kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок «Сочинение – рассуждение 9.3: интерпретация фрагмента текста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендуется использовать при подготовке к сочинению - рассуждению 9.3 в 9 классе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок «Сочинение – рассуждение 9.3: интерпретация фрагмента текста»»

Технологическая карта урока по русскому языку 9 класс

УМК Ладыженской Т.А.

Учитель: Татаурова Тамара Анатольевна МОУ «Джатиевская основная общеобразовательная школа»

Тема. «Сочинение – рассуждение 9.3: интерпретация фрагмента текста» Дата: 23.01.2020 г.


Цели: выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы;

Подготовить учащихся к сдаче ОГЭ, написанию сочинения-рассуждения 9.3, знать структуру текста и уметь написать текст по данной теме.

Задачи:

1) образовательные:  расширение и углубление знаний по культуре речи; умение  самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста - рассуждения, то есть смысловой цельностью и  структурной связностью;

 2) развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3) воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся,   как патриотизм, отзывчивость, человечность, стремление прийти на помощь.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Средства обучения: компьютер, видеофильмы, памятки, словари: словарь синонимов, словарь антонимов, толковый словарь С.И.. Ожегова Д.Н. Ушакова, учебный словарь сочетаемости слов русского языка/под ред. Н.П. Денисова, В.В. Морковкина.

Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, осознание необходимости подготовки к ОГЭ.


Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.


Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.


Познавательные УУД: знание определения изученных терминов, умение работать с текстом, словарями,  анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, словари, сообщения обучающихся), анализировать, строить рассуждения, делать выводы, уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания.


Тип урока. Урок развития речи



Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

1) Приветствие учащихся, учителей. Проверка готовности к уроку.

2) Всё ближе и ближе один из главных праздников нашего народа – День Победы в Великой Отечественной войне. Сегодня мы будем работать над сочинением, в котором попробуем поразмышлять о том, что же стало залогом Победы почти 75 лет назад…


Приветствие учителя

Проверяют свою готовность к уроку. Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Л


2. Актуализация знаний, эмоциональный настрой

- Что означают даты, записанные на доске? (08.09.1941 – 27.01.1944)

- Разгадайте предложенную анаграмму: ВЕЖОМТУС (мужество). Вот оно, ключевое слово, нашей работы сегодня.

Эмоциональный настрой.

Просмотр видеоклипа «Блокадный Ленинград» ( муз. и исп. Игорь Корнилов, сл. Виктор Пурга)



Отгадывают слово, записывают в таблицу.



Демонстрируют знания истории (блокада Ленинграда)

Р


П

Л

3.Целеполагание

- Сформулируйте цель нашего урока.



Подготовиться к сочинению – рассуждению, доказать тезис «Что такое мужество?», прокомментировать его, подобрать аргументы из текста и из своего жизненного опыта

Р

4. Мозговой штурм

(актуализация ведущих знаний)

- Давайте повторим композицию сочинения – рассуждения:

1.Тезис. ( Что это?)

Какой тезис мы должны доказать? (Что такое мужество?)

Записали тезис., Что должны с ним сделать? (Прокомментировать, т.е. дать свою оценку – см. таблицу 1)

2. Аргументы. (Один из прочитанного текста (самый простой аргумент – поступок героя), второй – из Вашего жизненного опыта. Что это значит? Откуда можно взять аргумент? См. таблицу 1).




Положение, определение, которое мы должны доказать.


Работа с таблицей 1.

П

Л

К

5. Работа с текстом, анализ текста

- Прочитайте текст Л. Овчинниковой (распечатки у детей на столе).

- Прочитайте задание к сочинению 9.2,9.3.

- Как этот текст связан с темой урока? (т.е. какова тема и главная мысль текста).


П

6. Словарная работа

- Дайте определение слова мужество. (Толковый словарь С.И. Ожегова,

Д.Н Ушакова, есть словарь на компьютере) . Записать в таблицу 2.


- Подберите синонимы к слову мужество (словарь). Записать в таблицу 2.

