Открытый урок в рамках семинара «Методическая неделя русского языка и литературного чтения. Великие лексикографы: В. И. Даль и С. И. Ожегов»
Открытый урок в рамках семинара «Методическая неделя русского языка и литературного чтения. Великие лексикографы: В. И. Даль и С. И. Ожегов»
Тема: «Повторение знаний о предложении».
Класс: 4 «Г»
Учитель: Шпак Ольга Михайловна
Дата: 18.11. 2015 г.
Тип урока: «Урок отработки умений и рефлексии».
Цель посещения урока: применение информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных технологий.
При организации данного урока продемонстрировала высокое педагогическое мастерство. С учетом общих требований к уроку, возможностей обучающихся она применила на уроке материалы сайта fcior.edu.ru, активизирующий умственную деятельность детей, развивающий познавательную активность, творческие способности, самостоятельность учащихся. На уроке осуществляется дифференцированный и личностно-ориентированный поход на основе учета особенностей учащихся. В течение всего урока в классе сохранялась деловая атмосфера, учащиеся по мере выполнения заданий переходили от одного вида деятельности к другому.
Вследствие использования на уроке различных цифровых ресурсов учителем, в классе наблюдается повышенный уровень учебной мотивации к изучению предмета. Учитель использует на уроке информационные образовательные технологии: интерактивную доску, универсальный мультимедийный тренажер «Русский язык 4 класс». Для сопровождения объяснения материала учитель использует созданную специально для урока мультимедийную презентацию-конспект, содержащую предложения для анализа, рисунки, видеофрагмент. Для контроля знаний, полученных на уроке, использует компьютерное тестирование. Вследствие использования на уроке различных цифровых ресурсов наблюдается повышенный уровень учебной мотивации к изучению предмета. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.
На уроке видно использование сетевых и дистанционных технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в рамках семинара «Методическая неделя русского языка и литературного чтения. Великие лексикографы: В. И. Даль и С. И. Ожегов»»
МАОУ гимназия №5
г.Новороссийск
Открытый урок в рамках семинара «Методическая неделя русского языка и литературного чтения.
Великие лексикографы:
В. И. Даль и С. И. Ожегов»
(с 16 ноября по 20 ноября 2015г.)
4 класс
Шпак Ольга Михайловна
учитель начальных классов
2015 г.
Тема: Повторение знаний о предложении.
Цели урока:
Образовательные:
актуализация и систематизация знаний учащихся о различных видах предложений по цели высказывания и интонации и составу; развитие умения распознавать однородные члены предложения и правильно строить предложения;
развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности.
Развивающие:
развитие речевого слуха учащихся: формирование умения к интонационной стороне речи; умения сравнивать и различать предложения, различные по интонации, соотносить цель высказывания предложения и интонацию, выбирать интонацию в зависимости от высказывания и эмоциональной окрашенности речи;
развитие логической последовательности действий обучающегося на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.
Воспитательные:
воспитание навыка самостоятельности;
формирование чувства языка;
воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать умственную и письменную речь, делать её точной и богатой.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностных:
Понимание значимости хорошего владения языком для выражения своих мыслей и чувств;
Умение оценивать свои и чужие действия, стремление к созидательной деятельности.
Регулятивных:
Принимать и сохранять учебную задачу, контролировать свою деятельность по ходу и через результат выполнения задания. Осознавать трудности и стараться преодолевать их.
Познавательных:
Понимать схемы, модели, передавать информацию в словесной форме;
Наблюдать за построением предложений, за разнообразием способов выражения мыслей и чувств, делать умозаключения, сравнивать сделанные выводы с информацией, строить необходимые рассуждения;
Подводить факты языка под понятия, классифицировать, моделировать рассуждения, конструировать их, выбирать вариант построения, действовать по аналогии.
Коммуникативные:
Рассказывать о приобретённых знаниях и умениях;
Строить небольшие монологи;
Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь;
Участвовать в диалоге и коллективной беседе;
Строить предложения для решения различных коммуникативных задач, учитывать позицию партнёра, ориентироваться на него, проявлять доброе отношение к людям.
Задачи:
Повторить знания о предложении.
Познакомить с краткой биографией Владимира Даля
Расширять читательский кругозор у учащихся, обогащать их словарный запас
Развивать умения учащихся работать с книгами и словарями
Воспитывать любовь к родному языку, гордость за великий русский язык
Оборудование: мультимедиа, презентация , выставка книг В.И. Даля.
Ход урока
Организационный момент (2 слайд)
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
А почему он важный -
Скажет каждый!
Постановка задач и целей урока (3 слайд)
Прочитайте великие высказывания:
«Язык есть вековой труд целого поколения»
«Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш»
-О чём будем говорить сегодня на уроке?
-Зачем необходима эта тема?
-Правильно, будем говорить о языке, о русском языке, о его вели-чии и богатстве. Каждый человек должен знать и изучать свой родной язык.
-Эти знаменитые высказывания были произнесены великим лекси-кографом Владимиром Далем, который внёс большой вклад для русского народа.
22 ноября у Владимира Даля день рождения.
План урока (4 слайд)
-А сейчас мы познакомимся с планом нашего урока.
