1. Мотивация к учебной деятельности | 1) Приветствие учащихся, учителей. Проверка готовности к уроку. 2) Всё ближе и ближе один из главных праздников нашего народа – День Победы в Великой Отечественной войне. Сегодня мы будем работать над сочинением, в котором попробуем поразмышлять о том, что же стало залогом Победы почти 75 лет назад… | Приветствие учителя Проверяют свою готовность к уроку. Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку. | Л |
2. Актуализация знаний, эмоциональный настрой | - Что означают даты, записанные на доске? (08.09.1941 – 27.01.1944) - Разгадайте предложенную анаграмму: ВЕЖОМТУС (мужество). Вот оно, ключевое слово, нашей работы сегодня. Эмоциональный настрой. Просмотр видеоклипа «Блокадный Ленинград» ( муз. и исп. Игорь Корнилов, сл. Виктор Пурга) | Отгадывают слово, записывают в таблицу. Демонстрируют знания истории (блокада Ленинграда) | Р П Л |
4. Мозговой штурм (актуализация ведущих знаний) | - Давайте повторим композицию сочинения – рассуждения: 1.Тезис. ( Что это?) Какой тезис мы должны доказать? (Что такое мужество?) Записали тезис., Что должны с ним сделать? (Прокомментировать, т.е. дать свою оценку – см. таблицу 1) 2. Аргументы. (Один из прочитанного текста (самый простой аргумент – поступок героя), второй – из Вашего жизненного опыта. Что это значит? Откуда можно взять аргумент? См. таблицу 1). | Положение, определение, которое мы должны доказать. Работа с таблицей 1. | П Л К |
6. Словарная работа | - Дайте определение слова мужество. (Толковый словарь С.И. Ожегова, Д.Н Ушакова, есть словарь на компьютере) . Записать в таблицу 2. - Подберите синонимы к слову мужество (словарь). Записать в таблицу 2. - Подберите антонимы к слову мужество (словарь). Записать в таблицу 2. - Подберите существительные к этому слову (словарь). Записать в таблицу 2. - Каким бывает мужество? (подобрать прилагательные) (словарь). Записать в таблицу 2. - Что может мужество? (подобрать глаголы – помочь, спасти, поддержать,сохранить, сохранить присутствие духа…) (словарь). Записать в таблицу 2. - Составьте словосочетания со словом мужество (собрать мужество, набраться мужества, иметь, проявить., не терять,сохранить,обрести, восхищаться ..) - Цитатный материал (прочитайте эпиграф к уроку, « Мужество – добродетель, в силу которой люди в минуту опасности совершают прекрасные дела» Аристотель. Назовите ключевые слова. Записать в таблицу 2. | Высказывают свои мысли. Отвечают на вопросы, записывают в таблицу 2 синонимы, антонимы, работают со словарем сочетаемости слов русского языка/под ред. Н.П. Денисова, В.В. Морковкина. | К Л П Р |
9. Включение в систему знаний (применение собранного материала на практике) | - Итак, мы собрали материал, необходимый для написания сочинения и 9.2,и 9.3. - А теперь с помощью наших приемов попробуем создать вступление. - Назовите эти приемы (дефиниция, ассоциация, аналогия, презентация) Ассоциация 1 вариант Что такое мужество? Это слово в моем сознании связано с такими понятиями, как … (используем синонимы, которые мы подбирали…) 2 вариант. Когда я произношу слово мужество, то сразу вспоминаю (синонимы из таблицы) смелость,героизм, силу духа жителей и защитников блокадного Ленинграда. Дефиниция Что такое мужество? Мужество – это нравственное качество, которое заключается в способности человека (глаголы из таблицы) преодолеть страх, пожертвовать собой в минуту опасности… Презентация Что такое мужество? Когда летчика Алексея Маресьева … Комментарий (что это?) См. таблицу 1. Как перейти к аргументам? См. таблицу 1. (Докажем это примерами из текста Л. Овчинниковой. Или : Обратимся к тексту Л. Овчинниковой. Найдите 1 –ый аргумент из текста (Что доказываем? (примеры мужества). Самый простой аргумент – это поступок героя (героев). 2-ой аргумент. Как начать? Что может быть аргументом из Вашего жизненного опыта? См. таблицу 1. - Ребята приготовили материалы к уроку, которые могут быть вторым аргументом к сочинению. 1) Сообщение К. Ищук (о Нике Вуйчиче + видео «Возмутительно счастливая история Ника Вуйчича»). 2) Э.Хыдыров (Видео «В москве наградили детей и подростков, совершивших в жизни настоящие подвиги»). - Какой вывод можно сделать, посмотрев и послушав эти сообщения? - Какие примеры мужественного поведения вы можете привести из художественных произведений? - Как ввести 2-ой аргумент? См. таблицу 1. Вывод. Итак (таким образом), такое моральное качество как мужество, свойственно сильным людям, которые не отступят перед испытаниями, не струсят в минуту опасности, когда жизнь и благополучие других становятся превыше собственных. -Такк что же стало залогом победы нашего народа в Великой Отечетственной войне? | Рассуждают, работают с таблицей, используя собранный материал. Работа с таблицей 1. Проявить мужество можно не только на войне, но и в мирное время Е. Габова «Не пускайте Рыжую на озеро», В.П. Астафьев «Васюткино озеро», Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», из жизни села (о Д.Е. Джатиеве, мужественном сыне осетинского народа, погибшего в наших местах в годы Великой Отечественной войны). Мужество всего народа. Все, от мала до велика, поднялись на защиту Родины, проявили небывалое мужество, не жалели собственной жизни. | К Л П Р К |