- Подберите антонимы к слову мужество (словарь). Записать в таблицу 2.

- Подберите существительные к этому слову (словарь). Записать в таблицу 2.

- Каким бывает мужество? (подобрать прилагательные) (словарь). Записать в таблицу 2.


- Что может мужество? (подобрать глаголы – помочь, спасти, поддержать,сохранить, сохранить присутствие духа…) (словарь). Записать в таблицу 2.


- Составьте словосочетания со словом мужество (собрать мужество, набраться мужества, иметь, проявить., не терять,сохранить,обрести, восхищаться ..)

- Цитатный материал (прочитайте эпиграф к уроку, « Мужество – добродетель, в силу которой люди в минуту опасности совершают прекрасные дела» Аристотель. Назовите ключевые слова. Записать в таблицу 2.

Высказывают свои мысли.

Отвечают на вопросы, записывают в таблицу 2 синонимы, антонимы, работают со словарем сочетаемости слов русского языка/под ред. Н.П. Денисова,

В.В. Морковкина.


К

Л

П

Р

8. Физкультминутка


Физкультминутка

Выполняют упражнения


 9. Включение в систему знаний (применение собранного материала на практике)

- Итак, мы собрали материал, необходимый для написания сочинения и 9.2,и 9.3.

- А теперь с помощью наших приемов попробуем создать вступление.

- Назовите эти приемы (дефиниция, ассоциация, аналогия, презентация)

Ассоциация

1 вариант Что такое мужество? Это слово в моем сознании связано с такими понятиями, как … (используем синонимы, которые мы подбирали…)

2 вариант. Когда я произношу слово мужество, то сразу вспоминаю (синонимы из таблицы) смелость,героизм, силу духа жителей и защитников блокадного Ленинграда.


Дефиниция

Что такое мужество? Мужество – это нравственное качество, которое заключается в способности человека (глаголы из таблицы) преодолеть страх, пожертвовать собой в минуту опасности…

Презентация

Что такое мужество? Когда летчика Алексея Маресьева …


Комментарий (что это?) См. таблицу 1.

Как перейти к аргументам? См. таблицу 1.

(Докажем это примерами из текста Л. Овчинниковой. Или : Обратимся к тексту Л. Овчинниковой.


Найдите 1 –ый аргумент из текста (Что доказываем? (примеры мужества). Самый простой аргумент – это поступок героя (героев).


2-ой аргумент. Как начать? Что может быть аргументом из Вашего жизненного опыта? См. таблицу 1.


- Ребята приготовили материалы к уроку, которые могут быть вторым аргументом к сочинению.

1) Сообщение К. Ищук (о Нике Вуйчиче + видео «Возмутительно счастливая история Ника Вуйчича»).

2) Э.Хыдыров (Видео «В москве наградили детей и подростков, совершивших в жизни настоящие подвиги»).


- Какой вывод можно сделать, посмотрев и послушав эти сообщения?





- Какие примеры мужественного поведения вы можете привести из художественных произведений?


- Как ввести 2-ой аргумент? См. таблицу 1.








Вывод. Итак (таким образом), такое моральное качество как мужество, свойственно сильным людям, которые не отступят перед испытаниями, не струсят в минуту опасности, когда жизнь и благополучие других становятся превыше собственных.



-Такк что же стало залогом победы нашего народа в Великой Отечетственной войне?

Рассуждают, работают с таблицей, используя собранный материал.
















Работа с таблицей 1.

















Проявить мужество можно не только на войне, но и в мирное время


Е. Габова «Не пускайте Рыжую на озеро», В.П. Астафьев «Васюткино озеро», Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», из жизни села

(о Д.Е. Джатиеве, мужественном сыне осетинского народа, погибшего в наших местах в годы Великой Отечественной войны).





Мужество всего народа. Все, от мала до велика, поднялись на защиту Родины, проявили небывалое мужество, не жалели собственной жизни.

К

Л

П
























































Р

К

10. Работа в парах (творческая практическая деятельность)

1 пара пишет вступление + комментарий, 2 пара – 1 аргумент, 3 пара – 2 аргумент, 4 пара – вывод, заключение.


