Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, друзья! В день осенний рада Вас увидеть я! Рада я приветствовать дорогих гостей И урок начать я хочу скорей! - Я рада видеть ваши любознательные глаза, лучезарные улыбки и надеюсь на наше взаимопонимание и взаимоподдержку. А урок, я думаю, будет добрым и полезным. – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». - Вспомните, что мы изучали на прошлых уроках. («Сложные слова») - Что называют сложными словами? - При помощи чего соединяются корни в сложных словах? 1. Словарная работа. Слайд 2 Хочешь знания проверить? Составляй тогда слова. Но запомни, что корней в них Не один, а целых два. - Из данных слов образуйте сложные слова, запишите их, выделите корень, подчеркните соединительную букву. Карточка 1 Рыба водить | | Скала рубить | | Сталь варить | | Пчела рог | | Лес ловить | | Нос лазать | | Взаимопроверка. Оценивание. Проверь себя (Слайд 3) Рыболов, скалолаз, сталевар, пчеловод, лесоруб, носорог 2.Составить сложные слова: Слайд 4 Синий, глаза - синеглазый Жизнь-радоваться – жизнерадостный Труд-любить – трудолюбивый - Что обозначают эти слова? (внешность человека и характер человека) - Когда используют эти слова в речи? (для описания внешности, характера человека) – Прочитайте слова в столбиках. Слайд 5 водохлеб синеглазый рифмоплёт трудолюбивый книголюб жизнерадостный - Что их объединяет? (Сложные слова) - На какой вопрос отвечают слова первого столбика? (Кто?) - К какой части речи относятся эти слова? (К имени существительному) - Дайте определение имени существительного. - На какой вопрос отвечают слова второго столбика? (Какой?) - Какая часть речи отвечает на вопрос какой? (Имя прилагательное) - Скажите, что такое имя прилагательное. – О ком говорят, употребляя в речи эти слова? (О человеке, о его чертах характера) – Предположите, какой будет тема урока. Слайд 6 (Сложные слова, которые обозначают внешность человека и черты его характера.) – Составим план урока. План 1.Научиться определять значение сложных слов, характеризующих человека. 2. Сложные слова, которые относятся к разным частям речи. 3. Правильно записывать сложные слова. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план) - Какие умения формировали? ( Умение планировать свою деятельность.) Работа в учебнике. 1. Упр. 136 – развивается умение определять значение сложных слов, отрицательно характеризующих человека, с опорой на значение корней. – Что общего у всех этих слов? Они сложные; Характеризуют человека, – Объясните лексическое значение каждого слова. Лежебока – лентяй, бездельник буквально – тот, кто много лежит на боку. Водохлёб – тот, кто много пьёт воды, буквально – хлебает воду. Сладкоежка - тот, кто любит употреблять много сладостей. – Кто такой пустомеля, пустослов, пустозвон? (Человек, который болтает вздор, пустяки, говорит ерунду, пустое.) - Как вы думаете, эти слова близкие или разные по смыслу? – Как называются такие слова? (Синонимы.) Дети записывают слова, подчёркивают и объясняют орфограммы. (В слове сладкоежка – 4 орфограммы.) Вспоминают слово сыроежка и наблюдают за чередованием согласных в корнях ед-, еж-. Физкультминутка Чтобы стать мне краснощёким, Полежу на солнцепёке. Чтобы быть сильномогучим Длинноруким и прыгучим, До полудня буду прыгать И конечностями двигать Широкоплеч я, длинноног, Спорт мне в этом так помог! 2. Упр. 137 – развивается умение характеризовать людей, опираясь на значение составляющих сложные слова корней, выявлять привлекательные и непривлекательные черты характера. - Прочитайте слова, которые называют черты характера человека. - Найдите в данной группе слов «лишнее» слово. Докажите. Коллективная работа над значениями слов. Самолюбивый – человек, обладающий чрезмерным самолюбием, любит себя больше, чем других. Трудолюбивый- любящий трудиться Слабовольный- человек, не обладающий сильной волей, с недостаточной силой воли Сердобольный- чувствительный, сострадательный, жалостливый, бескорыстная помощь в беде чужому человеку. Свободолюбивый- склонность души и разума проникнуться стремлением к свободе, к независимости. Милосердный- добр сердцем, всем помогает, у которого есть чувство жалости, которому не безразлична судьба других людей. Добродушный- добрый и мягкий по характеру, незлобивый. Благородный- высоконравственный, самоотверженно честный и открытый Великодушный- обладающий высокими душевными качествами, готовый бескорыстно жертвовать своими интересами для других. Властолюбивый- любящий, стремящийся властвовать. Спишите только те слова, которые вас привлекают. (Опрос 2 учеников) Запись на доске (работают 2 ученика) 1 ученик выписывает слова, называющие положительные черты характера. 2 ученик - слова, называющие отрицательные черты характера. Самооценка. Вывод: Человек должен стремиться воспитывать в себе лучшие качества. 3.Употребление в речи слов, описывающих внешность и черты характера человека. – Мы очень часто используем сложные слова, описывая чью-либо внешность. Слайд 7 - Давайте отправимся в «Мастерскую слова» и выполним задания. Задание 1(высокий уровень) Опишите внешность вашего друга и черты характера, которые ему подходят, используя сложные слова. Проверка: 1) выслушать 1-2 человек 2) 1-2 человека читают описание, а ребята должны догадаться, о ком вы говорите. Задание 2 (минимальный уровень) Выберите слова, которые подходят для описания вашей внешности и черты характера, которыми вы обладаете. Задание 3 (средний уровень) Составьте сложные слова. Напишите, как вы назовёте человека, у которого: Мягкое сердце - … добрая душа - … острый ум - … голубые глаза - … тёмные волосы - … Составьте и запишите предложение о своём друге (подружке), используя сложное слово (черта характера или внешний вид). 4. Работа в группах. -Продолжим работу в «Мастерской слова». Работая в группе, опишите, используя сложные слова, внешние черты и характер сказочного героя. Проверка. Самооценивание. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) |