Биография Владимира Даля (5-11 слайды)
-Родился Владимир Даль в посёлке Луганский завод (ныне — Луганск) 22 ноября 1801 года.ПОСЧИТАЙТЕ, СКОЛЬКО ЛЕТ БЫЛО БЫ ЕМУ СЕЙЧАС? 214 Его семья была высокообразованной. Отец, Иван Матвеевич Даль, был врачом, лингвистом. А мать, Мария Христофоровна Фрейтаг(кстати, в переводе с немецкого «пятница»), была пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Неудивительно, что Владимир получил прекрасное домашнее образование. В детстве в своей биографии Владимир Даль очень привязался душой к родному краю, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.
Образование Владимир Даль получил в Петербургском Морском кадетском корпусе и на медицинском факультете в Дерптском университете.
Служил морским офицером, хирургом, чиновником, но всю жизнь посвятил изучению русского языка и литературному творчеству.
Он заводит знакомства и дружбу с известными писателями и поэтами: Гоголем, Пушкиным, Крыловым, Жуковским и другими.
За свою биографию Владимир Даль написал более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни. Он много путешествовал, поэтому отлично знал русский быт. Также Даль составил учебники «Ботаника», «Зоология».
Но самой значительной и объёмной работой в биографии Владимира Даля остается «Толковый словарь», содержащий примерно 200 тысяч слов. Будучи хорошо знакомым со многими профессиями, ремёслами, приметами и поговорками, Даль все знания поместил в «Толковый словарь живого великорусского языка».
В 1862 г. был опубликован уникальный сборник «Пословицы русского народа», в который вошло более 30 000 пословиц, поговорок, прибауток. Большинство из них и поныне живёт в произведениях писателей, в повседневной речи людей.
В 1871 г. появились два сборника народных сказок для детей, которые были обработаны В. И. Далем. Среди них «Девочка Снегурочка», «Старик - годовик», «О дятле», «Привередница», «У тебя у самого свой ум», «Лучший певчий», «Про мышь зубастую да про воробья богатого» и др.
Скончался Даль 4 октября 1872 года.Сколько лет он прожил?
Работа со словарём. (12 слайд) Разбор слова «ВЕТЕР». Фразеологизм «бросать слова на ветер». (13 слайд)
-Скороговорки – это не просто забава, они развивают речевой аппарат. Речь становится правильной, выразительной, чёткой, понятной. Сейчас мы потренируемся в их произношении.
Работа в парах.
- Выберите одну скороговорку, потренируйтесь 2 мин. Расскажите соседу свою скороговорку.
Ткётткач ткани на платок Тане.
Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
- Перепишите 1-ю и 2-ю скороговорки с доски. Подчеркните грамматические основы в предложениях. А что такое граммати-ческая основа? - Какие это предложения по интонации (ПОВЕСТВ.), по цели высказывания (НЕВОСКЛ.)?
- В каком предложении есть однородные члены? Чем они являются в предложении?
Загадки (22-24 слайды)
Загадки помогают развивать сообразительность, мыслить нестан-дартно, проявлять логику, азартно искать решение. Это учит ду-мать, осваивать разную тематику.
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц)
Что зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает? (Снег)
Вся дорожка обсыпана горошком. (Звёзды на небе)
- Запишите 1-ю и 2-ю загадки.
- Определите, какие они по интонации, по цели высказывания? - Выполните синтаксический разбор 1-ой загадки.
Пословицы (25 слайд)
-В пословицах запечатлена история, мудрость наших предков, их представления о том, что такое хорошо и плохо. Поэтому сейчас мы поработаем с пословицами. На слайде будет начало пословицы, а вы должны вспомнить окончание и поразмышлять над смыслом.
Грамоте учиться (всегда пригодится.)
Азбуку учат, (во всю избу кричат.)
Написано пером, (не вырубить и топором.)
Ученье - свет, (а неученье - тьма.)
Не спеши языком, (торопись делом.)
Физкультминутка. (26 слайд)
Сказки. (27-29 слайды)
-Сказки развивают внимание, заставляют размышлять. Прививают понятия о добре и зле. Показывают, что с трудными ситуациями можно справиться. А сейчас вспомним сказки В. Даля. Вниматель-но слушайте отрывок из сказки и постарайтесь угадать сказку.
Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт, на ягоды гневается… (Война грибов с ягодами)
Пустили лису. Вот поклонилась она хозяину и отдала ему на сбережение свою курочку, сама же смирнёхонько улеглась в уголок на лавку, а хвостик подвернула под лавку. (Лиса-лапотница)
Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. (Девочка Снегурочка)
Значение слов. (30-31 слайды)
-Каждое слово имеет своё лексическое значение. Сейчас попробуем назвать лексическое значение старинных слов, посмотрим их значение в словаре В.Даля.
Уста – губы
Длань – рука, ладонь
Очи – глаза
Рушник – вышитое полотенце
Чёботы – сапоги
Жбан – кувшин с крышкой
Синонимы. (32 слайд)
-Синонимы - это слова различные по звучанию, но близкие по смыслу.
-Из второго столбика подобрать синоним к словам первого столбика.
Смелый – храбрый
Весёлый – радостный
Худой - тощий
Антонимы. (33 слайд)
-Антонимы - это слова, противоположные по своему лексическому значению. Из второго столбика подобрать антоним к словам первого столбика.
Низкий – высокий
Широкий - узкий
Добрый - злой
Омонимы .(34-37 слайды)
Омонимы - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию единицы языка.
* Коса — у девушки на голове, коса — орудие для косьбы.