Формулируют собственные мысли, записывают




Л

К

П

Л

11. Проверка выполнения задания

Чтение обучающимися творческих работ.

Выступления учащихся от каждой группы

К

Р

12. Рефлексия.   

- О чём мы сегодня говорили на уроке?

- Чем запомнился вам урок?

- Чему вы научились?

- Что нового вы приобрели на уроке?

- Что было самым трудным?

- Где вы сможете применить полученные знания?

- Продолжите предложение: «Теперь я умею и могу…»

 Взаимооценка (учащиеся дают оценку своей работе )


Проводят рефлексию Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке; дают оценку своей работе


Л

Р

П

Р



13. Итог урока. Домашнее задание

Заключительное слово учителя.

Дома вы, пользуясь материалами таблицы, напишите сочинение - рассуждение 9.3 по данному тексту.

Записывают домашнее задание.








Памятка - помощник

План сочинения

Пример написания

Речевые клише (заготовки)

Вводные слова, вводные конструкции

1. Тезис (положение, утверждение, которое требуется доказать)

Дать лексическое значение слова МУЖЕСТВО

Мужество – это …

Я считаю, что…

Я думаю, что…

Я уверен, что…

Мне кажется, что…

На мой взгляд, по моему мнению, по – моему…

Комментарий к тезису (2- 3 предложения, содержащие Ваши размышления с заявленным тезисом; комментарий должен быть связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта);

Где, при каких обстоятельствах может быть проявлено м..,

что могло послужить причиной проявления м…

- подберите синонимы

- подберите антонимы

- подберите прилагательные (каким бывает мужество)

- подберите глаголы


Пропишите тезис, (т.е. дайте определение мужества)



2. Аргументы + примеры

а) Первый аргумент из прочитанного текста (записать как цитату или указать номер предложения)

Обратимся к тексту…

Обратимся к тексту… (автор)

Предложение №…

Доказательство … находим в тексте

Так, предложение № …

Во – первых,…,во – вторых…, несомненно, безусловно…

б) Второй аргумент – из Вашего жизненного опыта (жизненные наблюдения, примеры из истории города (села), из жизни известных людей или Ваших знакомых, сведения из СМИ), худ. произведения.

Доказательством … служит пример из истории…

Подтверждением вышесказанного служит история из моей жизни, из жизни моих знакомых…


Подтверждение можно найти в истории нашей страны…


3. Вывод (общий итог, подтвеждающий выдвинутый тезис, без него сочинение будет незаконченным)

Таким образом, такое моральное качество как мужество, свойственно людям…, которые…

Поэтому люди, обладающие этими качествами…, достойны…


Таким образом,…

Итак,…

Действительно,…


Лексическое значение слова


«Мужество - храбрость, присутствие духа в опасности. Проявить мужество и стойкость». С.И.Ожегов

«Мужество - спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности. Проявить мужество. Душевная стойкость и смелость. Иметь мужество говорить правду в глаза». Д.Н.Ушаков


Синонимы

Отвага, героизм, храбрость, самопожертвование, стойкость, бесстрашие, смелость, самоотверженность, сила духа



Антонимы

Трусость, малодушие



Что (кто) бывает мужественным (сущ.)



Солдат, человек, ребенок, дети..



Каким бывает мужество (прилаг.)

Большое, огромное, немалое, настоящее, особое, личное, исключительное…



Что может мужество (глаг.)


Помочь, спасти, поддержать, сохранить, не потерять присутствия духа…



Слова и выражения со словом «мужество»

Собрать мужество, набраться мужества, иметь мужество, проявить мужество, не терять мужества, сохранять мужество, обрести мужество, восхищаться мужеством…




Цитатный материал


«Мужество – добродетель, в силу которой люди в минуту опасности совершают прекрасные дела». (Аристотель)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок «Сочинение – рассуждение 9.3: интерпретация фрагмента текста»

Автор: Татаурова Тамара Анатольевна

Дата: 15.03.2020

Номер свидетельства: 542856


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства