kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок «Сложные слова– имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие Подходит для учеников начальных классов, которая проводится в игровой форме с привлечением родителей и учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок «Сложные слова– имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей»»







Открытый урок русского языка

в 3А классе МОБУ СОШ с.Октябрьский

УМК «Школа 2100» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

(урок изучения нового материала)

Тема:

«Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи

для характеристики людей»

Подготовила и провела
Мухина Римма Зарифовна


2016 г

Цель:

– развитие умений использовать в речи сложные слова, распределять их по тематическим группам, правильно оформлять на письме;

– развитие чувства языка на основе анализа структуры сложных слов, знакомства с историей и этимологией сложных слов.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


Личностные результаты

1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.





Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

I.Организационныймомент.













Ι. Актуализация знаний.









































II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.


























ΙV. Развитие умений – применение знания.

Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
В день осенний рада
Вас увидеть я!
Рада я приветствовать дорогих гостей
И урок начать я хочу скорей!

- Я рада видеть ваши любознательные глаза, лучезарные улыбки и надеюсь на наше взаимопонимание и взаимоподдержку. А урок, я думаю, будет добрым и полезным.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

- Вспомните, что мы изучали на прошлых уроках.

(«Сложные слова»)

- Что называют сложными словами?

  • Сложные слова – слова, у которых два корня.

- При помощи чего соединяются корни в сложных словах?

  • Корни в сложных х словах соединяются гласными буквами –о или –е.



1. Словарная работа. Слайд 2

Хочешь знания проверить?

Составляй тогда слова.

Но запомни, что корней в них

Не один, а целых два.

- Из данных слов образуйте сложные слова, запишите их, выделите корень, подчеркните соединительную букву.

Карточка 1

Рыба водить


Скала рубить


Сталь варить


Пчела рог


Лес ловить


Нос лазать


Взаимопроверка. Оценивание. Проверь себя (Слайд 3)


Рыболов, скалолаз, сталевар, пчеловод, лесоруб, носорог


2.Составить сложные слова: Слайд 4

Синий, глаза - синеглазый

Жизнь-радоваться – жизнерадостный

Труд-любить – трудолюбивый

- Что обозначают эти слова? (внешность человека и характер человека)

- Когда используют эти слова в речи?

(для описания внешности, характера человека)


– Прочитайте слова в столбиках. Слайд 5

водохлеб синеглазый

рифмоплёт трудолюбивый

книголюб жизнерадостный


- Что их объединяет? (Сложные слова)

- На какой вопрос отвечают слова первого столбика? (Кто?)

- К какой части речи относятся эти слова?

(К имени существительному)

- Дайте определение имени существительного.

- На какой вопрос отвечают слова второго столбика? (Какой?)

- Какая часть речи отвечает на вопрос какой? (Имя прилагательное)

- Скажите, что такое имя прилагательное.


– О ком говорят, употребляя в речи эти слова?

(О человеке, о его чертах характера)


– Предположите, какой будет тема урока. Слайд 6

(Сложные слова, которые обозначают внешность человека и черты его характера.)

– Составим план урока.

План

1.Научиться определять значение сложных слов, характеризующих человека.

2. Сложные слова, которые относятся к разным частям речи.

3. Правильно записывать сложные слова.

– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план)

- Какие умения формировали? ( Умение планировать свою деятельность.)



Работа в учебнике.

1. Упр. 136 – развивается умение определять значение сложных слов, отрицательно характеризующих человека, с опорой на значение корней.

– Что общего у всех этих слов?

  • Они сложные;

  • Характеризуют человека,

        • Имеют в своём значении отрицательный оттенок,

        • Употребляются в разговорной речи.

– Объясните лексическое значение каждого слова.

Лежебока – лентяй, бездельник буквально – тот, кто много лежит на боку.

Водохлёб – тот, кто много пьёт воды, буквально – хлебает воду.

Сладкоежка - тот, кто любит употреблять много сладостей.

– Кто такой пустомеля, пустослов, пустозвон?

