывок из сказки и постарайтесь угадать сказку.


  • Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт, на ягоды гневается… (Война грибов с ягодами)

  • Пустили лису. Вот поклонилась она хозяину и отдала ему на сбережение свою курочку, сама же смирнёхонько улеглась в уголок на лавку, а хвостик подвернула под лавку. (Лиса-лапотница)

  • Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. (Девочка Снегурочка)


  1. Значение слов. (30-31 слайды)

-Каждое слово имеет своё лексическое значение. Сейчас попробуем назвать лексическое значение старинных слов, посмотрим их значение в словаре В.Даля.


Уста – губы

Длань – рука, ладонь

Очи – глаза

Рушник – вышитое полотенце

Чёботы – сапоги

Жбан – кувшин с крышкой


  1. Синонимы. (32 слайд)

-Синонимы - это слова различные по звучанию, но близкие по смыслу.

-Из второго столбика подобрать синоним к словам первого столбика.


Смелый – храбрый

Весёлый – радостный

Худой - тощий


  1. Антонимы. (33 слайд)

-Антонимы - это слова, противоположные по своему лексическому значению. Из второго столбика подобрать антоним к словам первого столбика.


Низкий – высокий

Широкий - узкий

Добрый - злой


  1. Омонимы .(34-37 слайды)

Омонимы - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию единицы языка.


* Коса — у девушки на голове, коса — орудие для косьбы.

* Кисть — кисть — руки, кисть — ягод (кисть рябины) , кисть — кисточка (для краски).

* Ключ — музыкальный знак, ключ — от двери, ключ — гаечный ключ.

* Бабочка — насекомое, галстук-бабочка, нож-бабочка.


  1. Рефлексия. (38 слайд)


Ученики выбирают своё мнение об уроке

На уроке было очень интересно!

На уроке некоторые моменты были скучные и непонятные.

На уроке было очень скучно и неинтересно!

























Источники информации

  1. http://aphorism-citation.ru/index/0-637 - Афоризмы, цитаты, высказывания Даль В. И.

  2. http://all-biography.ru/alpha/d/dal-vladimir-dal-vladimir - Биография Владимира Даля

  3. http://www.helpmammy.ru/index.php?page_id=127 - Владимир Иванович Даль (1801-1872)

  4. http://hobbitaniya.ru/dal/dal81.php - Даль В.И. Пословицы русского народа

  5. http://www.planetaskazok.ru/daliv - Даль В.И. Сказки





10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шпак Ольга Михайловна

Дата: 31.01.2016

Номер свидетельства: 286073


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства