Учитель: Кучугова С.И.
Тема урока: Личные местоимения единственного и множественного числа.
Задачи
1. Закрепить понятие о местоимении, о роли его в речи;
продолжить знакомить с личными местоимениями;
учить правильному употреблению местоимений в устной и письменной речи, упражнять в определении лица, числа и рода местоимений; замене существительных местоимениями в речи;
2. Коррекция и развитие слухового и зрительно восприятия, произвольного внимания, сохранной памяти, мышления на основе упражнений в распознавании лица, числа, рода местоимений. развитие устной речи, путем формулирования полных, доказательных ответов, пополнять словарный запас учащихся.
3. Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, любовь к родному языку, интерес к предмету, навыки учебной деятельности, умение сотрудничать с другими учащимися класса, уважать окружающих людей.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
Учебники, тетради, схемы, таблицы, иллюстрации, ТСО, карточки, шарады.
Ход урока:
1.Организационный момент
«Я хочу пожелать всем …»
2. Сообщение темы урока. Продолжим тему личные местоимения единственного и множественного числа.
3. Проверка домашнего задания, с.47. упр.115
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях, (число, месяц …) Минутка чистописания.
6. Словарная работа.
Антракт – (франц. слово) перерыв между действиями спектакля, отделениями концерта.
Где бывает антракт? Составьте предложения со словом антракт.
(Предложить иллюстрацию). (Записать в тетрадь словарное слово).
-После антракта мы смотрели выступление слона.
Назовите в предложении местоимение? (Мы)
7. Актуализация темы.
- Что такое местоимение?
- Какую часть речи заменяет местоимение?
- Местоимения в речи нужны …?
- Когда мы говорим о себе, какие местоимения употребляем?
- Обращаясь к другому лицу?
- Лицо или предмет о котором мы говорим называем?
- Назовите местоимения 1,2,3 лица.
-Почему местоимения называются «личными»? (Они указывают на людей, предметы).
8. Упражнение на распределение внимания.
-Хлопните в ладоши, когда услышите местоимение.
День, вы, окно, книга, ты, дети, я, дом, она, зима, мы. (! Или записать)
9. Объяснение нового материала. Местоимения изменяются по числам.
-Я веду урок? (Сколько человек?). Я одна -это местоимение ед. ч.
- А вы скажите о себе? Мы –это местоимение мн.ч.( Предлож.)
- Ты - местоимение ед. ч. Вы - это местоимение мн.ч.(Предлож.).
На «Вы» обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы. ( Пример).
- Он, она, оно – местоимение 3л. ед. ч. Они - это местоимение мн.ч.
( Сопровождается показом).
10.Отгадайте загадку.
Моё стихотворение - загадка
Про местоимения…
Утром -
Так заведено -
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар - птицей…
А стемнеет - ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, -
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл - плывёт ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
Кто же ОН, ОНО, ОНА? (солнце, месяц, луна),
местоимение 3л. ед. ч.- изменяются по родам.
11.Физминутка.
12. Работа с учебником
Чтение правила с.49.
13. Закрепление пройденного материала.
I - А) с.49 упр.120. (2гр)
с.48. упр.119 (3гр).
Б) Замени местоимение ед.ч. на – мн.ч. (работа у доски).
II - «Хитрые вопросы».
- Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на)
-Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?» Дочка ответила маме
Четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты)
- Какие два местоимения мешают транспорту ездить по дорогам, да и нам с вами ходить? (Я-мы).
14. Просмотр видеосюжета из тележурнала «Ералаш». (Сколько личных местоимений прозвучало?). Анализ
15. Домашнее задание.
С.48, упр. 119 (3-5) 3-4гр подчеркнуть местоимения, 2гр. определить лицо, число, род., если есть.
16. Итог урока.
Какую тему изучали? Что узнали нового? И т.д.
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
17. Анализ, оценки (комментарий)