(Человек, который болтает вздор, пустяки, говорит ерунду, пустое.)

- Как вы думаете, эти слова близкие или разные по смыслу?

– Как называются такие слова? (Синонимы.)

Дети записывают слова, подчёркивают и объясняют орфограммы.

(В слове сладкоежка – 4 орфограммы.) Вспоминают слово сыроежка и наблюдают за чередованием согласных в корнях ед-, еж-.



Физкультминутка

Чтобы стать мне краснощёким,

Полежу на солнцепёке.

Чтобы быть сильномогучим

Длинноруким и прыгучим,

До полудня буду прыгать

И конечностями двигать

Широкоплеч я, длинноног,

Спорт мне в этом так помог!

2. Упр. 137 – развивается умение характеризовать людей, опираясь на значение составляющих сложные слова корней, выявлять привлекательные и непривлекательные черты характера.

- Прочитайте слова, которые называют черты характера человека.

- Найдите в данной группе слов «лишнее» слово. Докажите.



Коллективная работа над значениями слов.

Самолюбивый – человек, обладающий чрезмерным самолюбием, любит себя больше, чем других.

Трудолюбивый- любящий трудиться

Слабовольный- человек, не обладающий сильной волей, с недостаточной силой воли

Сердобольный- чувствительный, сострадательный, жалостливый, бескорыстная помощь в беде чужому человеку.

Свободолюбивый- склонность души и разума проникнуться стремлением к свободе, к независимости.

Милосердный- добр сердцем, всем помогает, у которого есть чувство жалости, которому не безразлична судьба других людей.

Добродушный- добрый и мягкий по характеру, незлобивый.

Благородный- высоконравственный, самоотверженно честный и открытый

Великодушный- обладающий высокими душевными качествами, готовый бескорыстно жертвовать своими интересами для других.

Властолюбивый- любящий, стремящийся властвовать.


Спишите только те слова, которые вас привлекают. (Опрос 2 учеников)

Запись на доске (работают 2 ученика)

1 ученик выписывает слова, называющие положительные черты характера.

2 ученик - слова, называющие отрицательные черты характера.

Самооценка.

Вывод: Человек должен стремиться воспитывать в себе лучшие качества.


3.Употребление в речи слов, описывающих внешность и черты характера человека.


– Мы очень часто используем сложные слова, описывая чью-либо внешность. Слайд 7

- Давайте отправимся в «Мастерскую слова» и выполним задания.

Задание 1(высокий уровень)

Опишите внешность вашего друга и черты характера, которые ему подходят, используя сложные слова.

Проверка:

1) выслушать 1-2 человек

2) 1-2 человека читают описание, а ребята должны догадаться, о ком вы говорите.

Задание 2 (минимальный уровень)

Выберите слова, которые подходят для описания вашей внешности и черты характера, которыми вы обладаете.


Задание 3 (средний уровень)

Составьте сложные слова. Напишите, как вы назовёте человека, у которого:

Мягкое сердце - …

добрая душа - …

острый ум - …

голубые глаза - …

тёмные волосы - …

Составьте и запишите предложение о своём друге (подружке), используя сложное слово (черта характера или внешний вид).


4. Работа в группах.

-Продолжим работу в «Мастерской слова».

Работая в группе, опишите, используя сложные слова, внешние черты и характер сказочного героя.

Проверка. Самооценивание.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)




Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.








































Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.























Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.




















Личностные результаты

1. Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



ΙV. Итог урока.



-Какие цели мы ставили в начале урока?

- Какое задание было самым интересным?

- Какое задание было трудным?

- Оцените свою работу на уроке.    

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?





V. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Самооценка



- Какие слова характеризуют вашу работу на уроке?

- Кто был любознательным?

- Трудолюбивым?

- Лежебокой?

- Книголюбом?


V. Домашнее задание.

Составить кроссворд со сложными словами.

Спасибо за активную работу!




Деятельность учеников:


– Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е).






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мухина Римма Зарифовна

Дата: 24.04.2017

Номер свидетельства: 411427


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства